Методическая разработка Да не прервётся наша память


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА – ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С. КЕПЕРВЕЕМ»
БИЛИБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧУКОТСКОГО АО.
689480, ЧАО, с. Кепервеем, ул. Комарова 16, тел. 2-74-69, т/ф 2-73-78,
Е-mail: keperveemschool@yandex.ru 8703005462, КПП 870301001, БИК 047719001, ОКПО 34761029, ОКАТО 77209820001
Открытый классный час

Тема: « Да не прервется наша память»
»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Классный руководитель 8 класса
Муканова Вера Гаряевна Кепервеем 2015
Классный час «Да не прервется наша память»
Цели:
углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы
развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитывать патриотические чувства учащихся.
Задачи: побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к нравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите Родины.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, слайдовая презентация
Звучит песня «Я сегодня до зари встану…»
Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они, кто старше, кто моложе,
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же....
А. Т. Твардовский
1.Учитель : Великий день Победы скоро отметит свой 70-летний юбилей. Мы не знали войны, но имеем ли мы право забыть о том беспримерном подвиге, который совершили наши соотечественники защищая Родину, мир, наше детство? Ответ очевиден: нет!
Вот уже и третье тысячелетие вступило в свои права. Все прошедшие века истории человечества перенасыщены войнами. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. 1418 дней и ночей шла эта кровопролитная война против фашистских оккупантов. Это святая кровь и пот солдат - защитников Отечества. Это огромнейшие разрушения и жертвы... Фашисты нарушили все человеческие законы: они уничтожали даже детей и стариков, они расстреливали, жгли , пытали, проводили биологические эксперименты над пленными, они угоняли людей в рабство на принудительные работы, они душили в газовых камерах. Это были страшные дни, месяцы, годы лишения и горя. Помогали фронту все, кто мог работать. Дети - подростки работали наравне со взрослыми. Война выжгла нивы, разорила города и сёла, оставила без крова тысячи мирных жителей. Это были годы тяжелейших испытаний. Но вместе c тем это были годы мужества, героизма, беззаветной любви к Отчизне.
Давайте и мы сегодня познакомимся со страницами истории Великой Отечественной войны. Итак, страницы войны.
2.Сообщения учащихся:
Ученик 1 : Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа.
Крупнейший порт пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, город с важнейшим железнодорожным узлом, связывающим Поволжье с Москвой и Донбассом, с портами почти всех вышеперечисленных морей, город -металлург, выпускающий сталь и прокат, алюминий и нефтепродукты, транспорт и суда, танки и орудия Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов.
Ученик 2: К тому же фашисты мечтали взять реванш за разгром под Москвой, поэтому сосредоточили на Сталинградском направлении всю свою силу и мощь. Для нас сдача Сталинграда означала вступление в войну против Советского Союза Японии и Турции. Так что у нас не было выбора. Вопрос стоял так:
 "За Волгой для нас земли нет!"
Ученик 3:  17 июля началась величайшая за всю историю второй мировой войны Сталинградская битва. К 23 июля враг сосредоточил против Сталинградского фронта 26 дивизий и достиг превосходства над нашими войсками: в людях - в 1,4 в танках - в 2, в авиации - в 3,5 раза.
Ученик 4 : Маршал Советского Союза А.И. Еременко, бывший командующий Сталинградским фронтом, вспоминал: "То, что мы увидели 23 августа в Сталинграде, поразило нас, как тяжелый кошмар. Из района нефтехранилищ огромные столбы пламени взмывали к небу и обрушивали вниз море огня и горького едкого дыма. Потоки горящей нефти и бензина устремлялись к Волге. Горела поверхность реки, пылали пароходы на рейде, смрадно горел асфальт улиц и тротуаров. Мгновенно, как спички, вспыхивали телефонные столбы... Казалось, чудовищный ураган ворвался в город, поднял его в воздух и обрушил осколки зданий на площади и улицы... Дышать было трудно».
Ученик 5 : Заводы принимали от фронта подбитые танки, тягачи, моторы и через несколько часов возвращали их готовыми к битве. Рабочие вооружались. Женщины, дети, старики взялись за лопаты и ломы, строили баррикады.
Ученик 6 :  Всему миру известен теперь дом сержанта Я.Ф. Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58 дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизии, погибшие в боях за Сталинград.
Ученик 7 : «Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя минометы, гранаты, пулеметы и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. «Линия фронта» проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идет непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боев. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами...» (  Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии)
Ученик 8 . Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения
3.Учитель : Война... От Бреста до Москвы тысяча километров. От Москвы до Берлина - 1600. Итого - 2600 километров.
: Это если считать по прямой…
 Так мало, правда? 2600 километров - это если поездом, то менее четырех суток, самолетом - примерно четыре часа:
 Перебежками по-пластунски - четыре года.
Четыре года... и более двадцати миллионов погибших советских людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 38 лет
Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе.
Сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе
В этой жестокой войне погибло более 20 миллионов человек.
4.Викторина «Что я знаю о войне»
1. Кто сообщит точную дату наступления Германии на Советский союз?

