Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА
Методическая разработка урока, проведенного
в 9 «Б» классе
Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА
Учитель: Фатеева И.А.
Пояснительная записка
Первая часть экзаменационной работы по русскому языку в формате ГИА – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Такие умения необходимо формировать на уроках, используя практическую работу по тексту.
Важно, чтобы работа на уроках русского языка в 9 классе не сводилась только к подготовке к экзамену, а была частью интересного и увлекательного процесса погружения в язык. « Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть», – писал М. Горький. Поэтому цель урока – научиться пользоваться языком, его средствами (в том числе для написания сжатого изложения).
Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи рассчитана на 2 часа и предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями.
Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей написанию сжатого изложения.
Данный урок разработан на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и совершенствует их учебно-языковые и коммуникативные умения, а также создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.
Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Цель урока: Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать структурированное восприятие и содержание текста,
формировать умение видеть логику рассуждения,
формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.
Развивающие:
продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере сжатия публицистического текста в рамках подготовки к ГИА,
уметь выделять микротемы текста,
расширять словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету,
содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.
(слайд 2) Тип урока: урок развития связной устной и письменной речи.
Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.
Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.
Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Возраст обучающихся: 15- 16 лет.
План урока: (слайд 4)
I. Организационный момент (2 минуты).
II. Работа с эпиграфом (3 минуты).
III. Работа с исходным текстом (40 минут):
первое чтение текста (4 минуты),
беседа по вопросам (определение темы, идеи, структуры и абзацного членения текста) (5 минут),
определение микротем исходного текста (работа в группах) (5 минут),
составление плана изложения (3 минуты),
работа над сжатием исходного текста (5 минут),
способы компрессии текста (приемы сжатия) (3 минуты),
самостоятельная работа групп (6 минут),
результат компрессии исходного текста (3 минуты),
итоги работы над исходным текстом (3 минуты),
ознакомление с критериями оценивания (3минуты).
IV. Второе чтение текста (4 минуты).
V. Написание сжатого изложения. (35 минут).
VI. Итоги урока ( 3 минуты).
VII. Домашнее задание (3 минуты).
Ход урока
I. Организационный момент: Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок-практикум по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. (слайд 1). Цель нашего урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста, используя основные способы компрессии (слайд 3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
II. Работа с эпиграфом. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сергея Ивановича Ожегова: « Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка». (слайд 5)
Вы согласны с утверждением Ожегова? О какой речевой культуре можно говорить применительно к нашему уроку?
III. Работа с исходным текстом (слайд 6).
1. Первое чтение текста.
Прости меня, мама
Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...” Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
( слайд 7) “Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.
(слайд 8) “В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!”
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама... (По А. Алексину, 284 слова)
2. Беседа по вопросам
- Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему? (слайд 9). Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.
- Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? (слайд 10). Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
- Этап определения структуры текста: Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса ( слайд 11). Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис - положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
- Этап абзацного членения текста: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. (слайд 12) Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца.
3. Определение микротем исходного текста (работа в группах).
Текст
Микротема
Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...” Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. “Я понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”. (слайд 13)
“Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?”
Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.(слайд 14)
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.
Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот. (слайд 15)
“В муках мы мать вспоминаем”, - писал
Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!”
“В муках мы мать вспоминаем”. (слайд 16)
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама...
Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всёдоброе и сделать для нихвсё доброе. (слайд 17)
4. Составление плана изложения (слайд 18)
Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”.
Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих.
Естественной обязана быть наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот.
“В муках мы мать вспоминаем”.
Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для них всё доброе.
5. Работа над сжатием исходного текста (слайд 19)
А) Содержательная обработка исходного текста: умение извлекать главную информацию из текста (предметное и обобщенное умение).
Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).
Задача сжатого изложения: (слайд 20) Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения. Что требуется? (слайд 21) Отбор важной информации, формулирование основных идей автора, сохранение авторской последовательности событий, передача характера действующих лиц и обстановки без искажений, выделение основных микротем, обобщение содержания исходного текста, использование разнообразных приемов компрессии.
6. Способы компрессии текста (приемы сжатия): (слайд 22) исключение подробностей деталей (удаление), обобщение конкретных, единичных явлений (объединение), сочетание исключения и обобщения (замена).
Удаление. (слайд 23) Исключать можно: вводные слова, однородные члены предложения, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, восклицания, цитаты, детали, не влияющие на ход мыслей, пояснения, описания, рассуждения, слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.
