Литературно — музыкальная композиция с элементами театрализации И не прервется связь веков
И не прервется связь веков
Форма проведения: литературно – музыкальная композиция с элементами театрализованного представления.
Цели:
Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к Родине, ее духовным и нравственным традициям;
Познавательная: углубить знания обучающихся о культурном наследии славян;
Развивающая: способствовать саморазвитию личности обучающихся, активизировать творческое воображение.
Оснащение: оформление сцены: название темы, цитата «Преданья старины забывать мы не должны» Н. Кончаловская, декорации для театрализованных фрагментов, фрагмент фильма «Александр Невский», записи фрагментов опер М. Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина», славянских песнопений, кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Песня «Купальская ночь» (картинки русского календаря), «Пасхальная увертюра» Римский-Корсаков, песня Бояна из оперы Глинки «Руслан и Людмила», песня Д. Тухманова «Я люблю тебя, Россия».
Подготовительный этап /проводится в форме коллективного творческого дела/.
Проведение анкетирования по теме «История Древней Руси» с целью оценки исходных реальных знаний учащихся;
Создание координационного совета из 5 обучающихся и преподавателя истории;
Подбор материала по направлениям:
Язычество
Принятие христианства
Александр Невский
Святые Борис и Глеб
Ф. Ф. Ушаков
Питирим
Василий Блаженный
Музыкальное сопровождение
Поиск поэтических произведений
Содержательная часть.
Сцена первая.
На сцене трое подростков. Они находятся в помещении, напоминающем разрушенную церковь. Они находят книгу.
Саша: Какая старинная книга. Как она только уцелела.
Маша: Давайте посмотрим, что в ней написано.
Открывают книгу.
Олег читает на фоне фрагмента из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»:
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем меня Господь поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
(А. С. Пушкин «Борис Годунов»)
Саша (читает дальше): Славяне сели сначала по Дунаю, а затем дальше разошлись по земле и пришли к Днепру. Здесь обрели они свою Родину. Верили славяне в те стародавние времена в сверхъестественные силы природы, в сверхъестественные силы, управляющие судьбой человека.
Маша (говорит не читая): Позже на Руси эту религию назвали язычеством.
Олег (говорит не читая): Это была сложная религия с разнообразными обычаями и ритуалами.
Саша читает: Во главе божеств стоял великий Сварог – бог вселенной
(на заднем плане появляется бог и произносит:
Я, русский олимпийский Зевс,
Являюсь я владыкою небес).
Маша читает: Молились славяне Роду и роженицам – богу и богиням плодородия. Бог Велес считался покровителем скотоводства, а Стрибог повелевал ветрами.
Олег читает: Бог солнца – Даждьбог
(бог появляется на заднем плане и произносит:
Узнайте обо мне немного:
Я золотого Солнца бог,
Я сын всесильного Сварога,
А имя у меня – Даждьбог.
Я завершаю зимний круг
И отмыкаю двери лету,
Я земледельцам верный друг,
Творец любви, тепла и света.)
Саша говорит: Со временем на первое место среди богов выходит бог грома и молний Перун
(Перун на заднем плане произносит:
Идолом огромным
Я стою над миром.
Бойтесь, бойтесь грома –
Своего кумира.)
Маша говорит: Славяне приносили жертвы своим богам, прося их защиты и покровительства, посвящали богам многочисленные праздники.
Сценка празднования Ивана Купалы.
Голос за сценой:
В ночь Иванову костры полыхают
Плясуны широкий топчат круг,
Раз в году такой раздор бывает,
Ты уж потерпи, зеленый луг!
Ребятня! Зря травы не толките,
Ну-ка всей оравой, марш в лесок.
Попытайте счастья, поищите
Папортника сказочный цветок.
(Х. Руннель).
На сцене хоровод:
Мой веночек, мой зеленой
Веночек, венок, аленький цветочек.
Да кому я свой веночек,
Да кому я свой зеленый подарити?
Эй-любо, да люли подарити.
Подарю я свой веночек,
Подарю я свой зеленой
Да я девке на головку,
Да я девке на буйную.
Эй-любо, да люли, на буйную.
Девушки снимают венки идут и бросают их в «реку» со словами: «Суженный – ряженный, плыви по течению, где моя судьба!»
Горелки парами:
слова произносит водящий:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон
Убегай скорее вон.
