Разработка урока на тему: Уникальность планеты Земля, как среда обитания живых организмов
Тема: Уникальность планеты Земля, как среды обитания живых
организмов.
Цель урока:
на основании имеющихся представлений обобщить и систематизировать знания учащихся о Земле;
сформировать представление об уникальности планеты, как единственной планеты в Солнечной системе, где существует жизнь.
Задачи:
развить и углубить знания учащихся о нашей планете: ее месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; развивать умение сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.
закрепить знания об окружающих Землю оболочках;
акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов;
познакомить с основными экологическими проблемами, возникшими по вине человека, которые ставят под угрозу существование жизни на Земле;
воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки.
Материалы и оборудование: учительская презентация, фотографии Земли из космоса, флаконы из-под аэрозолей, карточки с заданиями
Ход урока
"Будь – свободен!
Просторы Вселенной – твой дом – изучай!"
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово (слайд 1-3).
Поговорим сегодня о нашей неповторимой планете. Земля – это маленькая планета в безграничном пространстве Вселенной. Конечно, для нас она является самой важной, поскольку мы здесь живем. Поэтому из всех планет Солнечной системы мы больше всего знаем о Земле и одновременно именно она вызывает наибольший интерес. Возникают бесконечные вопросы и ответы. И чтобы лучше узнать нашу планету, мы посвятим ей наш урок.
Со дня нашего рождения мы становимся космическими путешественниками. Гигантский космический корабль – наша планета Земля – совершает стремительный полет в мировом пространстве, со скоростью 30 км/ с. Сегодня совершая космическое путешествие, мы еще на один шаг приблизимся к познанию мира Вселенной, частью которого является наша планета. Цель нашего путешествия – узнать, в чем заключается уникальность Земли; познакомиться с экологическими проблемами, вызванными деятельностью человека.
2. Изучение нового материала.
- Ребята, как вы думаете, почему нашу планету называют уникальной планетой Солнечной системы?
Обучающая структура «Эй Ар Гайд» - «до и после»
Учащиеся на листочках записывают свое мнение почему они считают Землю уникальной планетой.
Несколько учащихся отвечают на вопрос.
Сообщение учащегося, получившего опережающее задание. Слайд № 4–6.
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, вылетевшим в космос. На своем дистанционно-управляемом корабле Восток-1 он поднялся на высоту 320 км и совершил один оборот вокруг Земли. Когда он, и его глазами все человечество впервые, увидело Землю из космоса, он сказал: "Небо очень черное. Земля голубая. Все видно очень ясно".
Космонавты говорят, что из космоса Земля выглядит, как драгоценный камень. Она неповторима, несмотря на то, что планеты открыты в настоящее время и у ряда других звезд.
- Место Земли в Солнечной системе. Значение Солнца для жизни на Земле. (слайды 7-9), таблица №1 (температура на планетах)
Вопросы к учащимся:
Ребята, скажите, пожалуйста, каково место Земли в Солнечной системе.
Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
Какие виды движения Земли вы знаете?
На каком расстоянии Земля находится от Солнца?
В какую группу планет Солнечной системы входит Земля?
Обучающая структура «Таймд ПЭА ШЭА» - в течение определенного времени учащиеся с партнерами по плечу.
Опрос нескольких учащихся.
Вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Доказательство вращения Земли – постоянство положения Полярной звезды на небе, неизменность положения в пространстве оси ее вращения. Смена дня и ночи.
- Значение атмосферы для Земли. Слайд № 10–11.
Вопросы к учащимся:
Как называется воздушная оболочка Земли?
Из смеси, каких газов она состоит?
Каково значение атмосферы?
Обучающая структура «Релли робин» - обмен короткими ответами с партнерами по лицу.
Что мы поглощаем более всего в своей жизни и без чего можем обходиться самое малое время? Конечно – это воздух! Очень мало людей знают, сколько воздуха они вдыхают. За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха, тогда как пищи он поглощает всего примерно 1,5 кг, а воды 2-3 кг. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут, но 5 дней без воды и 5 недель без пищи. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким. Значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на планете очень велико. Сочетания подобных условий нет больше ни на одной планете земной группы, не говоря уже о внешних планетах.
Минутка отдыха. Это интересно.
Какого цвета небо? (сообщение учащегося)
В ясные дни небо кажется нам голубым. В действительности у неба нет цвета. Его окраска зависит от света, пересекающего его и материалов, присутствующих в атмосфере. Солнечный свет представляет собой смесь многих цветов, составляющих радугу. Когда солнечные лучи попадают в атмосферу, частицы пыли и водяного пара рассеивают их. Голубой свет рассеивается лучше всех, и мы видим его со всех углов. Поэтому небо кажется нам голубым.
- Гидросфера Земли (слайды №14-17)
Вопросы к учащимся:
Как называется водная оболочка Земли?
Каково значение гидросферы?