2. Сколько дней длилась Великая Отечественная война?

3. На какие три основные периоды делится ВОВ?

4. Сколько дней длилась операция по взятию Берлина?

5. В Германии стоит памятник советскому воину-освободителю. Кто послужил прообразом? Где конкретно находится этот памятник? Кто его автор?
6. Кому из наших земляков принадлежат слова «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва »

7. Какой подвиг совершил Н Гастелло?

8. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

9. Тот человек решил пожертвовать собой во имя победы, во имя спасения жизни своих товарищей. Он поднялся во весь рост, шагнул вперёд и закрыл амбразуру дзота своим телом.

10. Кто из лётчиков первым применил воздушный таран ?
11. Назовите города-герои.
12. Сколько времени длилась осада Ленинграда?

13. Когда проходила великая битва под Сталинградом?

15. Как у немцев называлась операция по захвату Москвы?
1. Кому принадлежат выражение: «Каждый воин должен понимать свой манёвр?»
З. Кто из русских полководцев произнес Знаете ли вы Героев Советского Союза
следующую фразу: «С потерей Москвы ещё не потеряна вся Россия»? . Кто и когда произнёс следующие слова, вошедшие в летопись истории: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Откуда это выражение: «Всем смертям назло»? .
Откуда в нашей речи появилось изречение: «Родина - Мать зовёт!»? . Назовите имена разведчиков 756-го полка 150-й стрелковой дивизии, водрузивших Красное Знамя Победы 30 апреля 1945 года в Берлине над поверженным Рейхстагом
. Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их « Schwarz Тоd», что в переводе означает?
5.Музыкальная страница «На привале»
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
А.Т. Твардовский
Игра «Угадай-ка» (звучат фрагменты песен о войне)
Военные песни.
1. C кем призывают вести смертный бой «страну огромную»? (c фашистской силой тёмною, c проклятою ордой ; c фашистской силой c немецкими захватчиками)
2. Где жили до войны москвичи Серёжка и Витька , погибшие за Вислой?
(Серёжка c Малой Бронной и Витька c Моховой; Серёжка c Градской и Витька c Моховой; Серёжка c Малой Сенной и Витька c Городской)
3. B этой песне воспевалась девушка — партизанка времён Гражданской войны. Впервые песня была исполнена в концертном зале им. Чайковского в 1944 году. Концерт транслировался по радио, a вскоре она звучала на фронте и в тылу. («Смуглянка» «Катюша» « Лизавета» )
4. Сколько пришлось ждать казака лихого, орла степного?
(Я всю войну тебя ждала; Я столько лет тебя ждала; Я всю весну тебя ждала)
5. B этой песне на стихи A. Фатъянова и музыку B. Соловьёва-Седого, написанной в 1942году, есть такие строки:
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
парнишка на .....
Играет про любовь.
Назовите музыкальный инструмент, o котором говорится в песне. (Тальяночка; Гармошечка; Гитара)
6. Композитор Д.Д. Шостакович работал над 7-й симфонией в блокадном Ленинграде: в ней он запечатлел героическую борьбу советского народа c фашизмом. Симфония стала музыкальным памятником венных лет и сыграла значительную роль в сплочении международных антифашистских сил. Эта симфония известна и под другим названием. Каким? («Ленинградская» «Блокадная» «Скорбная»)
7 . Сколько ребят осталось на безымянной высоте?
«Нac осталось только трое и восемнадцать ребят...» «Нас оставалось только двое и восемнадцать ребят...» «Нас оставалось только трое и двенадцать ребят...»
8. Строки, взятые из личного письма фронтовика-поэта. A. Суpкова к жене, стали впоследствии текстом песни. Какой? «B землянке» «Темная ночь» «Катюша»
9. Эта песня про русского солдата, памятник которому был поставлен в Болгарии. Как она называется? («Алеша» «Иван» «Александр»)
10 . Эта песня про птиц, которые мешают спать солдатам. Как она называется? («Жаворонки» «Соловьи» «Канарейки»)
6.Просмотр видео-новости телеканала «Россия» о подвиге Сергея Солнечникова.
7.Чтение статьи из газеты «Комсомольская правда» о подвиге учителя НВП Ю.Лелюкове.
