Презентация Творческая лаборатория Преоразующая роль суффикса


Творческая лаборатория слова. Преобразующая роль суффикса.Бурцева Наталья Владимировна. ГБОУ школа № 302 Фрунзенского районаСанкт-Петербурга Цели занятияПоказать роль суффикса в преобразовании слова.В работе со словообразовательными цепочками прививать навыки словообразовательного анализа.Пополнять словарный запас посредством образования новых слов путём суффиксального способа образования.Учить правильному употреблению паронимов в речи. Вдохновлять на творчество.


ОсмыслениеРоль суффикса – преобразовать исходное слово в производное исходное производноеОбразование ПРЕобразование

Работа со словомПодобрать однокоренные слова к слову.Выделить суффиксы. Подумать, как суффикс преобразует смысл слова. ДРУГ ДРУЖ Б А ДРУЖ И ТЬ ДРУЖ ИН А ДРУЖ Н ЫЙ ДРУЖ ИЩ Е ДРУЖ ОЧ ЕК СО ДРУЖ ЕСТВ О





Работа с художественным текстомВыделить однокоренные слова к слову ДРУГ.Какое слово чаще всего использует А.С. Пушкин? Ты хочешь, милый друг, узнать Мои мечты, желанья, цели И тихий глас простой свирели С улыбкой дружества внимать.Послание к Юдину, 1815 год Любовью, дружеством и леньюУкрытый от забот и бед,Живи под их надёжной сенью;В уединении ты счастлив; ты поэт. Дельвигу, 1817 год Я к вашим возвращусь полям,Приду под липовые сводыНа скат тригорского холма,Поклонник дружеской свободы,Веселья, граций и ума. Простите, верные дубравы, 1817 год Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас. Во глубине сибирских руд, 1827 год Построение словообразовательных цепочекдружеский содружество ДРУГ дружество дружественный дружественность дружный дружноУ - Узы -Как называется группа слов: дружный - дружеский - дружественный? ПАРОНИМ – para – около, onyma – имя (из греч.) Близкое по звучанию название. Например: соседний – соседский. В. И. Красных, Толковый словарь паронимов русского языка, М., Астрель, 2007ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙДружеский, -ая, - ое, ие. Относящийся к другу, друзьям, дружбе, свойственный друзьям, проникнутый дружбой.Дружеская встреча, компания, поддержка, обстановка;Дружеский тон, взгляд, поцелуй;Дружеское письмо, участие, общение; Вести дружескую беседу, предложить дружескую помощь, выслушать с дружеским вниманием; Дружественный, - ая, - ое, ые. Характеризующийся взаимопониманием, доверием (обычно о государствах, странах, народах и отношениях между ними)Дружественная страна, дружественный народ, дружественный визит, дружественная встреча;Проводить дружественную политику, укреплять дружественные связи;Переговоры проходили в дружественной атмосфере. Дружный, - ая, - ое, ые.Связанный дружбой, взаимным согласием. Дружная семья; дружный коллектив, класс; дружная бригада, команда; дружные ребята.Происходящий одновременно, согласованно.Дружная работа; дружные аплодисменты» дружный хохот.Бурно, быстро возникающий. Дружная весна, дружные всходы. Работа с тестом в формате ЕГЭ Пользуясь словарной статьёй, определить, в каких предложениях выделенное слово употреблено неверно.1.Дружественность лицеистов оказалась истинной ценностью Царского Села.2.Речь профессора нравственных наук Александра Куницына во время церемонии открытия Лицея носила торжественный и одновременно дружный характер. 3.Лицей стал школой мудрецов, в дружеском диалоге постигавших науку мыслить.4.В горестные моменты своей жизни Пушкин с благодарностью вспоминал дружную лицейскую семью.5.Сила и глубина дружных отношений, рождённых в школьные годы, никогда не иссякнет.


Работа с текстомПритча о дружбе Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?Друг ответил:— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. Друзья мои, прекрасен наш союз!