Урок Весенние палы — боль и утрата


МБОУ «Ближнеборисовская СШ» Нижегородской области
Авдонина Галина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Литературный час.«Весенние палы – боль и утрата»
Цель занятия: обогащение знаний о причинах возникновения пожаров .
Задачи:
1.Знакомство с художественными произведениями, показывающими вред весенних палов;
2.Пропаганда вреда весенних палов;
3.Воспитание любви к родной природе, ответственного отношения к ней.
Ход занятия
1.Выразительное чтение отрывка из романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Ранней весной, когда сойдёт снег и подсохнет полёгшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам… И после долго пахнет в степи горькой гарью от выжженной и потрескавшейся земли. Кругом весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовитой зелёнке пролётные гуси и вьют гнёзда осевшие на лето стрепета. А там, где прошлись палы, зловеще чернеет мёртвая, обуглившаяся земля. Не гнездует на ней птица. Стороною обходит её зверь, только ветер, крылатый и быстрый, пролетает над нею и далеко разносит сизую золу и едкую тёмную пыль.
— А что такое палы?
2.Жизненного опыта учащихся хватает, чтобы объяснить лексическое значение этого слова. Но дело не только в том, что во время палов гибнет “полёгшая за зиму трава”. Не случайно рядом такое многообещающее слово — весенние. На данном этапе работы обращаемся к словарям.
Работа со словарями.
3. Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал его от диких зверей, использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Благодаря огню человечество устремилось в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. В руках человека, при условии соблюдения правил пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь превращается в зло.
4.Весна, много сухой травы и листвы. И как часто то тут, то там виден дымок, огонь - это взрослые и дети жгут прошлогоднюю траву, листву. - К чему могут привести такие действия людей?
5.Подготовленные ученики читают стихотворение Вадима Шефнера «Лесной пожар»Забывчивый охотник на привалеНе разметал, на растоптал костра.Он в лес ушел, а ветки догоралиИ нехотя чадили до утра.А утром ветер разогнал туманы,И ожил потухающий костерИ, сыпля искры, посреди поляныБагровые лохмотья распростер.Он всю траву с цветами вместе выжег,Кусты спалил, в зеленый лес вошел.Как вспугнутая стая белок рыжих,Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,С морозным треском падали стволы,И, как снежинки, искры с них летелиНад серыми сугробами золы.Огонь настиг охотника - и, мучась,Тот задыхался в огненном плену;Он сам себе готовил эту участь,-Но как он искупил свою вину
(Включается запись шума лесного пожара)
6. От весенних палов много гибнет леса по вине человека, и уберечь лес, а значит и нашу родную планету, может только человек и в том числе и мы с вами.
7.Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева
Пожары
Широко, необозримо,Грозной тучею сплошной,Дым за дымом, бездна дымаТяготеет над землей.Мертвый стелется кустарник,Травы тлятся, не горят,И сквозит на крае небаОбожженных елей ряд.На пожарище печальномНет ни искры, дым один, -Где ж огонь, злой истребитель,Полномочный властелин?Лишь украдкой, лишь местами,Словно красный зверь какой,Пробираясь меж кустами,Пробежит огонь живой!Но когда наступит сумрак,Дым сольется с темнотой,Он потешными огнямиВесь осветит лагерь свой.Пред стихийной вражьей силойМолча, руки опустя,Человек стоит уныло -Беспомощное дитя.
8. Инсценировка .
Леонардо да Винчи «Мотылёк и пламя»
Порхая в вечерних сумерках и наслаждаясь прохладой, нарядный мотылек вдруг приметил мерцающий вдали огонек. Он тотчас направился к освещенному месту, а когда оказался рядом, стал летать вокруг горящего на окне ночника, с удивлением разглядывая его. Как же красив этот незнакомец!Налюбовавшись вдоволь, мотылек решил познакомиться с ярким огоньком и поиграть с ним, как обычно забавлялся в саду с цветами, раскачиваясь на их венчиках, словно на качелях. Отлетев немного в сторону, он сделал крутой разворот и пролетел, почти касаясь желтого язычка пламени и как бы приглашая его к игре.Но что-то больно кольнуло его и подбросило вверх. Присев на подоконник у ночника, мотылек в изумлении обнаружил, что потерял одну лапку и подпалил края крылышек.— Как же могло такое стрястись? — в недоумении спрашивал себя мотылек и не находил ответа. Он никак не мог допустить, чтобы такой дивный безобидный огонек способен был причинить ему зло. Придя немного в себя от потрясения, мотылек вновь расправил крылышки и вспорхнул.Сделав несколько кругов над горящим ночником, он спокойно полетел прямо на пламя, желая покачаться на нем, но тут, же упал в масло, коим питался коварный огонек.— Какой же ты жестокий, — промолвил мотылек, теряя силы. — Я надеялся найти в тебе друга, а обрел погибель. Слишком поздно я понял, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась глупая затея поиграть с тобой!— Бедный мотылек! — ответил ему ночник. — Моя ли вина, что я не цветок, освещенный лунным светом, как ты наивно полагал? Мое назначение — светить людям. А кто не умеет осторожно обращаться с огнем, непременно обжигается
9.Правила поведения в пожароопасный период.
- В пожароопасный период ни в коем случае не пользуйтесь открытым огнём!К таким периодам относятся середина и конец весны (почва покрыта сухими листьями и травой), а также всё лето и начало осени, когда стоит жаркая погода при отсутствии осадков более недели. Не разводите костёр в тех местах, где много сухой травы.
- Что делать при пожаре ?
Если вы обнаружили , немедленно сообщите об этом в службу спасения, в администрацию сельского округа , 01 и 112 (только для мобильных телефонов).
- Если обнаруженный вами пожар ещё не набрал силу, примите меры по его тушению с помощью воды,земли, песка, веток лиственных деревьев, плотной одежды. Наиболее эффективный способ тушения пожара — забрасывание кромки пожара землёй.
10.Изготовление листовок «НЕТ ВЕСЕННИМ ПАЛАМ!»
11.Выразительное чтение и анализ стихотворения
Любите, берегите землю эту!Среди болот подобья острововСтановятся вдруг чудо городами.В них добрым людям долго- долго жить,Работать всласть,Детей своих учить:Любите, берегите землю эту!!За боль и кровь ее глубоких венУкрасьте грудь ее ковром зеленым,Пусть ветры только добрых переменВолнуют землю, ставшую нам домом.
12. Творческая работа. Мини - сочинение «НЕТ весенним палам !»
Список литературы.
1. Леонардо да Винчи «Мотылёк и пламя»2. «Толковый словарь русского языка»
3. Ф.И.Тютчев « Пожары»
4. Шефнер «Лесной пожар»
5. М.А.Шолохова «Тихий Дон» .