Урок психологии в 9 классе. Тема: « Человек и его духовные ценности».


Урок психологии в 9 классе.
Тема: « Человек и его духовные ценности».
Разработал:
Невзорова Г.В.
педагог-психолог МАОУ СОШ № 31
Цель: осмысление духовной сущности человека, актуализация ценностей, обсуждение духовных ценностей и их влияния на выбор профессии.
Оборудование: листы бумаги, листы со списком ценностей.
Ход урока.
Приветствие.
Здравствуйте! Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе». Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день.
Введение в тему, проблему.
Сегодняшний урок я начну с притчи, название которой располагает к глубокому размышлению.
Притча «Богатство, Удача и Любовь».
Глухой ночью в дом, находящийся в лесной глуши, где жил лесник с женой и дочерью, постучали. Жена открыла дверь и увидела на пороге трех дам. Их лица закрывали темные вуали.
- Мы – Богатство, Удача и Любовь, - сказали они. – Вы можете впустить только одну из нас. Решите, кого вы хотите видеть в вашем доме.
Жена лесничего попросила их немного подождать: «Я должна посоветоваться с семьей». Во время семейного совета она сказала:
- Я впустила бы Удачу, ведь она поможет нам наладить наши дела.
Лесничий изъявил желание впустить в дом Богатство:
- Оно решит все наши финансовые проблемы, ведь нам так трудно живется.
Услышав это, дочь взмолилась:
- Давайте впустим Любовь! Это – моя мечта!
Отец и мать, пошептавшись. Решили, что они свое уже отжили, и если уж дочь мечтает о любви. То пусть хотя бы она будет счастлива. Жена лесничего открыла дверь дома и объявила дамам свое решение:
- Пусть войдет Любовь.
Любовь вошла в дом, и в нем стало невероятно светло, как днем. А вслед за ней, взявшись за руки. В дом вошли Богатство и Удача.

Вопрос:
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
( о человеческих ценностях, о смысле его жизни)
Пишется тема урока на доске.
А сейчас мы посмотрим, есть ли какая-нибудь заветная мечта у вас.
Упражнение «Мечта».
Ведущий просит ребят на листочках бумаги написать, какая самая большая мечта есть у ребят. Листочки (не подписанные) сдаются ведущему и зачитываются вслух (если ребята разрешают).
Вопрос:
Отчего у вас такие разные мечты?
Действительно, наши мечты такие непохожие. Кто-то мечтает о любви, кто-то о богатстве, кто-то о здоровье, славе, власти. Зависит это от многих причин, а одна их них – сформировавшиеся ценности.
Жизнь – прежде всего дыхание. «Душа – дух», а умер – прежде всего – перестал дышать. Так говорили исстари. «Дух вон!» - значит умер.
Вопрос:
А что такое душа, «дух»?
(внутренний мир человека, его сознание, самосознание)
Вопрос:
Что такое ценности?
(то, что человек ценит в жизни, в людях, в себе)
Вопрос:
Какие ценности вы знаете? (учащиеся перечисляют)
Но жизнь человека освещают еще и такие ценности как Творчество, Люди, Любовь, Истина, Власть, Красота, Бог, Закон, Я.
Вопрос:
Как вы думаете, какие это ценности?
(нравственные).
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в ценности души, её чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз».
Значит, эти ценности относятся к духовным.
Мы появились в этом мире с какой-то целью.
Обозначение проблемы - вопросы:
С какой именно?
Что я должен сделать за свою жизнь?
Как реализоваться?
Какую роль для этого играют духовные ценности?
На эти вопросы мы постараемся ответить в конце нашего урока.
Углубление темы, проблемы.
Упражнение «Ценностные ориентации».
Перед вами список ценностей (30) в алфавитном порядке:
Благородство
Вежливость
Воля
Деньги
Доброта
Дружба
Жизнерадостность
Здоровье
Интерес к искусству
Искренность
Любовь
Милосердие
Мудрость
Незлопамятность
Общительность
Образованность
Порядочность
Принципиальность
Развлечения
Самокритичность
Свобода
Смелость
Сочувствие
Счастливая семья
Терпимость
Трудолюбие
Умение прощать
Целеустремленность
Честность
Щедрость

Задания:
Проранжируйте для себя эти ценности по степени значимости;
Подчеркните, на ваш взгляд, духовные ценности.
Вопросы:
Какие ценности попали в первую 5-ку?
Перечислите духовные ценности.
Отметьте уже реализованные ценности.
В какой степени реализованы духовные ценности?
Вопрос:
Какой вывод можно сделать?
Все мы знаем, что наше физическое тело состоит из того, что мы пьем, едим, дышим.
Мы заботимся и о белках, и о витаминах, и о микроэлементах, и о тепле, и о чистом воздухе, так как знаем, что болезнь накажет нас за отсутствие этой заботы.
Вопросы:
А так ли старательно мы заботимся о своей душе?
Заботимся ли мы о появлении у нас новых мыслей, переживаний, поступков?
А за отсутствие этой заботы о душе мы наказываемся скукой, раздражительностью, стыдом, ленью, тревожностью.
Поэтому мы и не принимаем духовные ценности жизни.
А умение искать и находить в окружающих людях лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Задание:
Давайте опять посмотрим на наши ценности и напишем 1 – 2 профессии, которые соответствуют вашим уже реализованным ценностям.
Вопрос:
Как выбор профессии может быть связан с духовными ценностями?
Человек выбирает себе профессию, которая позволяет реализовать ему свои ценности.
Ценности – это наиболее общие образования, которые определяют нашу жизнь, помогают найти смысл жизни.
Выводы.
Вопрос:
Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
Мы пришли в этот мир, чтобы служить чему-то высшему.
Если ты принял то, что является достойной ценностью, то жизнь твоя осмысленна.
Можно перенести любые физические и моральные страдания, если у вас есть ценности и цель.
И в заключении я хочу прочитать стихотворение Шекспира:
Моя душа, ядро земли греховной,
Мятежным силам отдаваясь в плен,
Ты изнываешь от нужды духовной
И тратишь их на роспись внешних стен.
Недолгий гость, зачем такие средства
Расходуешь на свой наемный дом,
Чтобы слепым червям отдать в наследство
Имущество, добытое трудом?
Расти, душа, и насыщайся вволю,
Копи свой вклад за счет бегущих дней,
И, лучшую приобретая долю,
Живи богаче, внешне победней.
Над смертью властвуй в жизни быстротечной,
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.
В. Шекспир.
Успехов вам в вашем духовном росте!
И новых вершин!
Пусть только истинные ценности освещают ваш жизненный путь!
Литература.
Иванов А.Н. Притчи и истории для тренера и консультанта. СПб.: Речь, 2007. 192 с.
Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. Спб.: «Речь», 2003. 118 с.
Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подроствков. СПб.: Речь, 2007. 216 с.