Урок на тему Кыпчакское ханство
Кыпчакское ханство
Дата: _______________№ урока 11
Предмет: история Казахстана
Класс: 7
Тема урока: «Кыпчакское ханство»
Цель урока: Сформировать знания у учащихся о процессе формирования Кыпчакского ханства: территория, этнический состав, общественный строй, политическое положение и хозяйство.
Задачи:
· Проверить усвоение учащимися знаний о средневековых государствах, об архитектуре и искусстве, материальной и духовной культуре.
· Развитие умения работать в группах; развивать умения учащихся обсуждать, анализировать исторические факты, ясно и аргументировано высказывать свое мнение.
· Воспитание чувства уважения к истории своего народа и к людям, создающим материальную культуру.
Оборудование: презентация,
Тип урока: новый материал
Методы: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, словесный.
Ход урока:
I. Орг. Момент
II. Вводная часть
- настроить учащихся на урок
Есть страна, где предки и потомки
В разных измерениях живут.
Ход времен часы не остановят.
Ту страну "Историей" зовут.
Труд и дерзость, мир. война и тайна
Каждый вечер, каждый день и час,
Череда неслыханных событий
Пусть постоянно окружают нас!
Ребята мы опять находимся с вами в удивительной стране История
Психологический настрой
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!
-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.
- Пусть урок принесёт вам радость познания!
- объяснить ход урока
Класс разделить на три группы, выбор лидера
III. Основная часть
Сегодня наш урок пройдет в форме игры между тремя командами
Игра называется «Самый умный и находчивый »
1 задание «Кто быстрее» Установи последовательность образования средневековых государств
1 Огузское государство
2 Карлукский каганат
3 Тюркский каганат
4 Кимакский каганат
5 Тюргешский каганат
6 Западнотюркский каганат
5 Огузское государство
4 Карлукский каганат
1 Тюркский каганат
6 Кимакский каганат
3 Тюргешский каганат
2 Западнотюркский каганат
2 задание
Отгадай с помощью подсказок государство по его краткому описанию
Отгадав с первой подсказки, получаете 3 очка
Со 2-й 2 очка
С 3-й 1 очко (огузское государство)
1Это госуд-во подчинило себе печенегов, живших между Волгой и Уралом
2 М.Кашгари писал, что они первоначально состояли из 24 племен, аль Марвази- из 12.
3 глава государства носил титул джабгу(кимакский каганат)
2 Персидский историк Гардизи писал, что в состав населения входило семь племен, среди них были кыпчаки и …….)3 Второй столицей был город Карантия (карлукский каганат)
1 В китайской хронике «Таншу» указывалось, что они- одно из ответвлений тюркоязычных племен, в состав которого входят племена булак, жикил и ташлык.
2 аль – Марвази писал ,что входило 9 племен ( жикил, бескил, булак,тухси, кокеркин)
3 просуществовал около 200 лет
( тюрский каганат)
1 Византийского посла Земарха провели между двумя кострами
2 От этого гос-ва Жужжанский каганат потерпел поражение
3 Общее название этих племен теле, тирек3 задание
Отгадай задуманное понятие
1 Надстройка над колодцем. Сардоба2 так называется разновидность зодчества доисламского периода.
ДЫН
3 Как называли каменные скульптуры в древнетюркских письменах БАЛБАЛ
4 Производство керамики из обожженной цветной глины ( ТЕРРАКОТА)
5 по-латыни означает «строительное искусство» АРХИТЕКТУРА
5 разноуровневое задание
«Найди ошибки» Слабым учащимся
Подчеркните самые крупные средневековые города КазахтанаСуяб, Византия, Алмалык, Испиджаб, Иран, Талас, Яссы, Тараз, Талгар, Сирия, Хуанхэ.Сильным учащимся
Экспресс – викторина
1. Кто такие каракитаи? (потомки киданьских племен)
2. В каком году племена киданей создали гос-во Ляо? (924г)
3. Какую территорию занимало гос-во Ляо? (от Тихого океана до Алтая)
4. В каком году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и г Баласагун? (1125г)
5. Была ли сохранена наследственная власть у каракитаев ? (ДА)
6. Обладали ли женщины правом наследования власти? (да)
7. Назовите основные занятия каракитаев. (кочевое и полукочевое скотоводство и земледелие)
8. Как назывался земельный налог, который платили правители крупных городов гурхану?(харадж)
Решите задачу «Историческая россыпь»
Аль МарвазиПравитель города ИспиджабТардуш«Всенародный хан»
БумыньПравитель Огузского гос-ва
КапаганТюркский историк
Бильге Кул Кадыр-хан Правитель Западнотюрк. каганата
ШахмаликПравитель Восточнотюрк. каганата
Аль МарвазиТюркский историк
ТардушПравитель Западнотюрк. каганата
Бумынь«Всенародный хан»
КапаганПравитель Восточнотюрк. каганата
Бильге Кул Кадыр-хан Правитель города ИспиджабШахмаликПравитель Огузского гос-ва
Историческая мозаика
Событие, этого, это, появление, письменной литературы, важнейшее, периода, создание, письменности, распространение, тюркоязычной, верований, религиозных.Ответ
Важнейшее событие этого периода – это создание тюркоязычной письменности, появление письменной литературы, распространение религиозных верований.
