Методический доклад на тему Приёмы звукоизвлечения на баяне
Петровская ДМШ
Приёмы звукоизвлечения на баяне
Доклад Чапаева Е.А.
2014
Звук должен быть закутан в тишину,
звук должен покоиться в тишине,
как драгоценный камень в бархатной шкатулке.
Г. Нейгауз
Как известно, искусство отображает реальную жизнь художественными средствами в художественных формах. Каждому виду искусства присущи свои выразительные средства. Так, например, в живописи одним из основных средств выражения является цвет. В музыкальном искусстве из всего арсенала выразительных средств мы, несомненно, в качестве важнейшего выделим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение музыкального искусства от любого другого. «Звук есть сама материя музыки» (Нейгауз), её первооснова. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия музыканта-исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности.
Каждый музыкант для успешной исполнительской и педагоги-ческой деятельности обязан знать специфические особенности своего инструмента. Современный баян обладает множеством природных достоинств, которые характеризуют художественный облик инструмента. Говоря о положительных качествах баяна, мы, конечно же, в первую очередь будем говорить о его звуковых достоинствах – о красивом, певучем тоне, благодаря которому исполнителю-баянисту подвластна передача самых разнообразных оттенков музыкально-художественной выразительности. Здесь и грусть, печаль и радость, безудержное веселье, и волшебство, и скорбь. Задушевная лирическая мелодия звучит так же убедительно, как и лихая народная пляска. Динамические градации баянного звука простираются от тончайшего pianissimo до fortissimo, причём очень ценно то, что баянист может активно управлять гибкостью динамики с помощью пластичных движений меха. Можно напомнить, что при игре на некоторых музыкальных инструментах исполнитель лишён возможности влиять на звук после момента его возникновения. Наряду с этим баян обладает достаточно большой протяжённостью звучания в пределах разжима и сжима. Звуковысотный диапазон баяна располагается от глубоких басов в контроктаве до самого верхнего регистра (голоса четвёртой октавы, что также относится к достоинствам инструмента. Одной из характерных особенностей баяна является широкая возможность исполнения на нём полифонии. С появлением готово-выборных баянов усилилась полифонизация музыкальной ткани в современных оригинальных сочинениях, поскольку возможность исполнения многоголосной фактуры всегда привлекает композито-ров. Кроме того, на протяжении всего периода обучения баянист имеет возможность воспитывать своё полифоническое мышление на фугах Баха, Шостаковича, чего лишены некоторые инструмента-листы. Благодаря положительным качествам (прибавим к ним портативность и сравнительно небольшой вес) баян ещё с прошлого века стал одним из популярных музыкальных инструментов. Конечно, в массе своей баянисты-любители играли и играют сейчас на стандартных инструментах, где в правой клавиатуре обычно ведётся мелодия с вариациями, а в левой – аккомпанемент. Профессионалы же играют на многотембровых (четырёхголосных) готово-выборных баянах, в основном, типа «Юпитер». По мнению многих специалистов, в настоящее время это вершина конструкторской мысли в области создания инструментов семейства клавишно-пневматических гармоник.
Отмечая природные достоинства инструмента, мы обязаны отдавать себе отчёт и в его недостатках. К ним можно отнести отсутствие возможности динамической дифференциации многоголосной фактуры; необходимость применения довольно большой физической силы для управления мехом, что в итоге не может не сказываться на свободе игрового аппарата, а также, с некоторыми оговорками, фиксированную высоту звукоряда. Отдельные баянисты в качестве одного из недостатков баяна расценивают… отсутствие педали «как у фортепиано». Но ведь нельзя же требовать, чтобы баян обладал достоинствами всех инструментов. В нашем арсенале вполне достаточно выразительных средств, надо только умело пользоваться ими.
Средства артикуляции
Процесс звучания каждого извлекаемого звука можно условно разделить на три основных этапа: атака звука, процесс внутри звучащего тона (ведение звука), окончание звука. Взаимодействие пальцев и меха, направленное на достижение определённой атаки звука и его окончания, подробным образом проанализировал в своих методических трудах известный польский аккордеонист, профессор Варшавской консерватории В. Л. Пухновский. Ограничимся лишь кратким изложением трёх основных способов такого взаимодействия.
1. Нажать пальцем нужную клавишу, и затем повести с необходимым усилием мех. Прекращение звучания достигается остановкой движения меха, после чего палец отпускает клавишу.
