Интеллектуальная игра как средство повышения мотивации при обучении русскому языку
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Шынгырлауский колледж
Интеллектуальная игра как средство повышения мотивации при обучении русскому языку
/из опыт работы преподавателя русского языка и литературы Кинжегалиевой Куланды Хамитовны/
-600710400050
Шынгырлау, 2014 год
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить материал.
В данном сборнике представлены дидактические игры по разным темам и, так называемые «аналитические» игры. Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к русскому языку.
Цель данной работы:
показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Задачи:1.Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.2.Рассказать о дидактических играх на уроках.3.Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.
«...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».
Л. С. Выготский
«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Ф.Шиллер
Так как русский язык считается не только одним из самых трудных, но и даже скучным, а потому нелюбимым предметом школьного курса, проблема формирования мотивации и повышения интереса к урокам русского языка у обучающихся является чрезвычайно актуальной.
Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, поэтому процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка будут включены и правильно проведены разнообразные интеллектуальные игры.
Дидактические (интеллектуальные) игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память.
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Многие великие педагоги уделяли методу игры особое внимание. В.А. Сухомлинский (1918-1970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…».
Дидактические (интеллектуальные) игры – разновидность игр, специально создаваемых педагогами в целях обучения и воспитания детей. Они тесно связаны с учебным процессом и направлены на решение конкретных задач обучения детей, на развитие в детях познавательных интересов. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Цель интеллектуальных игр: поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд занимательным и продуктивным.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности.
Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету.
Приведу несколько примеров интеллектуальных игр, которые я использую на своих уроках для повышения мотивации к изучению различных разделов и тем в курсе русского языка: интеллектуальные игры к разделу «Морфология», «Лексика», «Фонетика» и так называемые «аналитические» игры.
Интеллектуальные игры к разделу «Фонетика»
1. Расшифруй фразу:
Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмьгый гесрыг, фед гяг, фед гяг,зэлэмьгый гесрыгОтвет: «Жил был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик».
Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие - звонкими. Буква Л заменяется на Р. Буква М на Н ( и наоборот). Гласные А,У,О изменяют на Я,Ю,Е.
2. Реши фонетические задачи:
Укажите слова, в которых есть звук [к]
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, , постригся.
Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, сад, лен, пол, парк, шум, ,ешь, лей, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Ответ: рай, таз, ноль, лоб, краб, муж, шей, ель, тля, пара, ложь, короб. 3. Отгадай слово.
Это слово вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не менее 5 однокоренных слов. Ответ: река; речка, заречный, речник, речонка.
Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось? Ответ: лиса.
Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову. Ответ: тихо.
4. Подумай и ответь.
Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать?
Ответ: озвончение глухих согласныхКакой фонетический признак объединяет слова: вдруг, подтянуть, укладка, лёд?
Ответ: оглушение звонких согласных.Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово лишнее и почему?
Ответ: свадьба; оно пишется соответственно с произношением со звонким д, несмотря на слово сватать.
5. Кто больше ?
Заменить в слове первый звук так, чтобы получилось как можно больше новых слов, например: Дом – том, сом, ком, лом. Назови звонкие и глухие согласные.
6.Поле чудес.
1. Это слово из 6 букв можно найти на полу. (Паркет).
2. Отними 1 букву, и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина. (Пакет).
3. Ещё 1 буква потерялась – ищи слово в дипломатических документах. (Пакт).
4.Букв стало на одну меньше, это слово знает каждый шахматист. (Пат).
5.Осталось всего 2 буквы, слово стало лёгким и закружилось в танце. (Па).
Аналитические игры:Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).
Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)
Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду – название животных в порядке уменьшения количества ног)
Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).
Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа, продолжая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Например, печка, свечка, утка, овечка. Ответ: утка (остальные рифмуются). Ворота, чернила, столы, ножницы. Ответ: столы (остальные не имеют единственного числа).
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зодиака)
уши, головы, ноги, плечи (остальные слова называют парные предметы)
ночь, дочь, рожь, мышь (в отличие от прочих не имеет множественного числа. 3. Игра «Пропорции». Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Классический пример – пропорция птица/рыба =самолет/?. Слева члены пропорции природные, справа – сделанные человеком; вверху летают. Внизу плавают. Ответ: подводная лодка (корабль не подходит – решение должно плавать под водой). Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях. Пример грамматической пропорции: делать/сделать = говорить/?. Ответ: сказать. Забавный пример: пожар/пожарник = ?/дворник. Правильно двор, если пропорция словообразовательная, и мусор, если смысловая.
Баллы присуждаются как за решения, так и за создание новых пропорций.
