Разработка урока по русскому языку Зачем люди пишут письма
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
Работа учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ 7 посёлка Заречного Белореченского района Краснодарского края Богдановой Евгении Николаевны.
Название: «Зачем люди пишут письма?»
2015 г.
Зачем люди пишут письма?
Материалы к уроку в 6 классе
Цели урока:
1. Показать роль переписки в жизни человека.
2. Расширить представления учащихся о письме как о тексте.
3. Развивать речь учащихся, учить создавать тексты эпистолярного жанра.
4. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к авторам эпистолярного наследия.
Оборудование: эпистолярная лексика, раздаточный материал для учащихся, образцы эпистолярного наследия, общественно-политическая газета Белореченского района Краснодарского края «Огни Кавказа» от 7 мая 2015 года, №31.
Ход урока:
1. Введение в тему.
Учитель. В век стремительных технологий мы оставляем позади забытые радости общения и все реже пишем обычные «живые» послания, но я еще помню время, когда люди переписывались и ждали ответа неделями.
Писали ли письма ваши родные? Есть ли в вашем домашнем архиве письма, которые дороги вашей семье?
Попробуем привести наиболее, на ваш взгляд, причины, чтобы взять в руки перо, а не клавиатуру компьютера или телефона.
(На партах раздаточный материал с различными примерами причин, учащиеся должны прочитать и назвать, что они считают наиболее важным)
1. Написанное письмо – это что-то личное и особенное. Такое послание дарит ощущение значимости человеку, которому оно адресовано.
2. Письма хранятся до бесконечности - к их прочтению можно возвращаться по желанию, а технике не только необходимо место, но и электричество, что не всегда возможно.
3. Бывают в жизни ситуации, когда нет возможности или смелости сказать близкому человеку что-то, глядя прямо в глаза, и в такие минуты письмо - это лучший выход и долгожданное спасение, простая возможность донести то, чего так и не сказал вслух.
4. Написанное письмо - это живое доказательство ваших действий или вашего бездействия.
5 Письма – это ваши воспоминания, ведь память так часто упускает важные моменты.
6. Письма – это прямое подтверждение вашей жизни, принятых решений и сделанного выбора или просто памяти о вас, которая порой только и остается близким людям.
7. Порой письма – это бесценная возможность продлить связь с человеком, ушедшим из жизни.
8. Письма - это отголоски нашей жизни, по которым можно воссоздать картину событий в стране, в обществе, в конкретной ситуации.
9. Письмо – это искусство не только донести свои мысли, но и передать что-то более важное, что остается между строк и может понять только близкий и любящий человек.
10. В процессе написания письма есть время все обдумать, в разговоре все значительно сложнее. Мы часто боимся или стесняемся сказать что-то в глаза или теряем нить, в письме же все проще
2. Словарная работа. Знакомо ли вам значение паронимов «адресат» и «адресант»? Значение слова «эпистолярный»?
3. Анализ образцов эпистолярного стиля.
Учитель. Посмотрите, ребята, какие письма получали родные с фронта.
Письма с фронта... Как их ждали в годы войны... Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходить весточки с фронта, значит, человек пропал без вести или убит. Письма военных лет Они хранят память о тех страшных днях. Их писали в перерывах между боями, в медсанбатах и госпиталях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к родным. Простые, бесхитростные слова, чаще всего - сугубо личные. Только читать эти строчки сложно - на глаза наворачиваются слёзы, комок подкатывается к горлу. К 70-летию Великой Победы вышел специальный номер газеты «Огни Кавказа». У меня в руках этот замечательный номер, в нём опубликованы воспоминания фронтовиков, их родных, детей, внуков, даже правнуков.
Послушайте, о чём писали в своих письмах защитники нашей Родины.
«Для меня Родина – это всё: и жизнь, и любовь, и всё-всё. Вот сейчас я вижу и понимаю, что русского солдата не победить. Я сражаюсь, как подобает мужчине, защищаю свой дом, свою землю. Любите Родину, как я её люблю, берегите, как я её берегу». (Письмо своего прадеда прислала в редакцию правнучка Вика Недвига из села Великовечное)
- Каким настроением проникнуто это письмо?
- Является ли этот текст письмом? Докажите.
Для этого обратитесь к словарю В.Даля. - Письмо – уведомление, сообщение на бумаге, письменная речь, посылаемая от одного лица к другому.
А это письмо хранится в архиве семьи Константиниди Ивана Ильича, проживавшего до войны в г. Белореченске по улице Красной,62 от 10 апреля 1943 года.
