Разработка урока на тему Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П.Катаева «Старый пень»


Тема: Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П.Катаева «Старый пень»
Цель: подготовить учащихся к сжатому изложению;
- учить находить главное и второстепенное в тексте;
- учить сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного
текста;
- развивать связную речь учащихся;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, таблички, текст изложения.
Ход урока
Организационный момент
Проверка слухового восприятия
[ Какой сейчас урок?]
[ Который сейчас урок?]
[ Какое сейчас время года?]
Сообщение темы урока
- Ребята отгадайте загадку.
Был я деревом когда-то
И шумел листвой, ребята,
Потерял свою красу,
Стал я ниже всех в лесу.
- Что это? (Это пень)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сжатому изложению по тексту Валентина Петровича Катаева «Пень».
Беседа
[ Что такое изложение?] (Изложение – письменный пересказ повествовательного текста)
[ Как вы понимаете сжатое изложение?] (Ответы детей)
- Отдельные части текста мы будем пересказывать кратко, т.е. мы должны выбрать самое главное в тексте.
- Вот какие приёмы сжатия мы будем использовать:
1) Обобщение.
2) Исключение.
3) Упрощение.
III. Работа с текстом
Выразительное чтение текста учителем.
- Ребята, послушайте внимательно и подумайте о чём текст?
- О чём текст? (О пне)
- Какой был пень? (Старый)
- Как можно назвать текст? (Старый пень)
2. Чтение текста учащимися
[ Прочитайте текст]
3.Беседа по прочитанному[Какие герои участвуют в событии?]
[Чем занимаются люди?][Почему люди кланялись пню?][Почему пень возгордился?][Как деревья отнеслись к словам пня?]
[Кто рассказал пню правду?]4. Словарная работа
Какое слово в тексте является главным? (Возгордился)
Возгордился – гордый.
Гордость, т.е. зазнайство, высокомерие.
Какая разница в значении этих слов?
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Зазнайство – поведение того, кто зазнаётся, важничает.
Высокомерие – уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.
5. Выделение микротем и составление плана.
Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста.
- Разделите текст мысленно на части. Сколько частей у вас получилось?
- Прочитайте 1 часть (Объединяем 1и 2 абзац)
- Будем использовать приём обобщения. Без каких предложений обойтись нельзя?
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню.
- Как можно назвать 1 часть?
1) Люди кланялись пню.
- Прочитайте 2 часть текста. Что можно убрать? (Убираем повторяющуюся информацию)
Возгордился старый пень и говорит деревьям: «Я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!»
- Как можно назвать 2 часть?
2) Пень возгордился.
Физминутка- Прочитайте 3 часть. Без каких слов в третей микротеме обойтись нельзя?
Но деревья молча стояли в своей гордой красоте. Рассердился старый пень: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»
- Как можно назвать третью часть?
3) Деревья гордо молчали.
- Прочитайте последнюю часть. О чём эта часть? Без каких предложений в четвёртой микротеме обойтись нельзя?
Но тут прилетела синичка и весело защебетала: «Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки».
- Как можно назвать эту часть?
4) Синичка сказала пню правду.
- Что мы сейчас делали? (Мы составляли краткий текст изложения, составляли план)
- Запишите план в тетрадь.
- Прочитайте краткий текст изложения.
6. Инсценировка текста
IV. Итог урока
- К чему мы готовились сегодня на уроке? (К сжатому изложению)
- Как называется текст изложения?
- Какие герои участвуют в событии?
- Почему люди кланялись пню?
V. Домашнее задание. Выставление оценок.
Приготовить пересказ сжатого текста.