Какую часть нашей планеты занимает вода?
В каких состояниях бывает вода?
Обучающая структура «Таймд-Раунд-Робин» - учащиеся проговаривают ответ в команде по кругу начиная с участника №3.
Дополнения учителя: Итак, вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов. Наше тело, например, почти на 2/3 состоит из воды! И без нее жизнь вообще не возможна, т. к., например, именно вода обеспечивает перемещение различных веществ по организмам растений, животных и человека. Вода все время находится в постоянном движении. Это движение называется круговоротом воды в природе. Значение гидросферы, круговорот воды в природе, его роль в обеспечении связи всех частей гидросферы в единое целое, пополнении запасов воды на Земле, в перераспределении тепла и влаги на поверхности нашей планеты.
Как происходит этот процесс?
Вода на Земле постоянно испаряется. Поднимаясь над поверхностью Земли, пары воды охлаждаются, т.к. мы знаем, что с высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 60С на каждый км. Из пара образуются мельчайшие капельки воды, а из них – облака, которые вместе с воздушными потоками перемещаются на сотни км. Маленькие капельки в облаках, сливаясь друг с другом, постепенно увеличиваются, облако темнеет, становится тучей. Тяжелые капли воды не могут держаться в воздухе и падают на Землю в виде дождя. Часть воды опять испаряется. Другая часть просачивается через горные породы. Так формируются подземные воды. По берегам рек, в оврагах они выходят на поверхность, образуя источники. Эта вода также начинает испаряться, и весь процесс происходит вновь. Так происходит круговорот воды в природе.
Физминутка. (Под музыку дети выполняют упражнения.) Слайд № 13.
Теперь вы отдохнули, и мы можем работать дальше.
- Значение литосферы. Слайд № 18–19.
Вопросы к учащимся:
Как называется твердая оболочка Земли?
Что такое почва?
Обучающая структура «Таймд ПЭА ШЭА» - в течение определенного времени учащиеся с партнерами по плечу.
Опрос нескольких учащихся.
Дополнения учителя: Еще одна особенность Земли объясняет возможность существования жизни на ней: наша планета имеет почву. Это верхний плодородный слой Земли. Много ее или мало? (учитель показывает яблоко). Представьте себе на мгновение, что это яблоко-модель Земли. Теперь я разрежу его на 4 доли. Эти 3 доли пусть будут океанами (отложить их в сторону). Четвертая-суша Земли. (Необходимо разделить и эту половину на 2 части, одну дольку – отложить в сторону.) Эта часть представляет сушу, непригодную для обитания заполярные области, пустыни, болота, высокогорья. Оставшаяся 1/8часть-та земля, на которой живут люди, хотя отнюдь не на всей выращивают продукты питания, необходимые для поддержания жизни. Итак, мне приходится и эту дольку разрезать на 4 части, и 3 из них отложить, потому что речь идет о суше – либо влажной, либо холодной, либо отличающихся слишком бедными почвами, а потому непригодной для земледелия. Кроме того, это те участки, на которых расположены большие города с их пригородами, шоссейные дороги, стоянки для машин, общественные сады и парки-места, где люди живут, но где не выращиваются продукты питания. Теперь я сниму кожицу с этой дольки-1/32 части яблока. Вот этот крошечный лоскуток кожуры представляет собой тонюсенькую поверхность земной коры – меньше полутора метра глубиной, которая кормит все население Земли и от которой мы, люди, полностью зависим. Именно почва содержит вещества, необходимые для роста и развития растений.
- Суша разделена на материки. Давайте вспомним на какие материки разделена Земля?
Обучающая структура «Релли Робин» - обмен ответами с партнером по плечу.
Опрос нескольких учащихся.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с вопросами. Ответьте на вопрос, напишите свой ответ на листочках.
Обучающая структура «Конерс» - углы (учащиеся) выбирают свой угол.
Опрос нескольких учащихся.
Вопросы к учащимся:
В чем же уникальность нашей планеты?
Обучающая структура «Эй Ар Гайд» - до и после. Ребята берут листочки, на которых в начале урока записали ответы на вопрос об уникальности планеты Земля и дополняют его.
3. Закрепление знаний об особенностях Земли способствующих существованию на ней живых организмов. Работа с учебником. Вывод об уникальности Земли.
- Уникальность планеты Земля – наличие в ней жизни!
- Уникальность Земли заключается ,прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции жизни .
- Существованию живого способствует ряд особенностей Земли: расстояние от Солнца, скорость вращения вокруг собственной оси, наличие воздушной оболочки и больших запасов воды, существование почвы.
4. Подведение итогов урока . Выставление и комментирование оценок за урок.
5. Домашнее задание.
1. Прочитайте тему в учебнике, ответьте на вопросы.
2. Нарисуйте плакат “Земля, ты неповторимая планета!”, напишите стихи о бережном отношении к природе
15