Презентация по ОРКСЭ по теме Нравственные идеалы. Богатыри


Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе
«Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»
Цели урока: создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.Задачи урока: подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов; формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор; формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности Оборудование: репродукции картин Васнецова, Врубеля, УМК"Основы светской этики ( учебник , диск, книга для учителя) Ход урока1. Организационный момент.2. Постановка цели и задач урока.Свой урок мы начинаем с экскурсии в музей. Посмотрим на репродукцию известной картины В.М. Васнецова "Богатыри" (1898 г.). Кто из вас возьмёт на себя роль экскурсовода и опишет её героев? (Это богатыри, похожие на былинных - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича).

Подумайте, случайно ли мы начали урок с беседы о богатырях? О чем пойдёт речь на уроке. Учащиеся определяют цель урока - познакомится с образом богатыря как примером нравственного поведения человека).3. Проверка домашнего задания.Нравственность и нравственные идеалы - широкое понятие. Кто напомнит нам о том, что можно считать нравственным поступкам? Какое "золотое правило" нравственности вам известно? Входит в них и представление о совести. Эту тему мы обсуждали на прошлом уроке, проверим, чему вы научились, выполнив домашнее задание.Вы отвечали на вопросы и обсуждали их дома:Нужна ли людям совесть в наше время? Может быть легче жить без неё? Какие варианты ответов вы предложите?4. "Открытие" новых знаний.а) БеседаСовесть заставляет нас размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Быть совестливым и высоконравственным. Именно такими были богатыри . - Что вы о них знаете? Для кого и в чем они служили примером? (Ответы учащихся)В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть такие строки:Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри - не вы!В чем же современные люди не похожи на богатырей? Какими моральными качествами обладали? (Ответы учащихся)
5. Эрмэчын-богатырь (Чукотская сказка).
А)Слушание сказки
Б) Работа в группах. Взаимопроверка.Допишите предложения:Богатыри-защитники Родины, они поднимали... (воинский дух), поддерживали ... (веру, силу, мужество и стойкость) русского народа. Служили ... ( примером) всем людям , а иногда ... ( укором ) князьям. Главным для богатырей является... (любовь к родной земле).Выберите моральные качества, соответствующие богатырскому образу: невероятная сила, властность, благородство, храбрость, нетерпение, уважение к старшим, гордость, бескорыстное выполнение долга. В) Физкультминутка.Г) Чтение статьи учебника (выборочно) п.24• Какие поступки совершали богатыри? • Ради чего или кого совершали они эти поступки? • Можно ли эти поступки назвать НРАВСТВЕННЫМИ? • Какие качества богатырей, рыцарей и помогали совершать НРАВСТВЕННЫЕ поступки? Д) Выводы: • Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую люди живут? 6. Составление диалога по теме урока. Кто они, современные богатыри? Рассмотрите иллюстраций к п.24. Какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам о современных богатырях и рыцарях?В одно время на земле жили рыцари, богатыри ? Вспомните какие нравственные идеалы были в Древней Руси, в Средние века? • Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слова «богатырь»и «рыцарь»? • Какие идеальные качества сохранились в современных мужчинах? А какие нет? 7. Рефлексия.Какие нравственные качества богатырей и рыцарей вы бы отнесли к современным людям?8. Домашнее задание. Подобрать среди знакомых вам людей, которых можно назвать современными богатырями, рыцарями, записать в тетрадь.