рысь/кошка = ?/собака (волк)
лампа/свет = ?/звук (магнитофон или радио)
казак/казак = арап /? (пара – слова прочитаны справа налево)
музыка/ноты = речь/? (буквы)
лицо/портрет = природа/? (пейзаж)
пожарник/? = дворник/метла (вода)
тигр/4 = ?/8 (паук – по количеству ног)
машина/мотор = человек/? (сердце)
дом/крыша = человек/? (шапка)
верблюд/горб = пеликан /? (клюв)
капля/море = слово/? (текст)
дождь/снег = осень/? (зима)
I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
II . Игра « Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания: Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Кто эти животные ?Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.(козёл, утка, лошадь, осёл, гусь, петух, курица, овца, коза).
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
5. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
6. Угадай слово по его написанию:
1. «Глаз» автомобиля (фара).
2. «Свежезамороженный» дождь (снег).
3. «Архитектурное строение» пчел (улей).
4. «Шляпка на ножке» (гриб).
5. Лесной барабанщик (дятел).
6. Не носки и не чулки (гольфы)
7. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:
1) Езда; она нужна для управления лошадью.
2) Ворс; сладкий напиток.
3) Дочь; тёмная после дня.
4) Ел; лежит на дне озера.
5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.
6) Тихо; лесной дух, чудище.
Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
Слова для записи на картах лото.
1) Беда 21)Бесславие2) Бездарный 22) Ближний3) Белый 23) Больше4) Будущее 24)Красавец5) Вверх 25)Мало6) Вечером 26)Неправда7) Внешний 27)Обвинять8) Война 28)Отвергать9) Вперёд 29) Первый10) Вражда 30)Плохой11) Встреча 31)Подъём12) Глупец 32)Правда13) Горький 33)Противник14) Грубость 34)Радость15) Грязь 35) Свет16) Да 36)Сильный17) Дёшево 37)Тишина18) Жестокий 38) Умный19)Здоровый 39)Лучше20)Истина 40) Хороший
Слова для записи на карточках.
1) Удача 21) Мягкий2) Талантливый 22) Нездоровый3) Чёрный 23)Ложь4) Прошлое 24) Урод5) Дальний 25)Хуже6) Меньше 26)Много7) Прошлое 27)Правда8) Вниз 28)Оправдывать9) Утром 29)Соглашаться10) Внутренний 30)Последний11) Мир 31)Хороший12) Назад 32)Спуск13) Дружба 33)Сторонник14) Разлука 34)Горе15) Мудрец 35)Тьма16) Сладкий 36) Слабый17) Нежность 37)Шум18) Чистота 38) Глупый19) Нет 39) Плохой20) Дорого 40)Слава
Шуточные вопросы:
Какую строчку нельзя прочесть? (швейную)
Какая земля не старится? (Новая)
Какой болезнью никто на земле не болеет? (морской)
Когда зрячий человек бывает слепым? (когда он неграмотный)
Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
Какой год продолжается всего один день? (Новый)
Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)
В каких лесах не водится дичь? (в строительных) Какую воду и в решете можно носить? (лёд)
Из какой тарелки не пообедаешь ?(Пустой)
Какой кирпич бывает закуской? (Хлебный)
Какие четыре моря носят название цвета ? (Чёрное, белое, жёлтое, красное)
На какое дерево садится ворона во время дождя ? (Мокрое)
Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Железнодорожного)
Какую воду и в решете можно носить ? (Замороженную)
Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? (баран)
Какую шляпку нельзя надеть на голову ?(шляпку гвоздя)
Чего не следует сыпать на рану ? (соль)
«Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом.
Лингвистический диктант
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова пред корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде… Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль…
Литературоведческий диктант
Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.
Математический диктант
Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.
Исторический диктант
Вооружённое нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.
Диктант « Окончания имён прилагательных»
Записать в тетради через запятую только окончания имён прилагательных.
Текст: Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду.
В тетради дети записывают: -ая, -им, -ым, -ем, -ые, -ом.
Заключение
Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности, можно говорить о том, что для повышения интереса к русскому языку необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью дидактической игры.
Дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к русскому языку. Использованные на уроках интеллектуальные игры предоставляют возможность учащимся игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить материал.
Цель данной работы:
показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Задачи:1.Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.2.Рассказать о дидактических играх на уроках.3.Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.
«...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».
Л. С. Выготский
«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Ф.Шиллер
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Так как русский язык считается не только одним из самых трудных, но и даже скучным, а потому нелюбимым предметом школьного курса, проблема формирования мотивации и повышения интереса к урокам русского языка у обучающихся является чрезвычайно актуальной.
Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, поэтому процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка будут включены и правильно проведены разнообразные интеллектуальные игры.
Дидактические (интеллектуальные) игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память.
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Многие великие педагоги уделяли методу игры особое внимание. В.А. Сухомлинский (1918-1970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…».
Дидактические (интеллектуальные) игры – разновидность игр, специально создаваемых педагогами в целях обучения и воспитания детей. Они тесно связаны с учебным процессом и направлены на решение конкретных задач обучения детей, на развитие в детях познавательных интересов. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Цель интеллектуальных игр: поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд занимательным и продуктивным.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности.
Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету.
