Конспект занятия на станции Логоритмика
ГБОУ СОШ № 1794 СП № 8
города Москвы, САО
Конспект внеклассного мероприятия в рамках «Школьного дня здоровья»:
ЗАНЯТИЕ НА СТАНЦИИ «ЛОГОРИТМИКА»
1 – 4 классы
подготовила
учитель-логопед
Попова Елена Геннадиевна
г. Москва
2014
Тема: Станция ЛОГОРИТМИКА.
Цель: познакомить учащихся с понятием «логоритмика», с практическими логоритмическими упражнении и играми под музыку и без музыки.
Программное содержание: познакомить со словом «логоритмика»; показать важность чувства ритма в нашей жизни; дать возможность ритмично двигаться под музыку и без ее сопровождения; упражнять артикулярный и дыхательный аппарат; тренироваться в умении соотносить движения с речью; координировать свои движения с движениями других детей; тренироваться в умении слышать окончание музыкального или речевого действия, успевать реагировать на него остановкой (тренировать слуховое и двигательное внимание и память).
Оборудование: на доске крупно написано слово ЛОГОРИТМИКА, несколько ритмических рисунков. Диски с музыкальным сопровождением, музыкальный центр.
Ход занятия
1) Организационный момент и сообщение темы занятия.
Дети заходят в класс рассаживаются на места (стулья стоят по периметру, буквой П).
ЛОГОПЕД: - Вы прочитали, как называется наша станция? Правильно – ЛОГОРИТМИКА. Это слово состоит из двух половинок: первая половинка обозначает слово, речь, а вторая половина слова обозначает ритмичные активные движения под музыку и без неё.
У всего на свете есть ритм. Зиму сменяет весна, весну – лето. После понедельника приходит вторник, а не наоборот. После ночи, приходит день, в часе – 60 минут, а в минуте 60 секунд и т.д. Мы с вами, люди, тоже существуем в своем ритме, наше сердце тоже стучит в определенном ритме и с определенной скоростью (послушаем, как оно стучит – приложили ладонь к груди), мы делаем вдох и выдох, мы спим и бодрствуем, в школе, после урока обязательно наступает переменка и т.д.
Сегодня, мы попробуем играть и делать упражнения, в одном ритме, дружить со словом и музыкой.
Так, как я логопед, меня в первую очередь, интересует наша речь, слова. С помощью чего человек может говорить, какой орган помогает нам произносить речевые звуки? Отгадайте загадку.
- Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)
Логопед предлагает детям встать рядом со своими стульями.
2) Артикуляционные упражнения.
- Сделаем гимнастику для языка:
Спрячь конфетку
Часики
Змейка
Болтушка
ЛОГОПЕД – С помощью языка мы произносим речевые звуки, а слушаем их? (ушами)
3) Тренировка в словоизменении (склонение существительного «УШИ» по родам)
- Вставьте слово «УШИ» в предложения:
- У человека есть (уши).
- У рыбы нет (ушей).
- На морозе (ушам) холодно.
- Я грею свои (уши).
- Некоторые умеют шевелить (ушами).
- Девочки носят сережки в (ушах).
4) Развитие диафрагмального дыхания. Дыхательное упражнение «Шарик».
- Предлагаю выполнить дыхательное упражнение «Шарик» (по показу).
Дети стоят свободно по всему кабинету. Следим, чтобы плечи во время вдоха не поднимались.
5) Развитие чувства ритма. Упражнение «Сыграй ритмический рисунок».
- Отображаем ритмический рисунок, записанный на доске с помощью хлопков, притопов, шлепков по коленям.
Хх Хх Хх Хх
ХхХ ХхХ ХхХ ХхХ
ХХХхх ХХХхх ХХХхх ХХХхх
ХХххх ХХххх ХХххх ХХххх
6) Развитие слухового внимания и памяти, координации движений, ориентировки в схеме собственного тела. Игра «Слушай, не зевай, за мной повторяй». Логопед произносит команды, а дети их выполняют. Например: положите левую руку на живот, а правую на левое плечо. Или: мизинцем правой руки заденьте подбородок, а указательным пальцем левой руки лоб и т.п.