При исключении необходимо: выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова, убрать подробности и детали, объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Объединение. (слайд 24) Объединять можно: парцеллированные предложения, ряд предложений, связанных одной мыслью, части сложных предложений, конкретные единичные факты, события, явления. При объединении необходимо: найти в тексте мелкие единичные факты, выявить общее, объединить факты на основе общего, сформулировать оставшееся в предложения.
Замена. (слайд 25) Заменять можно: однородные предложения обобщающим словом, сложные предложения простыми, части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением, прямую речь косвенной, часть текста одним предложением. При замене необходимо: найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, сформулировать данное предложение.
7. Самостоятельная работа групп
Текст
Что применили?
Что получилось?
1 группа
Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, мама...”. Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный чЯ понимаю, как ты занят!” Иногда раздражался по пустякам... “Я понимаю, как ты устал!” Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов) (слайд 26)
Замена прямой речи.
Замена однородных членов предложения обобщающим словом.
Замена придаточного предложения.
Удаление вводных слов.
Замена ряда предложений одним выражением.
(слайд 27)
Мамы давно уже нет...А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)
(слайд 28)
2 группа
“Берегите матерей!” - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: “Берегите матерей так, как они берегут нас!” Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: “Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?” (61 слово) (слайд 29)
Замена прямой речи.
Удаление повторов.
Замена ряда предложений одним выражением.
(слайд 30)
Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: “Надо их беречь, как они нас”. Но это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек. (37 слов) (слайд 31)
3 группа
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной “неразумности” материнских щедрот. (14 слов) (слайд 32)
Замена ряда предложений одним выражением.
(слайд 33)
Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.
(6 слов) (слайд 34)
4 группа
“В муках мы мать вспоминаем”, - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. “Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт...” - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. “Ах, если б навеки так было!” (29 слов) (слайд 35)
Замена прямой речи другим выражением.
(слайд 36)
Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива... (25 слов) (слайд 37)
5 группа
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно... Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама!
(28 слов) (слайд 38)
Замена парцеллированного предложения.
Удаление уточняющего члена предложения.
Объединение структуры СП. (слайд 39)
То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама!
(19 слов) (слайд 40)
8. Результат компрессии исходного текста (слайд 41)
Мамы давно уже нет..А я всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно.
Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: “Надо их беречь, как они нас”. Но это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек.
Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.
Некрасов писал: “В муках мы мать вспоминаем”. Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива...
То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама! (167 слов, в исходном тексте - 284 слова).
9. Итоги работы над исходным текстом (слайд 42).
Что должно быть отражено в сжатом изложении?
Какие способы компрессии текста вы знаете?
В сжатом изложении должно быть отражено основное содержание исходного текста, все важные для его восприятия микротемы; правильно применены разные приёмы сжатия текста( не менее 2): исключение, обобщение, упрощение; сохранены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
10. Ознакомление с критериями оценивания.
Обратите внимание, по каким критериям будет оцениваться ваше изложение (слайд 43, 44, 45).
№
Критерии оценивания сжатого изложения
Баллы
ИК1
Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.
0
ИК2
Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.
1
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, илиэкзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.
0
ИК3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3
7
IV. Написание изложения исходного текста.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание (листы с заданием у каждого ученика).
Прочитайте текст, заполните таблицу.
Странное. Непонятное. Непостижимое. Диковинное. Загадочное. Необыкновенное. Необъяснимое. Удивительное Богат набор слов, означающих неведомое в окружающем мире. Нас влечёт тайна, манит чуда. Безграничная природа не устаёт преподносить нам такое, что поражает и привлекает внимание. Чудесными называют предметы и явления, которые изумляют нас своей неординарностью, красотой.
Если человека ничто не поражает, он, сколько бы ему ни было лет, стар душой. И человек ищет необыкновенное даже там, где его, казалось бы, нет. В способности удивляться, в умении видеть в привычном, обыденном неожиданное скрыто чудо творчества. Только неравнодушный, заинтересованный взгляд может заметить в мире новое и воплотить своё открытие в слове, в камне, в красках. Тогда и другие смогут увидеть чудо в том, мимо чего, может быть, проходили не один раз.
Чтобы смотреть с интересом и любопытством на привычное, нужно любить жизнь и быть её участником. Чтобы радоваться жизни, нужно будить своё воображение, создавать, творить. Смотреть на мир с ожиданием чуда.