«Найди ошибки»
Подчеркните самые крупные средневековые города КазахтанаСуяб, Византия, Алмалык, Испиджаб, Иран, Талас, Яссы, Тараз, Талгар, Сирия, Хуанхэ.Вступительное слово учителя
Кыпчаки древние тюркские племена, которые послужили основой формирования казахского народа и других тюркоязычных народов. Крупное политическое объединение, населявшие в средние века территорию Центральной Азии и Восточной Европы. В мусульманских источниках их называют кыбшаками, кипчаками, в западноевропейских-команы, а в русских летописях – половцами. Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих двух племен тесно связаны .Кыпчакское ханство
Таблица планирования уроков для учителя
Неделя 5 День 4 (29.10) Урок по расписанию 1
По разделу 4
Тема урока Кыпчакское ханство
Общая цель Сформировать представление о ханстве
Ожидаемые результаты Имеет общее понятие о формировании Кыпчакской народности
Тип урока урок открытых мыслей
Задания
Индивидуальная работа: игра «исторический лабиринт» (опрос дом.зад.),
Групповая работа : метод Джиксо, диван
Индивидуальная работа: «исторический диктант»
Необходимые материалы
Флипчарт 3 шт., маркеры, мульт.доскаХод урока:
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Вводная часть
(5-7 мин) Психологический настрой.
Перегруппировка по талончикам на названия тюркских племен (найманы, кереи, огузы, )Проверка д\з Настрой на урок.
Перегруппировка учащихся.
Выбор лидера.
Учащиеся выполняют задания.
Презентация
(10-12 мин)
Видеоролик «Половцы.Народ-кочевник.»
Задания группам Расселение. Рассовые черты и религия. Хозяйство. Получение информации о кыпчаках (7 мин.)
Ведут наблюдение в течении показа видеоролика
Учащиеся выполняют задания.
Основная часть
(20-25 мин.)
Работа с текстами.
Метод Джиксо. Находят отрицательные моменты в правлении государством, территорию их расселения (15 мин.)
Индивидуальная работа:
(5 мин)
Итог
(5 мин) Метод диван «исторический диктант»
Учащиеся закрепляют материал
Самоанализ урока
Просмотрев видеоролик об объединении кыпчакских племен в единое государство, у учащихся сложились представления, как могут изложить полученную информацию на практике при применении. Каждый из участников группы смог в зависимости от разноуровневых заданий выполнить свою работу и выступить перед классом, ученики давали рекомендации и пожелания с целью преодоления их речевых препятствий при пересказе текста, умения ораторствовать, проявить творческие способности через умения инсценировать исторические события, рисунок на флипчарте. При этом надо обратить внимание на основных моментах выполненного задания, их способность придумывать роли, при этом нужно их способность придумывать роли, при этом нужно осведомить детей о достигнутом результате, на каком уровне они находятся, проанализировав, разработать совместно с детьми критерий оценивания, что побуждало их к работе и что нужно на будущее учесть. Уметь критиковать политику кыпчаков, правильно составлять вопросы и подобрать к нему ответ, что формирует в учащихся мышление. Особо проявляется кумулятивная беседа, с целью обмена знаниями повторения и разработки новых идей, принимаются во внимание размышления одноклассников. Увеличение времени при выполнении заданий стимулирует детей тщательной подготовки к осуществлению мыслей, познания себя необходимым, приносящий пользу и осознание своего обучения. Саморегулирование детей способствует вовлечению в работу, в отношение работ детей по чтению и письму, при выполнении «исторического диктанта»,
Оценивание урока Отметка с комментариями. Критериальное оценивание
3-хмин пауза
2- звезды и 1 пожелание
Изменения по уроку
1 группа
ХАН (ПЛЕМЯ ЕЛЬБОРИЛИ)
ЗНАТЬ ТАРХАНЫ, БАСКАКИ, БЕКИ, БАИ
ВОЖДИ ПЛЕМЕН И РОДОВ
НАРОД- БЕДНЯКИ И ЖАТАКИ (занимались земледелием)
РАБЫ(бедные должники и пленные)
Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству. Ханами становились лишь представители племени ельборили. Название племен бори говорит о культе волка как идола, объекта поклонения.Ханская ставка называлась -ордой. Строго соблюдалась иерархическая система господствующей аристократической верхушки- ханы, тарханы, баскаки, беки. Роды и племена также разделялись по социальной значимости.
