««РОДИТЕЛЬСКОЕ КАФЕ» как вариант взаимодействия родительской общественности и учреждения дополнительного образования в условиях небольшого северного посёлка»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
««РОДИТЕЛЬСКОЕ КАФЕ» как вариант взаимодействия родительской общественности и учреждения дополнительного образования в условиях небольшого северного посёлка»
Авторы-составители:
Мухамедзянова Наталия Владимировна,
директор МБУДО «Ямальский ЦВР»
Щекотова Лариса Анатольевна
заместитель директора,
по методической работе МБУДО «Ямальский ЦВР»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
Введение. В контексте стремительных изменений, происходящих в стране, в мире, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования. Сфера образования в целом и дополнительного образования детей в частности всё больше воспринимается как сфера услуг (специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого модернизация системы образования способствует становлению учреждений дополнительного образования как субъектов рынка образовательных услуг. Муниципальное Бюджетное учреждение дополнительного образования Ямальский Центр внешкольной работы расположен на полуострове, который всегда жалуется на свою величину: «Я-мал! Я- мал!». На сегодняшний день – это единственное учреждение дополнительного образования детей в районе, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для их творческого и индивидуального развития.
Описание проблемы. Мы сторонники мнения Л. Кассиля о том, что семья и учреждение дополнительного образования – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые творческие шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний… Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско - родительских отношений. Родители вынуждены концертировать внимание на материальном благополучии, а значит – меньше времени тратить на общение в семье. Компьютерные игры, аудио-, видеопродукция, трансляция насилия и жестокости в СМИ – вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, подрывая авторитет семьи.
Выявлены следующие противоречия:
Ведущее место в воспитании и формировании личности занимает семья, это серьёзная и важная обязанность родителей.- Но зачастую родители не готовы к этому, т.к. этому их никто не учил.
Нравственное поведение взрослых в семье создаёт прочную основу для выработки верных жизненных позиций. - Но «семейный очаг» зачастую не является примером для подражания.
Новые социальные отношения требуют воспитания мобильной, творческой, духовной личности. – Но не каждая семья в одиночку может обеспечить в полном объёме такое воспитание.
Предмет проблемы: отсутствие взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования.
Объект проблемы: учреждение дополнительного образования детей
Субъект проблемы: детско- родительские отношения.
При рассмотрении альтернатив решения возможны следующие трудности:
Игнорирование со стороны родителей;
Отсутствие финансовых средств;
Низкая активность педагогического коллектива.
Разработка решения требует творческого нестандартного подхода, чтобы инициатива была поддержана.
Таким образом, мы определяем следующую проблему: отсутствие взаимодействия семьи и Ямальского Центра внешкольной работы.
Цель: найти эффективные формы систематического и квалифицированного взаимодействия семьи и Ямальского Центра внешкольной работы.
Определение критериев оценки результатов решения
Качественные критерии (0-1б)
Наличие эффективных форм систематического и квалифицированного взаимодействия семьи и Ямальского Центра внешкольной работы (1б)
Отсутствие эффективных форм систематического и квалифицированного взаимодействия семьи и Ямальского Центра внешкольной работы (0б)
Количественные критерии
Количество привлечённых родителей (1б за каждого родителя)
Количество вариантов, рассчитанных на индивидуальное взаимодействия ЯЦВР и родителей (1б за каждый вариант).Количество вариантов, рассчитанных на групповое взаимодействия ЯЦВР и родителей (1б за каждый вариант). Количество нестандартных вариантов взаимодействия ЯЦВР и родителей (1б за каждый вариант).
Сбор всесторонней информации, выявление ограничений
Для решения обозначенной проблемы определился комплекс задач:
Добиться комфортности во взаимосвязи родителей и ЯЦВР;
Заинтересовать Администрацию, спонсоров, социальные структуры в необходимости установления взаимосвязи родителей и ЯЦВР.
Убедить педагогический коллектив в расширении воспитательных возможностей (по отношению к родителям).
Сопутствующими задачами будут являться: постоянное изучение опыта взаимодействий учреждений дополнительного образования с родителями, общественностью, запросов участников взаимодействия (родители- дети), разработка воспитательных программ, тренингов, обеспечение использования новых информационных технологий, повышение рейтинга ЯЦВР.
Для решения обозначенной проблемы имеются следующие ресурсы: персонал – педагоги дополнительного образования с достаточным уровнем квалификации;
информация от потребителей – социальный опрос;
родители - воспитанников ЯЦВР;
материально-техническая база (здание, оборудование для учебного процесса в объединениях различной направленности).