(По В. Андрееву)
147 слов
Ключевые слова абзаца
Микротема абзаца
Вариант сжатого изложения абзаца
14. Спасибо за внимание! (слайд 46)
Приложение 1
Прости меня, мама
Мамы давно уже нет А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
«Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама
(По А. Алексину, 284 слова)
Приложение 2
Алгоритм написания сжатого изложения
Изложение читают два раза. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы (микротемы каждого абзаца), так и всего текста в целом. Пишите аккуратно, разборчивым почерком. Как писать? Вы можете использовать два варианта «конспектирования» текста. При 1 и 2 прочтении
1. Записывать полностью, а потом сокращать, оставляя ключевые (главные, необходимые) слова, которые передают главную тему (микротему) каждого абзаца.
2. Записывать сразу ключевые (главные, необходимые) слова, которые передают главную тему (микротему) каждого абзаца.
II. Обозначьте микротемы каждого абзаца (коротко).
III. Соблюдая абзацное членение текста, используйте приемы исключения, объединения, замены
для «сжатия» записанного текста.
IV. Формулируйте грамотное высказывание. Обязательно продумав перед этим синтаксическую структуру ваших предложений (обратите внимание на уместное и грамотное употребление однородных членов, сочинительных и подчинительных союзов в ПП, ССП, СПП в вашем сжатом изложении)
Из чего строить высказывание (текст вашего сжатого изложения)?
1. Используйте для составления предложений те слова, которые остались после «сокращения» текста.
2. Передавайте мысли своими словами
3. Используйте предыдущие два способа одновременно.
V. Проверьте количество абзацев, полностью ли раскрыты микротемы каждого абзаца?
За ошибку будут считаться случаи, когда вы «добавили» в текст свою микротему или, наоборот, не раскрыли микротему в каком либо абзаце, или объединили по ошибке два абзаца в один.
VI. Сосчитайте количество слов.
В сумме в вашем изложении (часть 1) и в вашем сочинении рассуждении (часть 3) должно быть 140 слов
Вы можете сжать изложение до 70 слов (вместо 90), но тогда сочинение должно содержать соответственно тоже 70 слов. Либо сжать изложение до 90 слов (норма), тогда объём сочинения должен быть не менее 50 слов.
Пожалуйста, пользуйтесь орфографическим словарём, для проверки вашего изложения на наличие орфографических ошибок!
Будьте внимательны, не спешите! Удачи Вам!
Приложение 3
Прочитайте текст, заполните таблицу.
Странное. Непонятное. Непостижимое. Диковинное. Загадочное. Необыкновенное. Необъяснимое. Удивительное Богат набор слов, означающих неведомое в окружающем мире. Нас влечёт тайна, манит чуда. Безграничная природа не устаёт преподносить нам такое, что поражает и привлекает внимание. Чудесными называют предметы и явления, которые изумляют нас своей неординарностью, красотой.
Если человека ничто не поражает, он, сколько бы ему ни было лет, стар душой. И человек ищет необыкновенное даже там, где его, казалось бы, нет. В способности удивляться, в умении видеть в привычном, обыденном неожиданное скрыто чудо творчества. Только неравнодушный, заинтересованный взгляд может заметить в мире новое и воплотить своё открытие в слове, в камне, в красках. Тогда и другие смогут увидеть чудо в том, мимо чего, может быть, проходили не один раз.
Чтобы смотреть с интересом и любопытством на привычное, нужно любить жизнь и быть её участником. Чтобы радоваться жизни, нужно будить своё воображение, создавать, творить. Смотреть на мир с ожиданием чуда.
(По В. Андрееву)
147 слов
Ключевые слова абзаца
Микротема абзаца
Вариант сжатого изложения абзаца
Список используемой литературы и Интернет - источников
Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход / Е. С. Антонова. М.: КноРус, 2008.
Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Волгоград, “Учитель”, 2009.
Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма // Образование в современной школе. 2010, № 3, с.15-16.
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык 2012. –М.: «Интеллект-центр»,2012.
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме), М., “Экзамен”, 2012 .
Мишатина Н. Л. Как сердцу высказать себя?..: теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода. 79 классы: книга для учителя / Н. Л. Мишатина. СПб, 2008.
Пахнова Т.М.г. Как подготовиться к сжатому изложению. Примеры упражнений, М., Просвещение, 2010.
Цыбасова В.И. Анализ и самоанализ урока Волгоград: ИТД “Корифей ” 2008 г.
Шапиро Н.А., .Волкова А.В. , Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
http://www.proshkolu.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15