Урок по математике на тему Скорость. Время. Расстояние. (4 класс)
Математика 4 класс.
Тема: Скорость. Время. Расстояние.
Цель: дать понятие о времени, скорости и расстоянии.
Задачи.
Обучающие: формировать умение решать задачи на движение, навыки устного счета, действий с многозначными числами.
Развивающие: повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке, развивать логическое мышление, память, внимание, расширять кругозор, углублять знания детей об окружающем мире.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, формировать объективную самооценку.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор (интерактивная доска).
Для учащихся: индивидуальные карточки с заданием, листы самооценки
Организационный момент.
- А сегодня устный счёт -
В зимний лес лыжный поход!
Наш поход начался. В пути все должны помогать друг другу, если появятся какие - то трудности.
Дорога неровная, то холмы, то равнины,
С горки вверх, с горки вниз,
Знания – вот лучший приз!
(На доске изображена неровная дорога, состоящая из треугольников, на обратной стороне буквы)
а) Найти произведение чисел 6 и 8.
б) Найти частное чисел 45 и 5.
в) Произведение каких двух однозначных чисел равно 16.
г) Какое число нужно умножить само на себя, чтобы получилось 81?
д) Чему равна разность чисел 45 и 20?
е) 80 уменьшить в 2 раза.
ж) 30 увеличить в 2 раза.
з) 6 умножить на 7.
и) При каком значении а верно равенство 6 * а=0?
(После ответов детей беру по одному треугольнику и поворачиваю другой стороной.Получилось слово РАССТОЯНИЕ).
- Прочитаем, какое слово получилось.
- Назовите единицы измерения расстояния. (км, м, дм, см, мм)
- Наперекор снегам и вьюгам
Летим на лыжах друг за другом.
Впереди препятствие: дорогу замело сугробами. Надо расчистить дорогу.
У каждого есть номер, расшифруйте его и запишите на доске. Кто вперёд?
(Получилось 3 18 6 13 33
в р е м я)
- Назовите единицы измерения времени. (век, год, неделя, месяц, сутки, час, минута, секунда).
- Сколько месяцев в 10 годах?
- 1 час 30 мин. Сколько это минут?
- Сколько секунд в 1 минуте?
- Полминуты. Сколько это секунд?
- Четверть часа. Сколько это минут?
(Дети называют ответы, а учитель переворачивает «заносы»),
получилось 120, 90, 60, 30, 15)
- Какое число лишнее? Почему? (Рассмотреть все варианты: 120, т. к. оно трёхзначное; 15, т. к. остальные числа круглые)
(Убираю число 15, получился ряд чисел: 120, 90, 60, 30)
- По какому принципу составлен этот ряд чисел? (Каждое следующее число меньше предыдущего на 30)
- Дальше вдруг сугроб огромный -
Развалился вдоль и вширь
Этот снежный богатырь,
Объезжать его мы стали
И задачи увидали.
Задача 1.
Зайцы по лесу бежали
Волчьи следы на дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла,
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 40 следов.
Сколько , скажите здесь было волков?
2.Проверка домашнего задания:
Дома вы решали примеры на порядок действий с многозначными числами с. 96, № 8 (1-2 ст.). Давайте проверим, слушайте, если ответ у вас не сходится, зачеркивайте и дома сделаете работу над ошибками (сильный ученик читает ответы, все проверяют). Если у вас все правильно, поставьте в листе оценки «плюсик».
3.Повторение.
Действия с многозначными числами, использование алгоритма действий.
- А сейчас я хочу проверить, как быстро и хорошо вы решаете такие примеры самостоятельно. У большинства из вас есть листочек с примером. Сейчас запишите его в тетрадь, составьте программу действий и решите пример. На решение примера у вас 3 минуты.
Всего 23 примера по количеству букв во всех словах.