Четыре секунды длиною в жизнь
И. Морозов, В. Панов.
Комсомольская правда, 26 февраля 1985 года.
День был ясный, сухой и холодный.
Учитель начальной военной подготовки второй средней школы Юрий Лелюков посмотрел в окно и взял со стола одну из учебных гранат.
- Внимание, - сказал он двадцати шести ребятам, сидящим в классе.- Вы давно просили показать принцип обращения с гранатой. Надеюсь, вам эта штука в жизни не пригодится, но тем не менее: слушайте, смотрите и запоминайте!..
Значит, так: чтобы привести гранату в боевое положение, нужно прижать спусковой рычаг и выдернуть кольцо - я это делаю. Теперь, если отпустить рычаг, у нас, в учебной гранате, просто щелкнет, а в боевой раздастся хлопок, и пойдет дымок. До взрыва останется четыре секунды. Тогда бросайте гранату, не мешкая. Итак, я отпускаю рычаг...
- А если задымит? - весело спросил кто-то.
Лелюков улыбнулся. И отпустил рычаг.
Раздался хлопок, и пошел дымок.
Раздался хлопок, и пошел дымок.
Вряд ли двадцать шесть девчонок и мальчишек поняли в то первое мгновение, что случилось.
Вряд ли понял, что случилось, в то, самое первое, мгновение и сам Лелюков. Боевая граната - в классе?! Глупость, нелепость, абсурд!
Но он все же был военным человеком. Старшим лейтенантом запаса... Дым пошел. Значит, четыре секунды - и все. Значит, надо спасать детей. Что делать?! Отбросить гранату? Подальше от себя? Куда? В классе двадцать шесть пар ничего еще не понимающих глаз. Граната. Глаза. Снова граната. И снова глаза. И вдруг-окно! Ну, конечно же,- окно! До него было всего лишь полшага. «Ничего, ребята, ничего. Вы только не пугайтесь...»
Внизу, в школьном дворе, гуськом, точно утята, вышагивали на обед шестилетки.
Едва не метнулся он к двери. И, должно быть, тут же понял, что потерял еще одно мгновение: ну, конечно же, там, в коридоре за дверью кабинета, сидели дети. Школа была тесновата, и время от времени парты выставлялись прямо в коридор. Да и глупо было рваться к двери - не успеть...
С первого сентября прошлого года Юрий Лелюков ушел из колхоза. Ушел во 2-ю иваничевскую среднюю школу. Преподавателем по военной подготовке в старших классах.
Уйти с работы, где тебя уважают и ценят,- то был, наверное, не простой шаг для старшего лейтенанта запаса. И тем не менее сегодня мы сознаем отчетливо: шага этого он не сделать не мог. По той простой причине, что, где бы он ни работал после того злополучного рапорта, всегда оставался военным человеком. И больше всего на свете любил опять же армию. И рассказать о ней мог многое. Так, как мог рассказать только он. И научить многому. Научить ребят, которым в скором будущем предстояло по совести и по долгу направиться на службу в армию, куда мечтал он вернуться все эти годы. А вдруг - чего в жизни не бывает! - кому-то из этих белобрысых, веснушчатых мальчишек придется служить и на той самой заставе - с плацем, липким от жары?..
И еще. По крайней мере он получал право на ношение фермы одежды. Формы, которая ждала его несколько лет. Пусть поначалу хотя бы это. А потом, кто его знает: быть может, завтра,- а почему бы и не завтра?-он все-таки напишет то письмо. Непременно напишет. И начнет его деловито и сдержанно, как и подобает военному человеку: «Товарищ генерал!..»
Напишет. И скажет себе, как всегда: «Мы сумели, ребята, а значит, не такие уж мы и слабаки, верно?»
...Он повернулся к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво прижал гранату к животу. Пытаясь что-то сказать, только с силой выдохнул из легких воздух...
Говорят, он был хорошим учителем. Говорят, у него не было проблем с дисциплиной в классах. Говорят, классы эти слушали его, разинув рты. И выходил он из этих классов всегда окруженный ребятами. Собирался построить в школе тир. Собирался организовать гандбольную команду. Он много чего собирался сделать к той минуте, когда, взглянув в окно, взял с преподавательского стола одну из учебных гранат и сказал: «Слушайте, смотрите и запоминайте!..»