Здравствуй, дорогая моя семейка! Примите от Вашего красноармейца миномётчика искренний привет! Я жив и здоров. Жизнь протекает весело, не скучаем. Вот, например, сижу и пишу Вам это письмо, а над головой летают фрицы. Лежим себе в окопах, наблюдаем за воздушным боем. Но многие, как и я, пишут письма. Почему от Вас нет писем? Хотелось бы получить хотя бы одно. Дорогие мои дети, слушайте маму, не вспоминайте плохого и простите меня, если я причинил Вам обиды. Пропишите, как живёте? Как поживает папа и сестрёнка Лена? Слышно ли что-либо про Костю? До свидания, мои дорогие (подпись)
Должна вам сказать, что это письмо от Ивана Ильича Константиниди было последним. В одном из боёв он получил тяжёлое ранение. Врачи боролись за жизнь бойца, но от ран он умер. И в дом из военно-полевого госпиталя № 4323 пришла похоронка.
Привожу вам её содержание:
Ваш муж Константиниди Иван Ильич гв. кр-ц, миномётчик рождения 1908 года в бою за социалистическую родину, верный присяге, проявил геройство и мужество, был тяжело ранен и от ран умер 26 апреля 1943 года. В госпиталь доставлен из Действующей Армии. Похоронен: Краснодарский край, ст. Северская, ул. Народная, кладбище, могила №24. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии. Начальник госпиталя Чернявский.
Родные смогли побывать на месте захоронения павшего за Родину героя.
А какой радостью наполнялись сердца близких, когда прилетала весточка о сыне-герое. Ещё бы, мальчишке 15 лет, а он, прибавив себе года, в 1943 году стал снарядным миномётной батареи. Это Дмитрий Антонович Смотров ( с.26 газеты «Огни Кавказа»)
Семья получила письмо с выпиской из наградного листа: «Товарищ Смотров, находясь в боях с немецко-фашистскими оккупантами, был снарядным. Во время боя снабжал свой расчёт минами. В боях в городе Гальцев уничтожил двух немецких снайперов своим автоматным огнём и взял в плен четырёх немецких солдат и двух офицеров. Их целью было задержание продвижения нашей пехоты. За проявленное мужество и отвагу представляется к правительственной награде – медали «За Отвагу».
Домой фронтовик вернулся в 1949 году, служил в Средней Азии.
Вот в таких треугольничках приходили письма в дома родных (проецируется на экране)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- С каким чувством слушали вы это письмо? Что общего в содержании вестей с фронта? (Они адресованы родным, писались, по-видимому, во время передышки, проникнуты и оптимизмом, и любовью к родным, к своей Родине). - А вы, ребята, пишете ли письма? Когда может возникнуть такая необходимость? Кому вы обязательно напишете? (Своим родным, чтобы рассказать подробно свои впечатления о пребывании, например, в лагере отдыха).
4. Знакомство с правилами написания письма.
1. Письмо начинается со слов приветствия и обращения в зависимости от отношений адресанта и адресата.
2. В начале письма надо поинтересоваться жизнью адресата, затем излагать свои новости, рассказывать о событиях своей жизни.
3. Писать следует разборчивым, аккуратным почерком.
4. Не забывайте о грамотности, пользуйтесь орфографическим словарём. Закончив письмо, перечитайте его, чтобы устранить недочёты.
5. Письмо, как и сочинение, строится по плану: вступление, основная часть, заключение.
6. В конце письма после пожеланий адресат ставит свою подпись
7. Оформите правильно надписи на конверте, не забудьте указать индекс.
5. Речевые клише, применяемые при написании частных писем.
Вступление
Здравствуйте, мои дорогие родные!
Здравствуй, друг мой Пётр!
Основная часть:
а) вопросы к адресату;
Как у вас дела? Как ваше здоровье?
Какие у тебя новости? Как учишься?
б) сообщение о своих новостях.
Опишу вам о себе, как и чем интересуюсь я в этом учебном году
У меня много нового (написать о наиболее значимых событиях)
Заключение: а) выражение чувства благодарности;
б) просьба продолжить общение в письмах;
в) прощание.
Спасибо за передачу за письмо и т.д.
Прошу Вас (тебя) обязательно ответить на моё письмо
Хочется поддерживать контакт
Передаю привет
До свидания
До скорой встречи
Концовка и подпись.
Дата написания письма
Обнимаю Вас, мои родные, любящая(ий) вас дочь (сын) 20 мая 2015 года.
6.Самостоятельная работа учащихся по созданию своего текста эпистолярного стиля: «Напиши мне письмо, хоть одно напиши..»
(Ребята могут написать письмо в рамках прошедшего недавно конкурса: «Письмо ветерану», «С чего начинается Родина», «Я выбираю спорт»)
7. Итог урока. Зачем же люди пишут письма?