1 485 : 5 . 4 = 1 188
2 496 : 8 . 7 = 2 184
9 999 : 9 . 8 = 8 888
8 957 + 32 027 + 278 546 = 319 530
823 + 43 264 + 354 120 = 398 207
5 110 . 6 – 99 : 33 = 30657
8 130 . 5 + 72 : 24 = 40 653
82 000 – 4 730 . 8 = 44 160
93 000 – 8 691 . 7 = 32 163
4689 . 5 + 97308 = 120 753
90 000 – 6 . 2 509 = 74 946
76090 . 4 – 52 673 = 251 687
7150 . 6 – 70 : 14 = 42 895
27 050 . 8 - 32 914 : 7 = 211 698
50 320 : 8 – 42 14 : 7 = 5 688
50400 . 3 : 9 – 3 050 : 5 . 8 = 11 920
6 800 – 1648 : 8 + 78 . 4 = 6 906
31 100 – ( 4 180 . 3 + 236 . 8) = 16 672
(2600 – 2 320) : 4 + 140 . 3 = 490
400 800 – (3 980 . 7 – 580) = 373 520
50 786 + (8091 . 3 : 9 – 97) = 53 386
70 900– 13 200 : 100 : 6 = 70 878
9 235 + 4 . (536 : 8) = 9 503
Для слабых детей дается индивидуальное задание на карточках:
Индивидуальная карточка:
Ты можешь выбрать любой уровень и при правильном решении получить указанное количество баллов, но будь внимателен, рассчитай свои силы.
1 уровень (3 балла)
6 450 : 6 = 1075
6036 : 4 = 1509
4 956 : 7= 708
2 уровень (4 балла)
27 356 – 160 . 3 = 27 836
3 уровень (5 баллов)
82 000 – 4 730 . 8 + 4 585 = 48 745
Доска.
Среди данных обозначений выберите те единицы измерения, связаны с нашей темой – движением, распределите их в три столбика
V t S
км/ч ч км
м/мин мин дм
м/сек сек см
мм
Год, сутки, часы, минуты, секунды, кв. метр, км/ч, кв. см, м/сек, ц, м/мин, кв. дм., литр.
Хорошо.
Физическая минутка.
Ребята, какой смысл мы вкладываем в следующие выражения:
а) автомобиль движется со скоростью 80 км/ч;б) космический корабль летит со скоростью 8 км/с;в) пингвин плавает со скоростью 25 км/ч;г) скорость течения реки 4 км/ч.
Молодцы.
Доска
Подойти к чертежу и составить задачу.
– Что известно? (расстояние и время) Покажите на чертеже
– Что нужно узнать? (скорость)
– Как найти скорость? (ответы детей)
Работа на доске
Составьте две обратные задачи.
Работа на доске.
Хорошо.
А сейчас мы с Вами закрепим сегодняшний материал (карточки)
Закрепление пройденного.
92 км, 4 м, -7 км, 25 м.
Х : 3 = 70+140.
Решим задачу.
Машина за три часа проехал 180 км. Сколько проехала машина за 1 час?
Изобразите условие задачи графически.
- Что обозначает число 180?
- Как показать на рисунке?
Что означает 3 час?
Как изобразить?
- Запишите решение задачи.
- Как решили задачу? Что такое 60 км? 1 час?
- Как называется расстояние, пройденное за 1 час?
- Найдите ответ на вопрос в учебнике.
- Значит, что мы узнали, решая задачу?
- Как же найти скорость?
- Каковы единицы измерения скорости?
(Составляем из карточек единицы измерения скорости: км/ч, м/ч, км/мин, км/с, м/мин, м/с…)
- Но бывают и другие единицы измерения скорости. Например, моряки измеряют скорость в «узлах». 1 узел = 2 км/ч.
-Давайте, решим ещё одну задачу.
- Итак, о чем эта задача? (о слоне)
- Что мы узнаем о слоне из задачи? Как двигается слон? (первые два часа он шел со скоростью 3 км/ч, а следующие два часа – 30 км/ч)
* При смене слайда по щелчку появляется первая часть задачи и изображение шагающего слона. По 2 щелку – вторая часть задачи с вопросом. По 3 щелчку - путь слона. По 4-5 щелчку – намечаются первые 2 часа и скорость первой половины пути. По 6-7 щелчку – выделяются еще два часа и скорость второй части пути. По 8 щелчку слон начинает двигаться, задача анимируется – дети получают наглядное представление об особенностях движения слона и изменении его скорости.
- Какие данные мы имеем? (время и скорость)
- Что нужно узнать? (расстояние)
- Заполним таблицу – (на интерактивной доске с помощью маркера)
По щелчку текст задачи исчезает.
Ученик решает у меловой доски с объяснением.
Итог урока.
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время!
Чтобы найти скорость, надо из расстояния вычесть время.
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделит на время.
Чтобы найти время, надо расстояние умножить на скорость.
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
Оценки.
Домашнее задание.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
_____________________________________________________________________________________140004, Московская область, г. Люберцы, п. ВУГИ, д.9а Тел. 8 (495) 557-10-33
E-mail: school8-2007@yandex.ru
Открытый урок по математике.
Тема: Скорость, время, расстояние.
Учитель начальных классов:
Уривская Е.А.