...Взрыв оглушил класс. В оглушительной тишине, точно снег, сыпалась с потолка побелка. В оглушительной тишине падали стенды. И в оглушительной этой тишине ошеломленные десятиклассники бросились к двери.
Все. Двадцать шесть человек.
Живые.
Стой, ребята! Как же Юрий Николаевич?!
Трое из них вернулись и в дыму вынесли Лелюкова из класса. Сейчас, Юрий Николаевич, говорили они, сейчас, еще минутку.
К ним бежали учителя. Бежали врачи. Мчались «Скорые».
...Мы придем во вторую среднюю Иваничевскую школу поздним вечером. С нами будут завуч школы Василий Иванович Чмиль и друг Юрия - Василий Заблоцкий. Поднимемся на третий этаж. В тот самый класс, где прогремел взрыв, потрясший маленькие Иваничи. К этому моменту мы поговорим уже обо всем и придем сюда, в общем-то, просто так.
Помолчать. Подумать.
Молчал Василий, поеживаясь в жарко натопленном классе.
Молчал и Василий Иванович, который, вдруг как-то забыв о том, что он завуч, уселся прямо на парту, поставив ноги на скамью.
Нам казалось, мы все думаем об одном и том же: да, нелепая, трагическая случайность. Граната оказалась боевой. Что ж, говорят, всякое бывает, и в наш век самой надежной, тысячекратно проверенной техники все еще случаются катастрофы, непредсказуемые и невероятные даже для самой теории вероятности. Мы должны это сознавать. И мы это, конечно, сознаем. Только легче ли нам от того? Ведь катастрофа, предсказуемая она или нет, все равно - катастрофа...
Одна боевая граната - среди тысяч и тысяч муляжей, игрушек, имитирующих настоящее оружие. Да, нелепость. Все равно что купить в «Детском мире» пластмассовый наган, нажать на курок и вдруг услышать выстрел...
Уже в Москве мы рассказали о случившемся подполковнику запаса А. И. Садилкину - инспектору начальной военной подготовки Тимирязевского района столицы. Человеку, более 30 лет отдавшему Советской Армии, 12 лет проработавшему в школе военруком. Мнение его однозначно: «Невероятный, исключительный случай. Ничего подобного никогда в школах не было».
Таким было мнение всех, с кем мы говорили об этом.
Но факт остается фактом. Пусть единственный. Пусть невероятный. Но - остается. Почему это случилось?
Органами военной прокуратуры было проведено следствие, в ходе которого выяснилось: боевая граната оказалась в школе по преступной халатности отдельных должностных лиц. Состоялся военный трибунал. Виновные строго наказаны.
Пусть банальна эта истина, но она не становится от этого менее горькой: нередко подвиг в мирное время- вынужденный результат чьей-то халатности...
...Зашел старик сторож и, удивленно оглядев всех нас, не спеша прошаркал к учительскому столу. И, пожевав губами, вдруг сказал веско: нужно было просто бросить ее под стол. Крышка стола толстая. Может, и обошлось бы...
Мы не стали спорить со стариком. Мы не стали говорить ему об экспертах и комиссиях, признавших: то, что сделал в последние свои четыре секунды Юрий Лелюков,- единственное, что могло спасти ребят.
Единственное. Мы не стали ему об этом говорить. В конце концов дело ведь не в выводах и рекомендациях комиссий, какими бы компетентными они ни были. В конце концов, если на твою долю выпали эти четыре секунды, рекомендации тут ни к чему. Тут каждые решает сам...
А теперь - последнее. Последнее и необходимое.
В день похорон Юрия Лелюкова в Иваничах проходила районная отчетно-выборная комсомольская конференция. Она почтила его па мять минутой молчания. Но на похоронах никто из делегатов не был. Нам объяснили так: не вписалось в регламент. И именно тогда пришла в голову горькая мысль: а если взойти сейчас на трибуну конференции, поднять руку и сказать в микрофон: товарищи, мы привели к вам героя! Того самого героя, да-да, что в 43-м бросился грудью на амбразуру дота! Зал, конечно, взорвался бы аплодисментами. Зал вскочил бы с кресел, пораженный. Разумеется, мы не могли привести того героя в зал заседаний. Это, к сожалению, невозможно. Он погиб. В 43-м. Но даже не только потому. А потому еще, что в тот день мы стояли у гроба другого героя. Погибшего сорок один год спустя... Сорок один год спустя, после Матросова.
