Внеклассное мероприятие По лесным тропинкам


МБОУ «Михайловская СОШ»
Эколого – биологическое ассорти
По лесным тропинкам
Классный час для учащихся 5-7классов
Подготовила учитель биологии
Карпова Елена Николаевна
2015гЦель: Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
-способствовать формированию устойчивой ценностной установки на здоровое отношение к лесу и его богатствам;
-способствовать развитию духовной культуры обучающихся;
- формировать художественно – эстетическое чувство и познавательный интерес учащихся.
Оборудование и оформление: презентация как вспомогательный элемент мероприятия, стенд с фотографиями леса, экологические щиты.
Эпиграф: «Лес – прекрасное выражение силы природы и самый яркий образчик ее совершенства» К. Паустовский.
Музыкальное сопровождение: песня Лесной марш.
Звучит лесной марш по окончанию, которого ученица 5 класса читает стихотворение
Леса уходят.
Жалко мне леса
Уходят ели, сосны и березы.
Рябины гасят пламенные гроздья.
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
И ясень, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают – океан зеленый.
С. Орлов
Ведущий:
Тема нашего эколого – биологического ассорти, как вы уже догадались, это лес.
Всем нам известно, что лес наш друг и помощник. Он дает нам прохладу летом и согревает зимой, он дает нам ценную древесину, ягоды, грибы. Он задерживает влагу и забирает углекислый газ, а взамен дает нам такой необходимый для жизни кислород. Но сегодня, лес бьет тревогу, потому что он в опасности. Загрязнение окружающей среды, неправильная распашка полей, беспощадная вырубка. Многочисленные пожары, все это приводит к гибели огромных лесных массивов.
И сегодня, мне бы хотелось. Чтобы вы узнали что то новое о лесе, еще раз убедились как много лес значит для человека, подумали бы над тем, а что мы можем сделать полезного для леса.
Давайте послушаем новости с телетайпной ленты:
(ученики 5 класса рассказывают факты о жизни леса)
1. Общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов квадратных километров или около одной трети всей суши.
2. Лес, произрастающий на территории России, составляет суммарно около 22% от всех лесных массивов, произрастающих на Земле. Но эта цифра постоянно падает и причиной тому - вырубка леса.
3. Сибирь - самое лесное место России Ее площадь более 12 миллионов квадратных километров, из которых чуть менее двух третей занимают таёжные леса. Российская тайга является самым крупным лесным массивом на Земле.
4. Российская тайга ежегодно поглощает 15% всего углекислого газа планеты. Это эквивалентно 500 миллионам тонн. Ещё около 100 миллионов тонн приходится на остальные лесные массивы России.
5. За последние 10 тыс. лет было уничтожено более 65% всех лесов Евразийского континента.
6. 82% всех вырубаемых в мире лесов восстанавливаются естественным путём или при участии человека. Тем не менее, каждый год планета безвозвратно теряет 95 миллионов деревьев.
7. Если разделить количество всех произрастающих на Земле деревьев на количество живущих на планете людей, то на каждого из нас придётся не более 60 деревьев.
8. Одно дерево в год в среднем производит от 100 до 700 кг. кислорода , связывает 33 кг. углерода, нейтрализует 80 кг. вредных веществ, фильтрует около ста тысяч кубометров воздуха.
9. Для изготовления одного листа бумаги формата А4 требуется от 13 до 21 грамма качественной древесины, а для изготовления одной книги - около 5 килограммов древесного сырья.
10 Чтобы спасти одно дерево от вырубки, необходимо собрать для вторичной переработки около 80 кг бумаги.
11. За последние пять лет в лесах России возникло 122,8 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 5,1 млн. га лесной площади. Сгорело и повреждено древесины на корню 132,! млн. куб. м и уничтожено заготовленной древесины 0,3 млн. куб. м.
Ведущий: А теперь я предлагаю посетить литературную гостиную (слайд3).