2. Повести мех с нужным усилием, после чего нажать клавишу. Звучание прекращается снятием пальца с клавиши и последующей остановкой меха (пальцевая артикуляция). Пользуясь этим приёмом звукоизвлечения, мы достигаем резкой атаки и окончания звука.
3. При мехопальцевой артикуляции атака и окончание звука достигаются в результате одновременной работы меха и пальца.
Туше. Целесообразно выделить четыре основных способа туше: нажим, толчок, удар, скольжение (glissando).
Нажим применяется баянистами обычно в медленных разделах произведения для получения связного звучания. Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам и могут даже к ним прикасаться. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя её плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причём одновременно с нажатием очередной клавиши предыдущая мягко возвращаются в исходную позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши.
Толчок, как и нажим не требует замаха пальцев, однако, в отличие от нажима, «палец быстро погружает клавишу до упора и быстрым кистевым движением отталкивается от неё (эти движения сопровождаются коротким рывком меха)». С помощью этого способа звукоизвлечения достигаются штрихи типа staccato.
Практически баянисты пользуются толчком сравнительно редко. Наиболее распространёнными видами туше являются нажим и удар.
Удар предваряется замахом пальца, кисти или того и другого вместе. Этот вид туше применяется в раздельных штрихах (от non legato до staccatissimo).
Кистевой удар применяется в музыкальных произведениях с остинатным фактурным изложением. Пальцы при этом оказываются как бы естественным продолжением кисти и самостоятельных движений не выполняют.
Скольжение (glissando) – ещё одна разновидность туше. Glissando по одному ряду вверх исполняется обычно скольжением поверхности ногтя указательного или среднего пальца, подушечки которых рекомендуется сомкнуть с подушечкой большого пальца.
Иногда glissando вверх удобно взять ногтём большого пальца. Glissando сверху вниз играется большим пальцем.
Glissando по трём рядам вниз играется большим пальцем, расположенным поперёк клавиатуры, причём наибольший эффект достигается тогда, когда опережающую позицию занимает основание (первая фаланга) этого пальца. Встречаются случаи применения glissando различными интервалами.
В современной литературе всё чаще используется кластер (сплошное заполнение какого-либо интервала малыми секундами). На баяне кластер может извлекаться всеми видами туше: нажимом, толчком, ударом и скольжением. Glissando кластером исполняется либо кулаком, либо тыльной стороной кисти, развёрнутой к клавиатуре.
Glissando в левой клавиатуре используется крайне редко, вследствие неудобства его исполнения.
Нетемперированное glissando исполняется следующим образом: нажимается нужная клавиша (как правило, в диапазоне большой или малой октавы при одноголосном регистре), затем с одновременным натяжением меха клавиша постепенно опускается, при этом высота тона будет понижаться. Это понижение прямо зависит от интенсивности ведения меха и постепенности отпускания клавиши. Для возвращения к исходной точке необходимо, напротив, ослабить натяжение меха с одновременным плавным нажатием клавиши до дна.
Приёмы игры мехом. Основными приёмами игры мехом являются разжим и сжим. Все остальные в своей основе построены на различных сочетаниях разжима и сжима.
Одним из важнейших качественных показателей исполнительской культуры баяниста является умелая смена направления движения или, как сейчас принято говорить, смена меха. При этом необходимо помнить, что музыкальная мысль во время смены меха не должна прерываться. Лучше всего производить смену меха в момент синтаксической цезуры. Однако на практике далеко не всегда удаётся сменить мех в наиболее удобные моменты. В полифонических пьесах иногда приходится менять мех даже на тянущемся тоне. В таких случаях необходимо: а) дослушивать длительность ноты перед сменой меха до конца; б) мех менять быстро, не допуская появления цезуры; в) следить за тем, чтобы динамика после смены меха не оказалась меньше или, что случается чаще, больше, чем необходимо по логике развития музыки.
Тремоло. Этот приём встречается наиболее часто. Исполняется быстрым равномерным чередованием разжима и сжима.
Во время работы над тремоло необходимо постоянно контролировать ощущение свободы, раскованности левой руки и сбрасывать статистическое напряжение – только тогда будет возможно долгое тремолирование. Инструмент должен прочно стоять мехом на левом бедре и грифом упираться в правое бедро. Для этого плечевые ремни надо соответственно подогнать.