Слова «суметь разглядеть, сказать, услышать» подразумевают не только великолепное зрение и отличный слух, но, наверное, и нечто большее. И теперь мы думаем: разве обязателен, скажем, звонок сверху для того, чтобы организовать в школе № 2 элементарный уголок памяти Юрия Лелюкова?
Для того, чтобы взять под свою опеку, заботу семью Лелюкова? Лариса. Шестилетняя Олеся. Годовалый Юрасик. Они не просто его жена и дети. Они его продолжение, его часть. Живая часть. И от того, как мы относимся к ним, зависит, как мы вообще относимся к подвигу...
Не может быть телефонный звонок громче взрыва. Не могут пробитые канцелярским дыроколом указания «организовать и провести» быть значительнее пробитого осколками классного журнала.
И дело тут не только в том, что ему, Юрию Лелюкову, все это уже не нужно. В другом дело. В том, что это нужно нам. Живым. И не в следующем квартале. Не в будущем году. А сегодня. Сейчас.
Мы знаем: в тот день конференция выбрала в состав райкома достойных людей. Энергичных. Работящих. Наконец просто славных и добрых ребят. Только не забыть бы, что работать и исполнять - понятия разной категории. Как разной категории понятия: люди добрые и - просто незлые...
Пройдет время, и от нового состава райкома, как и полагается, потребуют отчета - делового и конкретного - о проделанной работе. Должно быть, все будет сделано райкомом в срок и толково. И будут в том отчете фигурировать цифры и факты - о проведенных лекциях, оформленных стендах, о могилах павших, найденных красными следопытами, и о новых списках имен, увековеченных на этих могилах.
Только не забыть бы, не потерять бы и ту могилу, у которой стояли мы в морозный зимний день. Ее не надо искать. Не надо устанавливать имя погибшего. Обелиск видишь сразу - в первом ряду. Третий слева. С красной звездой. И надпись отчетливая: «Юрий Лелюков». Только не забыть бы привести ребят и сюда. И рассказать им все. Как он погиб. И ради чего. «Слушайте, ребята. Слушайте, смотрите и запоминайте!». Чтобы в суете жизни каждый из них не раз вдруг проснулся среди ночи и все это вспомнил.
Вспомнил. И жил потом с этой памятью.
Быть может, именно потому в одном из домов маленьких Иваничей встали однажды непривычно рано и, стараясь не разбудить детей, босыми ногами подошли к столу, взяли ручку, бумагу и вывели по-женски аккуратно: «Товарищ генерал! Пишу Вам по истечении долгих лет размышлений. Надеюсь, что Вы правильно поймете меня и положительно отнесетесь к решению моего вопроса. Дело вот в чем. Я, старший лейтенант запаса Лелюков Юрий Николаевич, коммунист, украинец...»
Лариса писала долго. Задумываясь над каждым словом, стараясь не делать ошибок, хотя отлично понимала, что это, в общем-то, ни к чему. Просто она считала, что должна была сделать за Юру то, что он сделать не успел. Должна. Вот и все. «Мы сумели, ребята, а значит, не такие уж мы и слабаки, верно?».
Она написала. И поставила точку. И вздохнула, как вздыхают, закончив большое и важное дело. Вздохнула и взглянула в окно: был уже день.
Ясный, сухой и холодный.
Иваничи, Волынская область.
8.Рефлексия
- Какие чувства вызвала у вас эта статья?
- Что общего между этими двумя героями и героями войны?
-Прервалась ли память, преемственность поколений ?Для чего это нам нужно знать, помнить?
Учитель:
Помните! Через века, через года, помните!
О тех, кто уже никогда не придет, помните!
Люди! Покуда сердца стучатся - помните!
Какой ценой завоевано счастье, помните!
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили
Детям детей расскажите ,чтобы тоже запомнили
Люди Земли, убейте войну!
Прокляните войну!
Но о тех, кто уже никогда не придет
Заклинаю - помните!
Учитель: Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди – длинный и прекрасный день, что тебе ничего не угрожает и что все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!