Конспект интегрированного занятия по теме: «Зима. Звук [с]» (индивидуальное занятие по звукопроизношению для дошкольника среднего возрас-та)
Конспект интегрированного занятия по теме:
«Зима. Звук [с]»
(индивидуальное занятие по звукопроизношению для дошкольника среднего возраста)
Цель: сформировать артикуляционный уклад звука [с]
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Корригировать произношение;
Развивать речевое дыхание;
Корригировать и развивать слуховое восприятие;
Развивать артикуляционную моторику;
Развивать общую и мелкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
Развивать внимание, память, логическое мышление;
Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
Расширить и конкретизировать представления о явлениях живой и неживой природы зимой;
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе; согласование числительных с существительными);
Формировать умение произносить изолированно звук [с].
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям;
Воспитывать самостоятельность;
Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);
Здоровьесберегающие задачи:
Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
Соблюдать правильную посадку ребенка;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
Соблюдать режим охраны зрения;
Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: бумажные снежинки, карточки с предметами для счета, предметные картинки для артикуляционной гимнастики; мнемотаблица «Зима», сюжетная картинка «Зима».
Ход занятия
Этапы занятия
Виды работы на этапе
Деятельность педагога
Деятельность ребенка
Какие задачи решались в ходе выполнения задания
1
2
3
4
5
I.Оргмомент
Чтение стихотворения А. Липецкий «Снежинки»
Читает стихотворение
Слушает стихотворение, рассматривая сюжетную картинку «Зима»
Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие.
II. Основной этап
II.1.Повторение материала
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Артикуляционная гимнастика
Предлагает «изобразить снегопад» - сдуть снежинки с ладошки, контролируя правильность выдоха
Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику, контролируя правильность выполнения («Лягушка» - «Хоботок», «Лопаточка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки»)
Ребенок выполняет упражнение
Ребенок выполняет упражнения
Формировать правильный речевой выдох
Развивать артикуляционную моторику
II. 2.Актуализация знаний
Отгадывание загадки про ветер
Д\и «Подбери признак»
Логопед загадывает загадку, предлагает ответить на вопрос: «Ветер зимой, какой?»
Ребенок отгадывает загадку, подбирает прилагательные к слову «ветер»
Привлечь внимание, вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания.
II. 3.Изучение нового материала
Упражнение «Холодный ветерок»
Д\и «Сосчитай до пяти»
Логопед объясняет и демонстрирует правильное выполнение упражнения. «Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Произнося отчетливо: С-С-С , изобразить холодный ветерок (контроль ладонью)»
Логопед предлагает сосчитать предметы на карточках, называя их (снежинки, снеговики, льдинки, горки)
Ребенок выполняет упражнение
Ребенок выполняет задание
Формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [с]. Вызвать звук.
Формировать навык согласования числительного с существительным
Динамическая пауза
Динамическое упражнение «Снежная баба» И. Демьянов
Логопед предлагает ребенку выполнить движения со словами
Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом
Развивать ФВ, общую моторику, умение координировать речь с движением
II.4. Закрепление изученного материала
Работа по мнемотаблице «Зима»
Логопед предлагает рассказать о зимних изменениях природы с опорой на мнемотаблицу
Ребенок рассказывает о зимних изменениях живой и неживой природы с опорой на мнемотаблицу
Закрепить знания по теме «Зима»
Зрительная гимнастика
Упражнение «Мы снежинки увидали» М.Ю.Картушина
Логопед проговаривает слова и изменяет положение снежинки в пространстве
Ребенок следит взглядом за снежинкой
Соблюдать режим охраны зрения
II. 5. Контроль знаний и умений
Д\у «Песенка ветерка»
Логопед предлагает спеть снежинкам песенку ветерка: «С-С-С»
Ребенок произносит изолированный звук [с].
Проверить навык сформированности правильного произношения звука [с].
III. 1. Итог занятия.
Подведение итогов
Оценивание деятельности ребенка
Педагог предлагает ребенку вспомнить, что делали на занятии, какой звук учился произносить
Логопед оценивает работу ребенка и дарит ему наклейку.
Ребенок называет звук, уточняет правильную артикуляцию.
Подвести итог занятия. Развивать память.
Оценить деятельность ребенка.
III.2.Домашнее задание
Объяснение домашнего задания
Логопед предлагает домашнее задание по пройденной теме и упражнение «Холодный ветерок»
Ребенок получает домашнее задание.
Закрепить умения и знания, полученные на занятии.
Приложение:
А.Липецкий «Снежинки», загадка «Ветер», И.Демьянов «Снежная Баба» (Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004).
Упражнение «Мы снежинки увидали». (М.Ю.Картушина Логоритмические занятия в детском саду.М.: ТЦ Сфера, 2004.)
Домашнее задание, упражнения (Н.Э. Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.)
15