Триоли мехом. Этот приём исполняется чередованием разжима и сжима, причём разжим снятием руки делится на доли. Если в пьесе требуется исполнение триолей не протяжении длительного отрезка, то мех постепенно начинает расходиться, поскольку на разжим получается две доли, а на сжим одна. Чтобы как можно дольше сохранить мех в собранном виде, нельзя с одинаковой силой играть все три доли в этом меховом приёме. Наиболее сильно звучит первая доля (разжим). Вторая доля в сжим звучит почти с такой же силой, уравнивая расход воздуха и возвращая мех в исходное положение. Третья доля должна исполняться наименее сильно (разжим).
Рикошет. Характернейшим моментом при исполнении рикошета является равномерное чередование ударов верхней частью меха и нижней. В качестве исходной позиции для освоения рикошета следует слегка развести мех и, не нажимая клавиш, попеременно смыкать верхнюю и нижнюю его части. Если рикошет требуется исполнить несколько раз подряд, то после четвёртой доли рука снимается, аккорд берётся заново и начинается новый цикл. Получается, что четвёртая доля предыдущего цикла и первая последующего исполняются разжимом верхней частью меха, который делится снятием руки.
О вибрации. Вибрато – приём игры, в большей степени распространенный на струнных смычковых инструментах. Необыкновенная экспрессия и красочность ставят его в ряд важнейших выразительных средств на таких инструментах, как скрипка, альт, виолончель. В последние годы этот приём «получил прописку» и в литературе для баяна. Для его выполнения можно воспользоваться несколькими способами:
1. Вибрато предплечьем и кистью правой руки, мелкие движения которых посредством упора большого пальца на гриф придают ведению меха пульсирующий характер. Игровой аппарат в данном случае должен быть свободен, что даёт возможность регулировать мелкое и крупное вибрато.
Мелкое дрожание правой руки, достигаемое напряжением в локтевой части. Этим способом достигается разновидность мелкого вибрато, однако долго его обычно не применяют, так как слишком быстро утомляется рука. Большой палец желательно вынести на гриф в качестве упора.
2. Вибрато открытой кистью левой руки. Основание кисти становится у края грифа, руку ни в коем случае не напрягать, но запястье должно быть упругим. Этим способом также можно регулировать частоту вибрато.
3. Штрихи и способы их исполнения. Штрих - обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определённой артикуляции.
Рассмотрим характерные особенности основных штрихов и способы их исполнения.
Legatissimo – высшая степень связной игры. Клавиши нажимаются и опускаются максимально плавно. В нотах обозначается словом legatissimo, однако, иногда композиторы обозначают этот штрих термином legato possibile.
Legato – при игре легато пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости, не следует с излишней силой давить на клавишу. Баянист должен запомнить с первых шагов обучения, что сила звука не зависит от силы нажатия клавиши. Играя кантилену, очень важно чутко осязать поверхность клавиш кончиками пальцев. «Клавишу надо ласкать! Клавиша любит ласку! Только на неё она отвечает красотою звука!» - говорил Н. Метнер («Повседневная работа пианиста и композитора». - М.,1963). «Кончик пальца должен как бы срастись с клавишей, ибо только так может возникнуть ощущение, будто клавиша – продолжение руки», - писал Й. Гат. («Техника фортепианной игры». – М.:Будапешт,1967)Колотить жесткими твердыми пальцами не нужно. Свободная мягкая кисть вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке и окончании звука, а также следить за плавным ведением меха:
Portato – связная игра, при которой звуки как бы отделяются друг от друга лёгким пальцевым толчком. Этот штрих применяется в мелодиях декламационного характера.
Tenuto – выдерживая звуки точно в соответствии с указанной длительностью и силой динамики; относится к категории раздельных штрихов. Начало звука и его окончание имеют одинаковую форму.
Detache – (фр.) в переводе отделять – это извлечение каждого звука отдельным движением меха в разжим (V) или сжим (Г). Пальцы при этом могут оставаться на клавишах или отрываться от них.
Это извлечение каждого звука отдельным движением меха на разжим или сжим. Пальцы при этом могут оставаться на клавишах или отрываться от них.
Marcato – подчёркивая, выделяя. Исполняется активным ударом пальца и рывком меха. Если деташе создает впечатление певучести, то маркато сообщает звучанию максимальную четкость, выразительность. Особенно заметно значение штриха маркато при исполнении аккордовой фактуры в произведениях мужественного, оптимистического характера.
Non legato – не связно. Исполняется одним из трёх основных видов туше при ровном движении меха.
