Экологическая встреча Природа — наш дом
ПРИРОДА - НАШ ДОМ
( мероприятие по экологии для учащихся 8 – 9 классов)
«Все мы пассажиры одного корабля по имени
Земля, значит, пересесть из него просто некуда»
Антуан де Сент – Экзюпери.
Цели:
- посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения;
- расширить круг знаний и интересов учащихся;
- воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Оформление и реквизит:
- плакат;
- книжная выставка;
- комплекты карточек для конкурсов.
Ведущий. Земля - наша планета, наш общий дом. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по – детски беззащитной перед … нами.
В последнее время мы не заботимся о своем доме: вырубаем леса, бездумно рвем цветы, загрязняем воздух, почву, реки, моря, уничтожаем животных. Разве весело от этого Земле? Экологические проблемы не знаю государственных границ и природных рубежей: они глобальны.
Ведущая обращает внимание на плакат, висящий на стене: « Человек работает, устраивая свой дом, а дом его Земля. Виктор Гюго».
Ведущий. Эти слова отражают сущность понятия «экология». Экология – это наука о доме, хотя чаще всего под экологией мы подразумеваем загрязнение воды, почвы, атмосферы и охрану окружающей среды. Но наука экология изучает, прежде всего, взаимосвязи в природе: как связаны неживая природа с растениями, животными, а они с человеком.
Чтец. Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот.
Сорви цветок, а где – то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет.
( Л. Куклин)
Ведущий. Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на ее вопросы, примем участие в различных конкурсах. Команды юных экологов уже набраны. Можно приступать к делу. Итак, я приглашаю команды померяться силами и поделиться знаниями.
Команды выходят на сцену. Представление команд. ( Команды заранее придумали название и девиз).
«Визитная карточка» команд.
Ведущий. Объявляю конкурс « Эрудит». Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на вопросы викторины.
Вопросы первой команде:
Когда начинаются и когда заканчиваются ежегодные Дни защиты от экологической опасности? (15 апреля – 5 июня).
Что такое «Гринпис»? ( Независимая международная общественная организация по охране окружающей среды).
Почему, прежде чем развести костер, необходимо снять с почвы дерн? ( Чтобы огонь не повредил корни травы).
В каком лесу наиболее влажная почва – в котором растет брусника или в котором растет черника? ( Черника более влаголюбива).
Вопросы второй команде:
Почему весной не бьют пушных зверей? ( Звери линяют, к тому же весной у них рождается потомство).
Можно ли вырубать в лесу все дуплистые деревья? ( Нет, так как в них гнездятся насекомоядные птицы и летучие мыши).
С какого года начала издаваться «Красная книга фактов»? ( С 1966 года).
Когда начинают желтеть листья березы и липы? ( В конце августа).
Подведение итогов конкурса.
Ведущий. Конкурс « Сложи пословицу»
В конкурсе участвуют по одному игроку от каждой команды. Перед игроками – карточки с пословицами и поговорками о природе, разрезанные на две части и перемешанные. Задание – сложить пословицы.
Пословицы первой команде:
Муравей невелик, а ….(горы копает).
Какова земля…. (таков и хлеб).
На ловца и …(зверь бежит).
Старый конь …(борозды не испортит).
Пословицы второй команде:
Всякое семя знает…(свое время).
Паршивая овца … (все стадо портит).
На безрыбье и …(рак рыба).
Каково семя…(таков и плод).
Подведение итогов конкурса.
Ведущий. Конкурс « Живое слово»
Задание первой команде – за десять секунд вспомнить как можно больше представителей фауны, названия которых начинаются на заданные буквы. Задание второй команде – за десять секунд вспомнить как можно больше представителей флоры, названия которых начинаются на заданные буквы.
Пример задания первой команде:
Ф – филин, фазан;
А – аист, акула;
У – уж, утконос;
Н – налим, норка;
А – антилопа, альбатрос.