Все убегают со сцены.
Олег читает: Много было богов у славян, да не всегда они помогали им. Однажды, заболел в походе вождь руссов, сильно заболел. Не помогали ему заклинания и жертвоприношения. И принял он тогда крещение из рук греческого епископа, и болезнь тут же отступила. Так Русь впервые сделала шаг навстречу новой религии.
Саша читает: 60-е годы IX века – второе крещение руссов. Крестился Аскольд и дружина его. И вернулся он в Киев и привез с собой священника греческого.
Сценка: на фоне православных песнопений.
Аскольд и епископ стоят перед киевлянами.
Чему ты хочешь научить нас?
Вере в Христа, сына божьего, отдавшего жизнь свою за благополучие рода человеческого. Он совершил много чудес, учил и исцелял людей. Приняв мученическую смерть на кресте, воскрес Христос для жизни вечной.
Сотвори чудо, тогда поверим тебе!
Я брошу в огонь Евангелие, и оно не сгорит (тема пламени из «Хованщины» М. Мусоргского).
Маша читает: Так и случилось. И тогда многие из присутствующих уверовали в Христа и приняли крещение.
Олег читает: 957 год. Княгиня Ольга в возрасте 60 лет прибыла в Константинополь, чтобы принять крещение и сам император Константин Багрянородный стал ее крестным отцом. Княгиня Ольга с малых лет искала, что есть самое лучшее в свете этом и к концу жизни нашла многоценный жемчуг – Христа. (возможно исполнение пасхального канона «Христос воскрес из мертвых»).
Саша говорит: Однако сын ее Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. И только внук Ольги Владимир понял, что единому сильному государству нужен единый бог.
Маша читает: И стал Владимир искать новой веры и отправил он послов к болгарам, к немцам и к грекам испытать их веру.
Сценка.
Владимир в окружении приближенных.
- Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними.
Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон.
Пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой.
Пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему. И не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. И не знаем мы, как рассказать о красоте такой и как забыть ее не знаем. Знаем только, что пребывает там бог с людьми, и не можем уже быть в язычестве.
Быть посему! (возможно в заключение использовать оркестровое вступление из «Хованщины» М. Мусоргского)
Олег читает: Сказал Владимир и крестился сам и крестил народ свой. С 988 года стали русичи христианами, и изменилась жизнь их и нравы их.
Саша читает: Преобразило крещение Владимира. Он забыл былую жестокость, стал содействовать устройству больниц и богоделен, заботиться о пропитании неимущих, поддерживать строительство храмов, обучение школьное.
Маша читает: Немного прошло времени, умер Владимир, и началась усобица между сыновьями его. Святополк, исполнившись беззакония, воспринял мысль каинову и приказал боярам своим: «Идите и убейте брата моего Бориса!»
Сценка:
Гонец: - О, князь Борис, твой брат Святополк хочет погубить тебя, беги и спаси свою жизнь.
Борис: - Нет. О господи милосердный! Умер отец мой и готов я слушать брата моего Святополка как отца и не подниму никогда я руки на брата своего. Но спешат бояре его пролить мою кровь без правды, совершить хотят беззаконие. Господи! Спаси меня, а если надо помоги мне стойко принять страдание.
Врываются бояре Святополка и убивают Бориса.
Голос Святополка: «Вот убит Борис, теперь очередь Глеба»
Олег (читает): Не противился и Глеб судьбе своей и пал он от руки окаянного Торчина. Стали Борис и Глеб первыми святыми русскими, заступниками перед богом за землю родную.
Саша (говорит): На канонизации Бориса и Глеба настаивал Ярослав Мудрый. Он представил убитых братьев образцом верности, идеалом смирения, кротости, любви к ближнему, готовности ради спасения души пойти на смерть. К лику святых Борис и Глеб были причислены в 1071 году. Через них образ Спасителя вошел в сердце русского народа.
(возможно исполнение песнопения в честь Бориса и Глеба)
Маша (говорит): А для чего нужна была новая вера?
Олег: Мы стали равными другим народам верящим в Христа. Быстрее стала развиваться наша культура. Стали строиться церкви, монастыри, школы, библиотеки.
Саша (говорит): Изменились и нравственные ценности: укрепляется семья, уважение между родителями и детьми, возвышается личность женщины-матери, укрепляется человеколюбие, терпимость.