Изучение существа вопроса.Повышенная занятость отдельной категории родителей поиском дополнительного заработка (даже вне посёлка), существенно сократили время общения взрослых с детьми. Т.о., семьи, из которых приходят в Центр внешкольной работы дети, неоднородны. В них различный материальный достаток, разные условия для развития, разные нравственные устои, отношения к детям. Искусство воспитания многим родителям кажется делом знакомым и понятным. «И тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Следует учесть, что 80% наших воспитанников – дети коренной национальности, чьи родители ведут кочевой образ жизни. Известны следующие варианты сотрудничества образовательного учреждения и родителей:
участие родителей в воспитательных мероприятиях;
участие родителей в работе Управляющего Совета;
участие родителей в мастер-классах педагогов дополнительного образования;
выездные мастер-классы в п. Сюнай Сале;
дни открытых дверей;
неформальные записки родителям;
индивидуальные и тематические консультации;
оформление стендов;
литературные гостиные, музыкальные вечера на тему «Семья – основа всех начал»;
брошюры и буклеты по воспитательным проблемам, подбираемые педагогом для родителей по их запросу;
ролевые игры, тренинги;
использование метода проектной деятельности;
совместное участие в конкурсах детей, родителей и педагогов дополнительного образования.
Определение источников информации: собственные наблюдения, беседы с родителями, воспитателями, учителями школы-интерната, проведение социологических опросов среди населения, изучение специальной методической литературы, сеть Интернет.
Изучение условий для эффективного решения. МБОУ ДОД ЯЦВР давно и успешно сотрудничает со всеми социальными структурами с. Яр-Сале: управление по развитию физической культуры и спорта, управление культуры и молодёжной политики, управление по труду и социальной защите, органы внутренних дел, военный комиссариат, учреждения образования посёлка. Наше образовательное учреждение располагается в центре посёлка, что способствует развитию общения между родителями и педагогами. Здание, в котором располагается Центр внешкольной работы, приспособленное. Образовательная деятельность в ЯЦВР осуществляется по шести направленностям (художественная, эколого-биологическая, спортивно-оздоровительная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, техническая), это даёт возможность выбора форм для привлечения (мастер-классы по прикладному творчеству, спортивные соревнования и т.п.).
Выявление ограничений. С. Яр-Сале является административным центром Ямальского района, расположенного на полуострове Ямал. Географической особенностью является удалённость и труднодоступность поселений друг от друга. Основной контингент населения посёлка – ненцы, коренные малочисленные народы Севера, ведущие кочевой образ жизни. В течение учебного года дети кочевников находятся в посёлке и проживают в корпусах школы-интерната. Поэтому достаточно сложно установить тесную связь с родителями. Это является значительным ограничением решения данной проблемы. Одним из главных препятствий достижения цели, по нашему мнению, является недостаточная площадь используемого помещения (отсутствие актового и спортивного залов), отсутствие заинтересованности Администрации района в расширении площадей ЯЦВР (на данный момент площадь составляет 206 кв.м.), отсутствие спонсоров, готовых вложить средства в развитие нашей организации, низкий уровень бюджетного финансирования.
Разработка альтернатив решений и выбор оптимального варианта
Создание структуры решения.
Попробуем выявить недостатки системы, установить их причины, определить последовательность изменений, которая позволит компонентам системы преобразоваться в новые.
В систему входит всё, что влияет на поиск эффективных форм систематического и квалифицированного взаимодействия семьи и Ямальского Центра внешкольной работы: кадровый состав организации, родители, воспитанники, материально-техническое обеспечение, здание, социально-педагогические воспитательные технологии, рейтинг учреждения, отношение со стороны общественности, географическое положение (9 зимних месяцев).
Основными недостатками системы являются:
А) отсутствие заинтересованности родителей; Б) недостаточное финансирование, В) низкий рейтинг учреждения, Г) низкая температура воздуха в течение длительного периода.
Установление причин недостатков.(Метод: Зачем? Отчего? Почему?).А) - Почему родители не заинтересованы в сотрудничестве с МОУ ДОД ЯЦВР?
- Потому что считают, что время будет потеряно без пользы.
- Почему потеря времени раздражает?
- Потому они активно не включены в воспитательный процесс (пассивные зрители).
- А почему они должны быть активными?
- Потому что это способствует достижению цели.
Б) - Зачем ЯЦВР увеличивать финансирование?
- Чтобы увеличить площади.
- А зачем дополнительные площади?
- Потому что нет спортивного и актового залов, «комнаты» для родителей.
- Почему отсутствие спортивного и актового залов, «комнаты» для родителей вызывает недовольство?
- Потому что отсутствует возможность привлечения родителей к участию в массовых мероприятиях.
- А зачем привлекать родителей?
- Потому что это цель.
В) – Почему рейтинг нашего учреждения является низким?