Martele – акцентированное стаккато. Способ извлечения данного штриха сходен с извлечением marcato, однако характер звучания более острый. Рывки мехом выполняются коротким волевым движением левой руки:
Staccato – острое, отрывистое звучание.
Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержаения этот штрих может быть более острым, но в любом случае реальная длительность звучания не должна превышать половины ноты, указанной в тексте. Пальцы легкие и собранные.
Staccatissimo – высшая степень остроты в звучании. Достигается лёгкими ударами пальцев или кисти. При этом необходимо следить за собранностью игрового аппарата.
Задача педагога - научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству, научить интонировать музыку, а на начальном уровне - прежде всего мелодию. Большое внимание следует уделить интонированию разнохарактерных мелодий - медленных и подвижных, песенных, танцевальных и маршеобразных, шутливых и печальных, суровых и светлых.
Рассмотрим пример обучения ученика штрихам Legato и Staccato.
Перед учеником ставится задача – освоить игру нот, написанных четверными длительностями штрихом “staccato”, остальные половинные ноты выдержаны штрихом “поп legato”. Необходимо пояснить студенту, что “Полька” – это легкий упругий веселый танец, и если не подчеркнуть это соответствующим штрихом “staccato” (остро отрывисто), то нужного характера пьесы не получится.
Необходимо объяснить учащемуся методику исполнения штриха “staccato”, которая состоит из 3 основных частей:
Замах пальца,
удар пальца
отскок от клавиатуры.
На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере первых двух тактов пьесы. За один урок научить исполнению staccato невозможно.
Объяснение задания на дом:
К следующему уроку выучить отдельно партию правой руки до конца, исполняя все четвертные ноты штрихом “staccato”, соблюдая нужную аппликатуру и смену меха через два такта.
Освоение нового учебного материала:
При первом ознакомлении с русской народной песней “Степь да степь кругом” необходимо разобрать ее теоретически: сначала выясняем тональность песни, по знакам это может быть фа-мажор или ре-минор. По последней ноте и аккомпанементу в левой руке выясняем тональность фа-мажор. Далее переходим к размеру 6/8. Уточняем, что это сложный размер, состоящий из двух простых: 3/8 + 3/8. Поэтому считать легче на счет раз-два-три и раз-два-три. Далее смотрим на штрихи. Фразировочные лиги по два такта также обозначают, что мелодия исполняется штрихом “legato” (плавно связно). Также в мелодии в конце фраз имеются длинные ноты, обозначенные длительностью “половинная с точкой”. Для расшифровки данной длительности необходимо посчитать общее количество восьмых нот, сложить их в четвертные, а затем “в половинную с точкой”, вспомнив, что точка, стоящая рядом с нотой, удлиняет ее наполовину ее самой. Прохлопав ритм со счетом, можно переходить к проигрыванию партии правой руки со счетом, соблюдая указанную аппликатуру.
Закрепление нового материала:
На одном уроке невозможно выучить всю пьесу, поэтому необходимо на примере первой фразы добиться исполнения штриха “legato”, показав, как пальцы должны двигаться – плавно связно с глубоким нажимом без промежутков, и в то же время не наползая нота на ноту.
Добившись правильного исполнения первой фразы на “legato” правой рукой, переходим к партии левой. Следует обратить внимание на ноту “си бимоль”, т.к. эта тема является новой для студента. Необходимо показать на левой клавиатуре или начертить в его тетради схему расположение данной ноты. Проиграв со счетом левую руку, следует обратить внимание на вальсовый аккомпанемент, в котором нужно играть мягкий выдержанный бас и короткие аккорды. Можно попросить студента вспомнить движения танца “вальс” и представить приседания в танце на первую долю, что убедит студента удлинить басовую ноту, т.к. она еще и приходится на сильную первую долю такта.
Задание на дом:
выучить в русской народной песне “Степь да степь кругом” отдельно каждую партию, при этом в партии правой руки добиться верного исполнения штриха “legato” со сменой меха через два такта и соблюдением аппликатуры.
В партии левой руки обратить внимание на выдержанное исполнение баса и короткие аккорды.
Ясное слуховое представление штриховой палитры и забота о её разнообразии должны сопровождать работу над каждым музыкальным произведением.
Кроме того, каждый штрих имеет множество градаций, которыми нужно уметь пользоваться в зависимости от интонационно-смыслового содержания того или иного отрезка музыкального материала.
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла.