- Что вы выберете: традиционное письмо или СМС-ку? Назовите преимущества письма как средства общения? (Письмо многое может поведать об авторе, раскрыть мир его чувств, его настроение, даже характер пишущего). Поэтому надо овладевать эпистолярным жанром, это развивает письменную речь, повышает грамотность.
8. Домашнее задание. Комментарий учителя. Ваше домашнее задание предполагает, что вы должны выразить своё отношение к Дню Победы, попробуете написать Письмо прадеду, как, например это сделал Марк Бондаренко (читаю образец письма из газеты «Огни Кавказа», с.4)
Дорогой мой прадедушка Евгений Елисеевич Кламбоцкий, к сожалению, я никогда Вас не видел. Но о Ваших подвигах мне рассказывали моя бабушка и отец, которого в Вашу честь назвали Евгением. Я знаю, что Ваш отец, мой прадед Елисей Степанович, был участником Гражданской войны и легендарного Железного потока. И Вы, доблестный сын своего отца, как только исполнилось 17 лет, ушли добровольцем на фронт. Я также знаю, что Великая Отечественная война для Вас закончилась на Дальнем Востоке. Домой Вы вернулись с самой дорогой солдатской наградой – медалью «За боевые заслуги». Позже к ней добавились орден Отечественной войны 2-ой степени и медаль «За победу над Германией». Спасибо Вам, мой прадедушка Евгений Елисеевич, за мирное небо, за солнечные дни, за жизнь! С Днём Победы! Ваш правнук Марк Бондаренко, ученик 2 «В» класса гимназии. Учитель: Ребята, в газете на с.4 вы увидите и портрет фронтовика Е.Кламбоцкого, сможете прочитать о его послевоенной жизни. Долгие годы он был редактором данной газеты.
Приложение (образцы домашнего задания) Письма ветеранам. Здравствуйте, дорогая Вера Петровна Болдырева! Ваш портрет фронтового времени от 23 июня 1945 года я увидела на первой странице нашей местной газеты «Огни Кавказа». Вы прошли славный путь от Махачкалы до Венгрии, были радисткой, затем помощником механика. Я понимаю, что служба в войсках воздушного наблюдения и оповещения была не из лёгких. Как приятно увидеть Ваш портрет в канун Великой Победы и узнать, что Вы, бодрая духом, весёлая и улыбчивая (это отразила фотография) 23 июля отметите 92-й день рождения. Счастья Вам, здоровья, желаю дожить Вам до 100 лет, сохраняя все те качества, которые присущи Вам: ясный ум, прекрасную память. Я понимаю: разве можно забыть нелёгкое военное время, как невозможно забыть своих боевых подруг. С Днём Великой Победы! Спасибо Вам за Ваше мужество, спасибо за то, что Вы с нами! Ученица 6 «А» класса Кристина К.
Здравствуйте дорогой ветеран Великой Отечественной войны, Яков Давыдович Головко! Я Вас не знаю, но прочитал о Вас в газете «Огни Кавказа», моя бабушка выписывает эту газету, и мы с ней перечитали все до единой страницы. Вы, можно сказать, кадровый военный. Ваша служба началась в 1935 году фельдшером в кавалерийском полку. А с 1941 по 1944 год Вы на фронте. Дорогами войны Вы прошли пол-Европы, побывать пришлось в Польше, Германии. Какое счастье, что война пощадила Вас, дала возможность вернуться с Победой в родные края, в станицу Октябрьскую и продолжить трудовой путь. Спасибо Вам, дорогой ветеран за то, что нам дали жизнь. Низкий Вам поклон и светлая память всем, кто не дожил до празднования 70-летия Победы! Ученик 6 «А» класса Максим С.
Я выбираю спорт.
Почему я решил написать письмо о спорте? Живу в посёлке Заречный. У нас небольшая, но уютная школа. С первого класса полюбил уроки физкультуры. Мне всегда нравились подвижные и силовые упражнения. Наверное, когда учитель порекомендовал некоторым из нас серьёзнее заняться спортом, я особенно не вник. Но мои домашние поддержали эту идею: «Меньше будешь болтаться, меньше будет свободного времени, научишься его планировать и дорожить им. Это скажется и на твоей учёбе». Так я оказался в детской спортивной школе восточных единоборств. Наш тренер О.В.Петраковец – удивительный человек, своих детей, Олега и Виктора, он привёл свою секцию с пятилетнего возраста. На каких только соревнованиях они побывали! И везде побеждали. Занимаюсь спортом 3 года, есть некоторые успехи Спорт, действительно, помогает мне: стал более собранным, нет даже желания подумать о праздном шатании по улицам. Вижу, как некоторые, бравируя, затягивают сигаретку, мне же это не по душе. Спорт не совместим с вредными привычками. Я выбрал спорт, и это навсегда! Ученик 6«А» класса Витя Г.
ёПисьм> 215