Владимир Мономах уже хорошо усвоил христианские заповеди и учил им своих сыновей и народ свой.
Маша (читает): Ради души, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте – ведь это начало всякого добра.
Олег (читает): Имейте душу чистую, слушайтесь старших. Не стремитесь к почету, а стремитесь к делам праведным.
Саша (продолжает читать): Не ленитесь, молю вас, стремитесь приносить пользу государству своему.
Маша (читает): Остерегайтесь лжи, пьянства, блуда, от этого погибает и душа и тело.
Олег (читает): Не пропустите человека, не поприветствовав его, слова доброго не молвив. Что умеете хорошо не забывайте, а что не умеете, тому учитесь.
Саша: Прочитав эту грамотку, стремитесь делать всякие добрые дела, славя Бога и святых его.
Маша: Это последняя страница. Жалко. А интересно святыми были только Борис и Глеб?
Олег: Не знаю. Давайте спросим нашу учительницу.
Сцена вторая.
Подростки вбегают в класс.
Саша: Мария Васильевна! Мария Васильевна! Мы нашли старинную книгу, в которой прочитали о крещении Руси, христианских ценностях и первых русских святых Борисе и Глебе. И нам стало интересно, есть еще русские святые?
Мария Васильевна: Да ребята. Русская православная церковь причислила к лику святых много достойных людей. Одними из первых святых были князь Владимир, князь Всеволод Большое Гнездо, князь Михаил Черниговский. А одним из самых знаменитых князей и святых стал Александр Невский.
Голос на фоне кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв бывал он страшен
А после битвы был святой.
Он правду всей душою чтил
Все силы отдавал служению народу.
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом.
Мария Васильевна: Александр Невский сумел защитить Русь от шведских феодалов и немецких рыцарей (показ отрывка из фильма «Александр Невский со словами: «Кто к нам с мячом придет, тот от меча и погибнет»).
Не смог Александр Невский защитить Русь от монголо – татар, но политика подчинения проводимая им спасла русский народ от физического уничтожения, а окрепнув он сбросил ненавистное иго. А в 1248 году посол папы римского Иннокентия IV попытался склонить Александра Невского к переходу в католическую веру, но князь остался верен нравственным и религиозным принципам православия. Уже в XIII Александр Невский был причислен к лику святых. Он стал ангелом – хранителем своего народа, к нему обращаются за помощью в тяжелые годы испытаний.
Саша: А я читал, что в годы Великой Отечественной Войны при въезде в освобожденный от фашистов Новгород бойцы установили огромный щит с копией картины “Александр Невский”. Шли на запад советские войска и их провожал святой Александр Невский, зовя к справедливому возмездию, вселяя веру и отвагу, давая мужество и силу.
Олег: Наверное святыми могли стать только князья?
Мария Васильевна: Это не так. Люди разных сословий признавались русской православной церковью святыми. Сергий Радонежский был из семьи ростовского боярина. Он с детства много размышлял и стремился посвятить себя служению Богу. В двадцать лет он с братом поселился в уединенном месте и стал проводить время в труде и молитвах. О его благочестии вскоре узнали люди и стали приходить к Сергию за помощью и советом. Со временем сбылось предсказание полученное Сергием в детстве. Создал он монастырь и многих людей привел за собой к Богу.
Сценка:
Родители пытаются накормить младенца Варфоломея молоком, но тот упорно не хочет пить.
Что за чудеса! Как родился Варфоломей, так и не ест по средам и пятницам молока!
Через несколько лет:
К родителям входит старец:
Говорю вам: велик будет отрок Варфоломей перед Богом и людьми, Создаст он монастырь и многих людей приведет за собой к Богу.
Через несколько лет:
Умерла жена твоя брат Стефан и родители наши. Давай найдем место уединенное и будем жить там вознося молитвы Богу о благе людей и спасении земли русской.
Через несколько лет:
В нашем лесу поселился человек, который ведет жизнь праведную, всех встречает приветливо. Имя ему при постриге в монахи дали Сергий. Пойдем к нему за советом и благословением.
Через несколько лет (1380 год):
Дмитрий Донской:
-Заедем перед битвой к старцу Сергию за благословением.
-Здравствуй старец Сергий. Идем на битву решительную с погаными татарами, просим твоего благословения.