Приведу несколько примеров интеллектуальных игр, которые я использую на своих уроках для повышения мотивации к изучению различных разделов и тем в курсе русского языка: интеллектуальные игры к разделу «Морфология», «Лексика», «Фонетика» и так называемые «аналитические» игры.
Интеллектуальные игры к разделу «Фонетика»
1. Расшифруй фразу: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмьгый гесрыг, фед гяг, фед гяг,зэлэмьгый гесрыгОтвет: «Жил был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик».
Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие - звонкими. Буква Л заменяется на Р. Буква М на Н ( и наоборот). Гласные А,У,О изменяют на Я,Ю,Е.
2. Реши фонетические задачи:
Укажите слова, в которых есть звук [к]
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, , постригся.
Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, сад, лен, пол, парк, шум, ,ешь, лей, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Ответ: рай, таз, ноль, лоб, краб, муж, шей, ель, тля, пара, ложь, короб. 3. Отгадай слово.
Это слово вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не менее 5 однокоренных слов. Ответ: река; речка, заречный, речник, речонка.
Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось? Ответ: лиса.
Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову. Ответ: тихо.
4. Подумай и ответь.
Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать?
Ответ: озвончение глухих согласныхКакой фонетический признак объединяет слова: вдруг, подтянуть, укладка, лёд?
Ответ: оглушение звонких согласных.
Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово лишнее и почему?
Ответ: свадьба; оно пишется соответственно с произношением со звонким д, несмотря на слово сватать.
5. Кто больше ?
Заменить в слове первый звук так, чтобы получилось как можно больше новых слов, например: Дом – том, сом, ком, лом. Назови звонкие и глухие согласные.
6.Поле чудес.
1. Это слово из 6 букв можно найти на полу. (Паркет).
2. Отними 1 букву, и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина. (Пакет).
3. Ещё 1 буква потерялась – ищи слово в дипломатических документах. (Пакт).
4.Букв стало на одну меньше, это слово знает каждый шахматист. (Пат).
5.Осталось всего 2 буквы, слово стало лёгким и закружилось в танце. (Па).
Аналитические игры:Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).
Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)
Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду – название животных в порядке уменьшения количества ног)
Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).
Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа, продолжая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Например, печка, свечка, утка, овечка. Ответ: утка (остальные рифмуются). Ворота, чернила, столы, ножницы. Ответ: столы (остальные не имеют единственного числа).
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зодиака)
уши, головы, ноги, плечи (остальные слова называют парные предметы)
ночь, дочь, рожь, мышь (в отличие от прочих не имеет множественного числа. 3. Игра «Пропорции». Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые. Классический пример – пропорция птица/рыба =самолет/?. Слева члены пропорции природные, справа – сделанные человеком; вверху летают. Внизу плавают. Ответ: подводная лодка (корабль не подходит – решение должно плавать под водой). Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях. Пример грамматической пропорции: делать/сделать = говорить/?. Ответ: сказать. Забавный пример: пожар/пожарник = ?/дворник. Правильно двор, если пропорция словообразовательная, и мусор, если смысловая.
Баллы присуждаются как за решения, так и за создание новых пропорций.
рысь/кошка = ?/собака (волк)
лампа/свет = ?/звук (магнитофон или радио)
казак/казак = арап /? (пара – слова прочитаны справа налево)
музыка/ноты = речь/? (буквы)
лицо/портрет = природа/? (пейзаж)
пожарник/? = дворник/метла (вода)
тигр/4 = ?/8 (паук – по количеству ног)
машина/мотор = человек/? (сердце)
дом/крыша = человек/? (шапка)
верблюд/горб = пеликан /? (клюв)
капля/море = слово/? (текст)
дождь/снег = осень/? (зима)
I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Кто эти животные ?Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.(козёл, утка, лошадь, осёл, гусь, петух, курица, овца, коза).
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
5. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
6. Угадай слово по его написанию:
1. «Глаз» автомобиля (фара).
2. «Свежезамороженный» дождь (снег).
3. «Архитектурное строение» пчел (улей).
4. «Шляпка на ножке» (гриб).
5. Лесной барабанщик (дятел).
6. Не носки и не чулки (гольфы)
7. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:
1) Езда; она нужна для управления лошадью.
2) Ворс; сладкий напиток.
3) Дочь; тёмная после дня.
4) Ел; лежит на дне озера.
5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.
6) Тихо; лесной дух, чудище.
Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
«Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом.
Лингвистический диктант
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова пред корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде… Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль…
Литературоведческий диктант
Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.
Математический диктант
Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.
Исторический диктант
Вооружённое нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.
Диктант « Окончания имён прилагательных»
Записать в тетради через запятую только окончания имён прилагательных.
Текст: Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду.
В тетради дети записывают: -ая, -им, -ым, -ем, -ые, -ом.
Заключение
Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности, можно говорить о том, что для повышения интереса к русскому языку необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью дидактической игры.Дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к русскому языку. Использованные на уроках интеллектуальные игры предоставляют возможность учащимся