7) Развитие зрительного внимания и координации движений. Игра «Запрещенное движение» (под музыку).
Взрослый показывает различные движения под музыку, но одно, специально оговоренное движение, считается запретным. Дети выполняют по показу движения под музыку, а на запрещенное движение приседают. Не успевшие среагировать дети, выбывают из игры.
8) Развитие эмоциональной диалогической речи. Игра «Как живешь?»
Дети отвечают на вопросы педагога, выполняя соответствующие тексту движения.
- Как живешь?
- Вот так! (вытягивают поочередно руки вперед с поднятым вверх большим пальцем)
- Как хлеб жуешь?
- Вот так! (делают жевательные движения)
- Как стоишь?
- Вот так! (стойка «смирно»)
- Как спишь?
- Вот так! (руки под щекой)
- Как дрожишь?
- Вот так! (дрожат)
- Как по телефону звонишь?
- Вот так! (рука у уха)
- Как в даль глядишь?
- Вот так! (руку «козырьком» ко лбу)
- Как кричишь?
- Вот так! (громко кричат)
- А как молчишь?
- Вот так! (закрывают рот, молчат)
9) Развитие слухового внимания и сосредоточенности, произвольности движений. Ходьба с заданием (под музыку) «Стоп, хлоп, раз».
Дети движутся под музыку друг за другом (музыка может меняться, т.е. может звучать марш, затем легкая музыка для бега или для подскоков). Необходимо выполнить следующие команды. На команду «стоп» - следует остановиться, на команду «хлоп» - хлопнуть 1 раз в ладоши, а на команду «раз» - развернуться и двигаться в обратную сторону.
10) Развитие творческой двигательной активности, пантомимических навыков. Игра «Два поезда».
Дети движутся в двух колоннах, положив руки на плечи (пояс) впереди стоящего – это поезда. С окончанием музыки останавливаются, поворачиваются к соседнему «поезду». Необходимо при каждой остановке беззвучно поздороваться с пассажирами соседнего поезда разными способами. Например: помахать рукой, приподнять шляпу, послать воздушный поцелуй и т.п.
11) Тренировка в дружном, ритмичном проговаривании (пропевании) текста. Работа над интонационной стороной речи. Хороводная игра «Андрей – воробей».
Дети стоят в кругу.
А) Заучивание текста с одновременной работой над интонацией. Дети вслед за ведущим проговаривают текст потешки с разной интонацией (весело, спокойно, по секрету, как Баба-Яга, как строгий военный, как добрая бабушка).
Б) Игра в кругу. Выбранный ведущий – Андрей-воробей, стоит в центре круга. Он выполняет те же движения, что и остальные ребята. После проговаривания текста, дети сужают круг, а «воробей» должен «вылететь» из круга.
Андрей – воробей, (по два хлопка в ладоши, два шлепка по коленям)
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек,
Из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок. (приставной шаг в сторону с полуприседанием)
Пригодится носок
Клевать колосок.
Шуууу! (сужают быстро круг, ведущий должен постараться из круга выбежать)
12) Развитие ориентации в пространстве. Закрепление пространственных представлений о строении печатных букв. Умение работать согласованно, одним коллективом. Игра «Построй одну букву на всех».
Выстраиваем слово РИТМ (слово написано на доске).
Дети строят фигуру заданной буквы – одну на всех. Ученики 1 – 2 классов выстраивают буквы по порядку, т.е. сначала букву «Р», затем букву «И» и т.д. Учащиеся 3 – 4 классов, разбиваются на четыре группы, и каждая группа строит свою букву.
13) Развитие ритмического чувства, координации одновременных движений. Упражнение на релаксацию «Мы – одно большое, доброе животное».
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
ЛОГОПЕД: - Мы с вами одно большое, доброе животное. У нас одно большое, доброе сердце на всех. Давайте послушаем, как оно стучит спокойно, ритмично: раз – два, раз – два (дети делают один шаг внутрь круга, один шаг обратно, затем по два шага, по три шага. Главное условие, нужно двигаться одновременно, дружно, ритмично.
14) Итог занятия.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115