Презентация Мастер-класса Подготовка к сжатому изложению в 9 классе


Мастер-класс по теме: «Подготовка к сжатому изложению» Будьте кратки; верное средство заставить слушать себя - это сказать много в немногих словах. Пьер Буаст Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Чубар-Абдуллово» Мияссарова Римма Мансуровна Какие задачи мы должны решить?Вспомнить особенности сжатого изложения;Повторить требования, предъявляемые к сжатому изложению на ОГЭ;Обобщить знания о способах компрессии текста;Тренироваться в сжатии текста разными способами.

Какие цели мы ставим перед собой при работе над сжатым изложением?Сжатое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ?ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, ОТРАЗИВ ВСЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ МИКРОТЕМЫ2. ИПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА3. СОЗДАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СМЫСЛОВОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗНОСТЬЮ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТАИсключение подробностей и деталей, второстепенной информации Обобщение конкретных, единичных явлений Слияние предложенийУпрощение (замена) синтаксических структур ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ Пример 1. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова… Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном (Исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).
ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ Пример 2. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности. (Исключение повторов)
СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ Пример 1. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. На лугу росли цветы. (Замена однородных членов обобщающим словом).
СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ Пример 2. Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.   Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает. (Свертывание информации за счет обобщения)
СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ.Пример 1. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками. (Слияние нескольких предложений в одно.) . Пример 2 Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (Слияние нескольких предложений в одно.)  СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ.
. Пример Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.   Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. ( Замена сложного предложения простым) СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ)

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТАВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СВОЕМ ЛИСТКЕ КОНТРОЛЯ