Кто из русских поэтов в своих стихах обращался к красоте леса? (вопрос болельщикам)
Конкурс среди команд ( от каждой команды читают одно стихотворение про лес, подготовленное заранее)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,
Дождинки стряхнув, улыбнется
Березка – и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней !Он делит с ней радость и слезы.
И так уж она хороша
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвой
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Конкурс оценивается. А теперь я предлагаю командам поработать над созданием экологического щита. Экологические щиты помещают в лесу для того, чтобы напомнить людям. О том, как важно беречь лес. Поэтому ваш экологический щит должен быть посвящен охране леса, он должен к чему- то призывать людей, и должен привлечь внимания своей красочностью, эстетичностью, лаконичностью.
А пока ребята работают, болельщикам загадки.
Во лесу, во бору
Стоят стары старички,
На них красны колпачки. (Подосиновик)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Боровик)
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит (Осина)
Висит васюкин,
Под ним хрю-хрюкин,
Васюкин упадет,
Хрю-хрюкин подберет. (Желудь и кабан)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Рыжий Егорка упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Лист)
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Пух тополя)
Никто не пугает, а она дрожит (осина)
Весной шумит, летом холодит, (закончить загадку) осенью питает, зимой согревает (Лес)
Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (загадка – шутка0 по мокрым.
Болельщики, вспомните поговорки, пословица, загадки о лесе, о деревьях. (активные болельщики приносят баллы своей команде)
По окончанию работы оцениваются экологические щиты.
Следующий конкурс – викторина (ответы команды пишут на листочке и молча подают жюри)
1. Из цветов, какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? (липа)
2. Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и высококачественную бумагу? (Ель.)
3. Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? (Листья ольхи.)
4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
5. Древесина какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения, а дерево сбрасывает хвою на зиму? ( Лиственница.)
6. Какое дерево использовалось в кораблестроении? (сосна)
7. Из какого дерева делают спички? (осина)
А теперь давайте узнаем, как хорошо вы знаете лесных жителей
Демонстрируются слайды с лесными животными, ребята также ответы пишут на листках и подают их жюри.
1. ласка
2. бурундук
3. глухарь
4. куница
5. поползень
6. рысь
7. енот
8. кукушка
9. удод
10 соболь
11. бобр
12. барсук
Подводим итоги.
Следующий конкурс лесной аукцион.
Назовите лесные ягоды, кто назовет последнюю, тот и выиграет балл.
Назовите редкие и исчезающие растения леса
Пора подвести итоги.
Ученица 5 класса читает стихотворение
Не скудеет Россия лесами,
Сколько их не рубили – растут.
Бури, грозы в дубравах плясали,
Был характер захватчиков крут.
Но роняя горючие слёзы,
как бойцы, оставаясь в строю,
Выживали седые березы,
получившие раны в строю.
Лес для нас как отец всемогущий,
Он нас кормит и греет теплом,
Корпуса поднимает под тучи,
Чудо-ёлкой приходит в наш дом.
Он врачует железные раны
И бумагу дает для стихов.
И нельзя отыскать ему равных,
Не хватает восторженных слов.
Не скудеет Россия лесами,
В юных рощах гуляют дожди.
Свят закон, что придуман отцами, -
Срубишь дерево – три посади.
Ведущий:
Ребята! Я думаю, нам удалось убедить вас, как важен для нашей планеты её зеленый наряд. Народная мудрость гласит: человек прожил жизнь не зря, если он посадил хотя бы одно дерево. Так давайте же приумножать наше зеленое богатство, а не уничтожать его.
22 апреля отмечается День Земли. Я думаю, в продолжение нашего классного часа мы примем активное участие в уборке нашего школьного сада и в целом территории вокруг школы, а так же продолжим посадку зеленой изгороди, которую осенью начали ученики 10-11 классов.
Литература:
1. Журнал «Биология в школе» № 4, 1996г. «Наш русский лес»
2. Журнал «Биология в школе»№3,1996г «Экскурсия в Арбековский лес»
3. Н.А. Лемеза Биология в вопросах и ответах М, 1983г.
4. vasileva.21411s21.edusite.ru›DswMedia/…