Пример задания второй команде:
Ф – фиалка, физалис;
Л – ландыш, лилия;
О – ольха, омела;
Р – ревень, роза;
А – астра, акация.
Подведение итогов конкурса.
Ведущий. Молодцы ребята! Вы все задания щелкаете как орешки, то есть выполняете легко и быстро. А сейчас у нас необычный конкурс - экология в филологии. Конкурс « Авторская фраза». Я буду зачитывать вам отрывки из литературных произведений, а вы должны будете назвать крылатую фразу, которая пришла к нам из этого произведения, и дать ей объяснение.
Фразы:
Г. – Х. Андерсен написал сказку о том, как из птенца, некрасивого и уродливого, выросла прекрасная птица, и появилось выражение… («гадкий утенок», то есть человек с неоцененными возможностями).
Писатель Н.С. Лесков из одной прибаутки о том, что англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отправили, создал повесть «Левша». Родилось крылатое выражение… («подковать блоху», то есть искусно выполнить замысловатую работу).
У древнегреческого баснописца Эзопа есть басня « Путник и гадюка», в которой рассказывается о путнике, который пожалел погибающую от стужи змею и спрятал ее за пазухой. Отогревшаяся змея ужалила путника, и он умер. И появился фразеологический оборот….( « пригреть змею на груди» - о неблагодарности за доброту.
Известный русский баснописец И.А.Крылов в басне « Обезьяна» рассказывает о мартышке, которая, глядя на крестьянина, тоже решила поработать. Мартышка, желая показать усердие, начала катать большой чурбан. Что получилось? ( Мартышкин труд, то есть бесполезная, ненужная работа).
Подведение итогов конкурса.
Ведущий. Следующий наш конкурс называется « Спор деревьев».
На столе ведущего разложены карточки с названиями деревьев. Представители команд выбирают по одной карточке с названием дерева. Подумав несколько минут команда должна доказать, что именно это дерево нужней других.
Примеры:
Дуб:
- из древесины изготавливают паркет, мебель, бочки для вина;
- из древесины получаются хорошие дрова;
- из коры дуба получают дубильные вещества для выделки кож;
- желуди служат кормом для кабанов;
- листья используют для консервирования;
- дубовая кора используется в медицине;
- дуб – символ могущества и богатырства в народном творчестве.
2. Береза:
- из березовой древесины получаются хорошие дрова;
- древесина идет на изготовление лыж, мебели;
- из древесины получают уголь;
- из древесины вырабатывают деготь;
- березовые веники используют для бани;
- люди пьют березовый сок;
- листья, почки – хорошие лекарственные средства;
- из бересты изготавливают различные поделки;
- береза – символ России.
Подведение итогов конкурса.
Ведущий. Молодцы ребята! Все - то вы знаете! А теперь мы переходим к последнему конкурсу нашей программы – спортивному. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обертку, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведем сейчас такой эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак, игра в «Мусорбол» начинается!
Проводится конкурс. Все игроки команд по очереди пытаются попасть клочком бумажки в урну.
Ведущий. Ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и нам осталось только подвести итоги и наградить победителей.
Подведение итогов конкурсной программы.
Награждение.
Ведущий. Спасибо всем за участие! Еще раз напоминаю всем, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Чтец. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
( В. Шефнер)
Использованная литература:
Белоногова И.А. Природа – наш дом. / И.А. Белоногова // Последний звонок. – 2008. - № 4. – с. 6-7.
Городинская В. И. Живое – живому. / В.И. Городинская. – М. : Просвещение, 1988. – 156 с.
Иванова Л.П. Игровые задачи по экологии. Л.П. Иванова. // последний звонок.- 2005. - № 8. – с. 10-13.
Ионова Е.Б. Экология в филологии. / Е.Б. Ионова // педсовет плюс. – 2007. - № 11. – с. 6-8.
Ходырева И.С. Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание школьников». / И.С. Ходырева // Педсовет плюс. – 2010. - № 11. – с. 12-15.