Имущественное неравенство у кыпчаков можно проследить по захоронениям умерших. В захоронениях влиятельных и богатых кыпчаков были найдены дорогостоящие предметы и вещи, а в захоронения простых людей- одни только скелеты. Неравенство наблюдалось и в землепользовании. Знатные люди , имевшие много скота владели и пастбищами, водными источниками, то бедняки попадали в прямую зависимость к богатым.
2 группа
Этнический состав кыпчаков. В этнический состав древних кыпчаков вошли племена се и яньто. Можно согласиться с мнением, что этнический состав их стал более разнообразным благодаря смешению с племенами огузов и тюрков. В первое время кыпчакские племена сами находились в составе кимекского этноса. Но с образованием сильного государства (XI в.) в этническом составе Восточного Дешт-и-Кыпчака находилось до 16 племен. Среди них особенно значительную роль играли токсоба, борили, дурут, бижанак, карабориклы. Западный Дешт-и-Кыпчак состоял из 11 племен. Среди них выделялись токсоба, ельборили, бужаглы, шортан, карабориклы и др. То, что одни и те же названия племен встречаются в разных объединениях, видимо, связано с тем, что строгого закона о разделе¬нии и объединении племен не было. Это обстоятельство также говорит о том, что кьшчаки почти сформировались как народ. Его становление было прервано монгольским нашествием. И тем не менее кьшчаки вошли в состав казахского народа как одно из главных его племен. К тому же кьшчаки входят в состав и других тюркоязычных народов: узбеков, каракалпаков, татар, башкир, туркменов. Согласно казахской летописи в составе казахов они разветвляются, как потомки родов и племен, от Рогатого Сарыабыза, Черных кыпчаков, Рыжих кыпчаков, Китайских кыпчаков, Куланкыпчаков, Бултына, Узына. Однако в летописях XVI—XVII вв. они встречаются в одном случае как потомки 92 родов, в другом — 32 родов узбеков (кыпчаков). По мнению академика В.В. Бартольда, цифра 32 — это начальное число, а затем число родов-племен достигло 92. Однако в этом списке кыпчакских племен нет названий казахских племен. Причина в том, что эти роды и племена сформировались позднее.
3 группа.
Причины распада.
Кыпчакское ханство Первая половина XI- начало XIII вв. От Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Кулундинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге Правое крыло- Сарайчик, левое-Сыгнак. Табыр–хан, Кадыр –Буга,
АлыпДерек, властитель Отрара- Каир 2 группы племен.
1-западное объединение-ельборили, токсоба, йетиоба, дурут и др.
2-восточное- из 16 племен: 8 крупных и 8 мелких Усиление междоусобной борьбы за власть
-столкновение с Хорезмом
-нашествие монгольских завоевателей
Критериальное оценивание.
Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:
3 – выше среднего
2 – средний
1 – ниже среднего.
Матрица оценивания проектов
Показатели проявления компетентности Фамилии учащихся
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме
2.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
4.Умение находить требуемую информацию в различных источниках
5.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
Максимально возможное количество баллов: 28
Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
I
II
III
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
-3810039306500
Закрепление
Закрепление изученного материала.. Вместо точек напишите правильный ответ.
Дешт- и Кыпчак- это земли между………………
Кыпчакские ханы были выходцами из племени…………..
История кыпчаков тесно связана с историей ………………
Кыпчаки вели упорую борьбу с ……………….
Кыпчаки поклонялись священному животному ……………
Рефлексия
Понравился ли вам наш урок?
Что было интересным?
Что нового узнали?
Чему научились?
Какое задание вам понравилось?
Оценивание. Критериальное оценивание