Конспект урока Сказки народов Приамурья
Урок внеклассного чтения в 3 классе
«Сказки народов Приамурья».
Нанайская сказка «Как медведь и бурундук дружить перестали»
Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.
Задачи:
1. Познакомить учащихся со сказками народов Приамурья.
2. Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать сообща, приходить к общему мнению.
3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуг
4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.
Оборудование: учебник «Лукошко» 1 класс, презентация
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,Никто не услышит о том в новостях. Да мы и не думали шум создавать,А будем тихонько страницы листать.Смеяться с героями, переживать,Грустить, веселиться, о чуде мечтать.И снова забудем, дружок впопыхах,Что чудо-то держим с тобою в руках.
- О каком чуде идет речь? (О книге)
2.Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы собрались, чтобы совершить удивительное путешествие по страницам сказок народов Приамурья. Народов, которые жили в этих местах давным-давно, и живут в наше время, народов, которые всегда отличались своей мудростью, добротой, терпимостью. Слайд 1, 2
2. Актуализация знаний.
-Ребята, вы любите сказки? Кто вам рассказывает сказки?
-А откуда взрослые знают эти сказки?
- Почему мы с удовольствием слушаем и читаем русские сказки?
- Правильно, ведь это сказки наших предков, наша история. У каждого народа свои сказки, свои обычаи и традиции.
Мы любим слушать русские сказки, потому что это сказки наших предков. Слайд 3
– Ребята, давайте вспомним, какие коренные жители живут на территории Хабаровского края? Много разных народов населяют Дальний Восток.
Как вы думаете, а какие сказки любит нанайские дети?
Правильно. Все любят слушать сказки своего народа.
Вспомните, чем занимаются коренные жители Приамурья? (Они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса). Слайд 4,5
Да, ребята, они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растут самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. А далекие предки этих народов поведали нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни и традициях. (звучит песня «Таёжные были») Слайд 6
Давайте представим себе маленький домик на берегу Амура. В нём сидит нанайка. Она вышивает чудные узоры на халате. Слайд 7,8
Рассмотрите их. Здесь и веточки дальневосточных растений, и цветы, и забавные животные. И из этих удивительных узоров рождается сказка... Рассмотрите узоры и скажите, о чём будет сказка. (- Эта сказка будет о лесе, о животных.) Слайд 9-11
3. Обсуждение сказки.
Какую сказку вы читали к сегодняшнему уроку? Слайд 12
Чья это сказка?
- Вам понравилась сказка? О ком она? Кто главные герои этой сказки? Слайд 13
Посмотрите на слайд и по рисункам кратко расскажите, что произошло в сказке. Только будьте внимательны: рисунки стоят не по порядку. Слайд 14
- Кого вы пожалели? Почему?
-Кого вы осудили? Почему?
-На какой вопрос даёт ответ сказка? Выберите из данных вопросов. Слайд 15
1. Почему бурундук живёт в лесу?
2. Почему у бурундука длинный хвостик?
3. Почему у бурундука на спине пять полосок?
- Можете ли вы теперь сказать, откуда у бурундучка на спине пять чёрных полосок?
4. Постановка проблемного вопроса
Сегодня бурундучок пришёл к нам на урок. Он просит помочь разобраться: кто же ему был настоящим другом: лиса или медведь? Вдруг он попадёт в другие сказки, где тоже будут эти герои. Сначала давайте вспомним, в каких сказках он может повстречаться со сказочными героями. Интересно, как часто может произойти такая встреча?
Вспомните и назовите сказки , в которых встречается медведь, Слайд 16
…… а в каких лиса. Слайд 17
Давайте сделаем вывод.(Эти герои часто встречаются в русских сказках.)
5. Сравнение характеров героев. Слайд 18
Рассмотрите иллюстрации с изображением животных. Кто это? (Лиса и медведь)
Давайте сравним характеры этих героев . Какой обычно в сказках медведь? А какая лиса?
а) Выборочное чтение.
-Найдите в нанайской сказке отрывок, в котором бурундук впервые встречается с лисой. (Стр. 132).
Давайте прочитаем этот отрывок по ролям
Докажите, что лиса хитрая.
- «Завертела хвостом»
- «Всегда хитрила, всех обмануть норовила» (норовила – старалась)
- «притворилась»
-Сделаем вывод: какая лиса в сказках?
Давайте дадим совет бурундучку, надо ли ему верить лисе, дружить с ней?
- Что вы узнали из сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» о медведе?
(Питался малиной, мёдом. Хотел поймать евражку, косулю и дикого кабана. Всегда угощал своего друга бурундука. Но потом обидел бурундука, потому что он мешал ему охотиться.
б) Словарная работа Слайд 19
Давайте вспомним, какой медведь в русских сказках.
Выберите из данных слов те, которые характеризуют медведя.
(Косолапый, добрый, хрупкий, лежебока, злой, нежный, хитрый, глупый, неуклюжий, смелый, топтыгин.)Сделаем вывод: похожи ли медведь и лиса по характеру? Слайд 20
Физминутка под музыку Nanajskie_napevy-Tema_EvenkaПод веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
6.Нравственный вопрос.