Пойди, господине, на поганных с Богом и будет тебе победа над супостатами!»
Мария Васильевна: А в Москве в XVI веке жил юродивый по имени Василий. Происходил он из простой семьи и в юности обучался ремеслу сапожника. В 16 лет Василий покинул родительский дом и начал вести бродячую жизнь. Он был наделен даром предвидения и считался блаженным. Василий, был настолько известен и почитаем, что Покровский собор народ и сейчас называет храмом Василия Блаженного.
Олег: Мария Васильевна, а на Тамбовщине жили святые?
Мария Васильевна: В XVII веке епископом Тамбовской епархии был назначен Питирим. Ему в то время было 40 лет и он был полон сил и желания укрепить епархию. А в краю нашем в это время кроме православных жили татары – мусульмане, язычники мордва и мещера, а также ссыльные стрельцы и беглые преступники. Трудно пришлось Питириму, но он сумел заслужить любовь и уважение тамбовских жителейю Именно Питирим основал Тригуляевский монастырь, Вознесенский монастырь, руководил постройкой каменного Преображенского собора. Питирим впервые ввел обычай проводить крестные ходы, проповедовать в церкви. Много добрых, богоугодных дел совершил Питирим. Не забыли о них и полтора века спустя после его смерти. В 1914 году Питирим был причислен к лику святых.
Саша: Мария Васильевна, а бывает так, что святыми становятся люди никакого отношения к церкви не имеющие?
Мария Васильевна: Бывает, ребята. Одним из таких людей является адмирал Федор Федорович Ушаков.
Звучит песня «Адмирал Ушаков»
В честь великих сражений
И славных побед
По церквам
Колокольный трезвон отобьют.
Закипит за кормою
Кильваторный свет
Прогремит корабельных
Орудий салют.
Припев: Адмирал Ушаков
Парусами плывут облака.
Адмирал Ушаков
Свято помнит держава.
Адмирал Ушаков
Подвиг твой на века.
Адмирал Ушаков
Флота русского гордость и слава.
Мария Васильевна: Федор Федорович Ушаков всю жизнь посвятил служению Родине. Последние годы жизни он провел в своем имении на Тамбовщине. В августе 2001 года Ушаков был канонизирован русской православной церковью. Среди русских святых появился защитник моряков.
Ребята, сегодня вы узнали очень многое из духовной истории своей Родины. Именно из родников духовности черпала она свои великие силы в годы испытаний. Главное для нас знать, помнить и гордиться нашей историей, не забывать христианских заповедей и своей древней культуры.
Заключение.
Русь.
О великая, милая Русь!
Ты мне мать, и любовь, и защита.
Я всем сердцем родная с тобой,
Пока чаша моя не испита.
Синеглазая матушка Русь!
Лишь одна ты на свете такая.
Не сравнится с тобой никогда
Никакая земля другая.
И просторы твои велики,
И богатства твои несметны,
И достойные дети твои
Служат только тебе беззаветно.
Или в радости ты живешь,
Или трудно тебе бывает
Верю, Бог не оставит тебя.
Эта вера меня укрепляет.
Только с честью выходишь из бед
Сколько б враг по тебе не метил.
Ты святая, Россия моя
И все главное сказано этим.
Сбережем же родную Русь,
И подарим все вместе ей счастье.
Всей душой я к тому стремлюсь,
Я люблю тебя, Русь. (Андрей Серебряков)
Список использованной литературы:
Буганов В. И. Зырянов П. И. История России конец XVII – XIX век. – Москва, Просвещение, 2003.
История государства Российского. Жизнеописания IX – XVI в.в. – Москва, Книжная палата, 1996.
История государства Российского. Хрестоматия. X – XIV в. в. – Москва, Книжная палата, 1996.
Ишимова А. О. История России для детей. – Самара, изд-во «АВС», 2001.
Карамзин Н. М. История государства российского. – Москва, Московский рабочий, 1993.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – Москва, Рипол классик, 1998.
Кученкова В. Архиепископ Евгений: возрождение традиций. – Тамбов, «Издательство Юлис», 2004.
Сахаров А. Н. , Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. – Москва, Просвещение, 2003.
Святые и чудотворцы России – Москва, Вече, 2000.
Соловьев С. М. Сочинения. – Москва, Голос, 1998.