Задача педагога - научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству, научить интонировать музыку, а на начальном уровне - прежде всего мелодию. Большое внимание следует уделить интонированию разнохарактерных мелодий - медленных и подвижных, песенных, танцевальных и маршеобразных, шутливых и печальных, суровых и светлых.
Даже в простейшей песенке на двух ступенях «Петя - булочник» внимание ребенка сразу привлекается к тому, что ее нужно исполнить в определенном характере. Какой же характер может быть в детской песенке из двух звуков? Разве такого рода песенки не скандируются? Да, скандируются. Но и скандировать, то есть исполнять, подчеркивая сильную долю, можно по-разному. В данном случае, опираясь на слова песенки, мы подсказываем ученику ее особенности: сыграть ее следует ласково, мягко и «вежливо» - ведь дети о чем-то просят булочника, а не приказывают ему (разумеется, здесь и в дальнейшем понимание характера, сказавшись на интонировании, отразится и на исполнительских приемах, которыми музыка будет сыграна). Слова, на которые создана мелодия, способны помочь ученику ее лучше осмыслить - понять, пережить ее метроритмическую структуру и ее образно-выразительный строй.
Уже в начальный период обучения, осваивая несложный репертуар, юный музыкант способен обнаружить некоторые сходные моменты в исполнении различных произведений. В пьесах танцевального характера он улавливает четкость и ясность ритмической организации музыкального материала, отмечает важную функцию метра; в пьесах лирического характера его внимание привлекает напевность звучания, выразительность мелодической линии.
Ребенок учится постигать закономерности формирования элементарных художественно-смысловых построений, логику их интонационного развития. Постепенно учащимся усваиваются и наиболее простые правила, в соответствии с которыми применяются те или иные выразительные средства исполнения. Например, усиление звучности при стремлении музыкальной фразы вверх и, наоборот, ослабление при движении вниз; замедление в конце произведения, подчеркивание опорных, сильных долей такта и т.д. Расширяя и углубляя свои музыкальные впечатления, систематизируя их с помощью педагога, учащийся получает возможность делать обобщения более высокого порядка, касающиеся вопросов стиля, особенностей формы, специфики выразительных средств, применяемых композитором той или иной эпохи, школы или направления.
«Одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели».
Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, в то же время нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах.
Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и настроение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание. Это и будет работой над художественно-музыкальным образом и над приобретением игровых приемов - не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.
Вопросительная форма изложения учебного материала - таков один из очень важных приемов, наталкивающих ученика на размышления. Манера обращения к ребенку - «не кажется ли тебе, что...», «как ты полагаешь?», «не думаешь ли ты, что...» и т.п. - заставляет его искать ответ. Вопросы педагога, как правило, так поставлены, что для ответа на них ребенку приходится вслушиваться в музыку. Но не во всех случаях от него ожидается ответ. Иной раз педагог сам тут же отвечает, но старается это сделать в такой форме, чтобы малышу казалось, что он сам бы так ответил, но его опередили.
Сопоставления и сравнения нередко служат основой для вопроса и облегчают ребенку поиски ответа. Но и независимо от «метода вопросов» проведение аналогий или поиски различий между музыкальными явлениями наталкивают обычно ученика на размышления. Вводимые этим путем новые представления, понятия и образы становятся возбудителями фантазии. Музыкально-исполнительская педагогика пользовалась и продолжает пользоваться этим методом работы с учениками.
В работе педагога - музыканта большое значение имеет его творческое отношение к работе, его умение правильно найти подход к ученику, своевременно оценить его способности и возможности. Профессия педагога требует особенно высоких моральных качеств, особой чуткости, подлинной человечности.
Чтобы ввести ребенка в увлекательный сложный мир музыки, необходимо вначале заинтересовать его, употребив для этого все свои знания, опыт, терпение, отзывчивость, доброжелательность и простоту. Педагог должен горячо любить своих учеников, постоянно о них заботиться и относиться ко всем с равным уважением, только в этом случае он может рассчитывать на их искреннее уважение и привязанность.
Музыкант должен всю жизнь заниматься художественным самообразованием. Расширение кругозора способствует обогащению исполнительской фантазии. Нужно развивать свое эмоциональное восприятие, так как музыка является отражением эмоциональной стороны духовной жизни человека. Восприятие искусства так же глубоко разнообразно и бесконечно, как искусство.
Литература: Ф. Липс «Искусство игры на баяне» - М.: Музыка, 1985. – 158с.
А. Семешко «Методичні основи формування виконавської майстерності баяніста» К.ДМЦМЗКМ.2002. – 144с.