- Ребята, как вы думаете, а сам бурундучок был хорошим другом?
Давайте составим для бурундучка правила дружбы.
Правила дружбы. Слайд 21
1. Не обижай друга.
2.Выручай друга из беды.
3. Сочувствуй в горе.
4. Радуйся вместе с ним.
5. Делись с другом всем, что у тебя есть.
6.Выполняй обещания, данные другу.
Вывод: так чему нас учит эта сказка?
7. Знакомство с новой сказкой.
- Ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой народов Приамурья. Это нивхская сказка. Слайд 22
Нивхи, как и нанайцы живут на берегу Амура, также занимаются охотой и рыболовством, и также у этого народа есть свои сказки.
Эта сказка называется «Почему у бурундука полоски». Слайд 23
Послушайте её внимательно-внимательно.
Чтение сказки учителем
Почему у бурундука на спине полоски
Нивхская сказка
Кто такой бурундук? Бурундук родной брат белки! Только белка живёт на деревьях, в дуплах, а бурундук роет норы в земле. За это его ещё зовут земляной белкой.
Раньше маленький бурундук был весь жёлтенький, тёмных полосок на нём не было.
Но однажды в нашей тайге произошла вот какая история.
Хозяин тайги дедушка медведь залёг осенью в свою тёплую берлогу, свернулся поуютней, сунул лапу в пасть и крепко заснул. Так крепко, что не слышал, как выли над тайгой вьюги, как трещали от мороза пихты, как ходили по лесу охотники.
Полгода прошло, а для медведя - будто день промелькнул.
Он проснулся, когда весеннее солнышко пригрело, когда первые ручейки зазвенели. Проснулся и чувствует - живот аж подвело, так есть хочется. Это только говорят, что медведь лапу сосёт и сыт бывает. Нет, лапой сыт не будешь.
Вышел медведь на поляну и думает, чем бы поживиться. А что думать? Медвежья еда ещё не поспела. Далеко до ягод, до орехов.
Идёт медведь по лесу, каждый пенёк обнюхивает, нет ли где чего. Вдруг слышит: под большим пнём шорох какой-то. Медведь ткнул пень лапой. Не поддаётся.
Медведь попробовал двумя лапами. Пень - ни с места. Мало сил у голодного медведя. Тогда он рассердился, застучал по пню лапой и закричал:
- Эй, кто там живёт? Выходи!
Выскочил жёлтый бурундук и говорит:
- Здравствуй, дедушка медведь!
- Ты кто такой? - рычит медведь.- Что там делаешь?
- Я - бурундук. Я здесь живу. Это мой дом,- отвечает бурундук.
Медведь говорит:
- Я всю зиму проспал. А теперь проснулся - есть нечего.
Бурундук говорит:
Я тоже всю зиму проспал. Но прежде чем залечь в спячку, я заготовил припасы. Есть у меня в кладовках сладкие корешки, вкусные сытные орешки. Сижу и ем и горя не знаю. Медведь говорит:
- Ты хороший зверёк, бурундук. Дай - ка мне попробовать твоих корешков и орешков.
Бурундук говорит:
- Сейчас, дедушка, принесу.
Он юркнул под пень и вытащил оттуда сладкие корешки да сытные орешки.
- Угощайся, дедушка! Слайд 24
Медведь ест и похваливает:
- Аи, как вкусно! Дай ещё!
Бурундук принёс ещё. Медведь наелся, подобрел. И говорит:
- Спасибо тебе, милый бурундучок.
Маленький ты зверёк, а добрый, старика уважил.
И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на спине у бурундука от медвежьих когтей пять полосок появилось. Слайд 25
Появились чёрные полоски, да так и остались.
Бурундук гордился своими полосками. Бывало, его спрашивали:
- Откуда они у тебя?
Бурундук отвечал:
- Это меня дедушка медведь погладил.
С тех пор у всех бурундуков на спине полоски.
Беседа по первичному восприятию
Кто главные герои в этой сказке?
Что нового мы узнали о бурундуке из этой сказки? Слайд 26
Чему учит эта сказка?
Чем похожи сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» и «Почему у бурундука на спине полоски»?
Чем отличаются эти сказки?
Ребята, так какой же совет мы можем дать бурундучку?
Молодцы, ребята! Бурундучок благодарен вам за добрые советы. А что полезного для себя вы сегодня запомнили? Чему вас научили эти сказки?
Бурундучок также уверен, что дружба навсегда поселится в нашем классе.
8. Работа с выставкой книг.
Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги, которые я предлагаю вам прочитать самостоятельно – это тоже сказки народов Приамурья.
Выберите сказки, которые мы сегодня читали. Покажите всем иллюстрации в книге к этим сказкам.
9. Рефлексия.
Ребята, вам понравился урок? Возникло ли у вас желание дальше познакомиться со сказками народов Приамурья?
Бурундучок предлагает вам свое угощение (печенье – орешки, грибочки)
Спасибо за урок!