- Потому что отсутствует информация.
- Почему отсутствие информации раздражает?
- Потому что информация способствует привлечению родителей.
Г) Почему низкая температура воздуха вызывает раздражение?
- Потому низкая температура воздуха значительно ограничивает формы для взаимодействия с родителями.
- А почему ограничение форм вызывает недовольство?
- Потому что взаимодействие с родителями возможно только в помещении.
- Почему взаимодействие в помещении вызывает раздражение?
- Потому что недостаточные площади.
Основная задача состоит в том, чтобы ликвидировать обозначенные недостатки и обеспечить возможность различные формы сотрудничества ЯЦВР и родителей. Для преобразования системы в качественно новое состояние, определяем следующую последовательность изменений.
Формирование общественного мнения для повышения рейтинга.
Создать условия для общения родителей и педагогов.
Повысить активность родителей.
Изыскивать дополнительные площади для проведения мероприятий с родителями.
Генерирование альтернативных решений:
№ п/пИдея Варианты решения проблемы
1. Формирование общественного мнения для повышения рейтинга.
Провести PR- акции (реклама работы объединений в здании ЦВР, выход в организации и участие в крупных поселковых мероприятиях)
Проведение ярких массовых мероприятий для детей
Выступление в прессе, создание сайта в Интернете
2 Создать условия для общения родителей и педагогов Расширенное фойе здания ЯЦВР
Выпуск газеты, рассылка писем с информацией об успехах их детей
Поздравления к профессиональным праздникам (изготовление открыток и т.д.)
Арендовать кафе
Проведение совместных мероприятий
Сотрудничество со СМИ (Н-р: рубрика «Советы для родителей»).
Дистанционные курсы, семинары с привлечением специалистов для педагогов ЯЦВР.
3 Повысить активность родителей.
Привлечение в органы общественного управления ЯЦВР
Привлечение родителей к проведению тематических бесед (н-р: о профессии)
Привлечение родителей для оказания спонсорской помощи
Организация и проведение выставок достижений родителей
Подготовка благодарственных писем активным родителям
4 Изыскивать дополнительные площади для проведения мероприятий с родителями.
Заключить договора ссуды с организациями посёлка
Визит к Главе с активом детей ЯЦВР и родителей
Арендовать кафе, спортивные залы.
Добиться комфортности во взаимосвязи родителей и ЯЦВР;
Заинтересовать Администрацию, спонсоров, социальные структуры в необходимости установления взаимосвязи родителей и ЯЦВР.
Убедить педагогический коллектив в расширении воспитательных возможностей (по отношению к родителям).
Выбор оптимального решения. Оптимальным решением является заинтересовать администрацию, спонсоров, социальные структуры в необходимости установления взаимосвязи родителей и ЯЦВР в рамках проекта «РОДИТЕЛЬСКЕ КАФЕ».
Контроль выполнения принятого решения
Измерение параметров полученных результатов.
Качество и количество проведенных PR-акций.
% педагогов, прошедших КПК
Количество проведенных массовых мероприятий с родителями.
Положительное решение об аренде площадей для проведения массовых мероприятий с родителями.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. социальная педагогика курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений.2-е изд. М/Академия.2000.
2. Гузеев В.В. исследовательские проекты в практике школы. Библиотека журнала «Директор школы, 1998г., №7 с.110-127.»
3. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере/ специалист.11996, № 5, с.35- 38.
4. Дереклеева Н.И. «Справочник завуча. Воспитательная работа. Учебно -методическая работа. 5-11классы», Москва, «Вако», 2008г.
5. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. «Справочник классного руководителя, 10- 11 классы », Москва, «Вако», 2008г.
6. Дубровский А.А. Жемчужина России. /Педагогический поиск. М, 1987.с.501- 540.
7. Евладов Е.П. «По тундрам Ямала к Белому острову».
8. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. М.1996г.
9 Лодкина Т. «Социальный педагог приходит в семью./ Воспитание школьника», 1996г,
№5, с.35-38.
10. Макаренко А.С. «Книга для родителей». Киев, 2987. с.237-241.
11. Мацковский М. С. «Современная семья и ее проблемы». М, 1978г, с.47-48.
12. Полат Е.С. «Как рождается проект», М., 1995г.
13. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома», психотехнические упражнения и коррекционные программы, М., 1993г.
14. Ковязина Т.Н.Организация социально-значимой деятельности в учреждениях дополнительного образовании: социально-образовательные проекты. Из опыта работы/авт-сост.Т.Н.Ковязина, Н.Е Галицына.- Волгоград: Учитель, 2010.-153с.
15. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей ОУ/Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.-М.:Просвещение, 2011.-96с.(работаем по новым стандартам)