Доклад на МО Использование инновационных технологий обучения для развития активной познавательной деятельности школьников на уроках химии и биологии (из опыта работы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Подывотская средняя общеобразовательная школа
Методическое объединение учителей школы
Доклад
Использование инновационных технологий
обучения для развития активной
познавательной деятельности школьников
на уроках химии и биологии
(из опыта работы)
Подготовила учитель биологии и химии
Зайцева Ирина Егоровна
Подывотье - 2013-02-18
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет нас, педагогов-практиков, искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Как показывает практика, достижению выше обозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий. Выбор технологий определяется многими факторами, в основном, доминирующие целевые установки школы и конкретные цели текущего учебного процесса.
Среди инновационных технологий современного образовательного процесса можно выделить следующие: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологии интегративного обучения, проектные технологии, творческая исследователь-ская деятельность, технологии формирования логического мышления учащихся, образо-вательная рефлексия учащихся.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение — организованный учителем способ активного взаимодей-ствия учащегося с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения; учится мыслить, творчески усваивать знания.
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих: постановку учителем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Основные психологические условия для успешного применения
проблемного обучения
Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
Быть доступным для учащихся
Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения: 1) высокая самостоятельность учащихся; 2) формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.
Проблемное обучение пронизывает как курс химии, так и курс биологии. Каждый урок становится проблемным.
Технология разноуровневого обучения
Проблему прочности знаний по предмету можно решить технологией уровневой дифференциации.
При организации процесса обучения учащихся необходимо ориентироваться на введение трех стандартов:
обязательная общеобразовательная подготовка (её уровень должен достичь каждый ученик): усвоение ЗУН в рамках учебной программы;
повышенная подготовка, определяющаяся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном и максимально возможном уровне сложности
.
Ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда». К самостоятельному выбору заданий учитель готовит учеников, советует какое задание выбрать, однако право выбора остается за учеником.
Технология игрового обучения
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
свободная развивающаяся деятельность, организуемая учителем (но протекающая без его диктата) и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз-поощрение или оценку;
творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;
эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;
деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;
деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека;
деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.
Я использую в своей практике следующие варианты игр:
дидактические игры – словесные игры-упражнения, игры-предположения, игры-викторины, игры-соревнования и др.;
игры с перевоплощением – ролевые познавательно-деловые (пресс-конференция, симпозиум и др.), сюжетно-ролевые (спектакль, заочное путешествие, суд и др.), имитационные, ситуационные.
Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности.
Информационно- коммуникационные технологии
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии и биологии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают урок ярким и содержательным, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы.
Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым. Использование компьютерных программ на уроке позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать изучаемый процесс, провести опасную реакцию.
Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творческие компетентности обучаемых.
Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий
Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета.
Интеграция осуществляется на следующих уровнях:
1. Межпредметные связи. Предполагается принцип «вторжения в другую область», т.е. привлечение на уроки понятий, образов, представлений из других школьных дисциплин. При изучении химии и биологии очень часто прослеживаются межпредметные связи предметов естественного цикла с предметами естественно – математического цикла и ОБЖ.
2. Интегрированные уроки. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования разнообразных заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету при обсуждении учебной темы. Интегрированные уроки надолго остаются в памяти школьников. Они дают им достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Технологии метода проектов
Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. projectus – брошенный вперед) предполагает разработку замысла, предварительного, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
В практике обучения химии и биологии проектная деятельность реализуется через:
урок как таковой или практическое занятие;
внеурочную деятельность, предметную деятельность;
научно-практичную деятельность учащихся, защиту рефератов.
Используются следующие проекты:
- Информационные. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках. Пример: 10 класс «Витамины: за или против».
- Творческие проекты строятся следующим образом: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр. Пример: 10 класс: «Сложные эфиры управляют целым миром» (форма предоставления результатов – сочинение, выставка рисунков, фотографий).
Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
Исследовательская творческая деятельность
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. В своей работе я приучаю своих учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаем себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Главное для меня как педагога – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Вместе с учащимися мы выполняем исследовательские работы по изучению экологического состояния природных ресурсов своей малой родины, ежегодно с ребятами мы принимаем участие в исследовательских конкурсах, проводимых эколого – биологическим центром и Домом детского творчества города Брянска, занимая призовые места.
Творческая форма рефлексии – синквейн
Способность резюмировать информацию, излагать сложные мысли, чувства, представления в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д.
Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления у учащихся, анализа, синтеза, вычленение главного обобщения, конструирования вопросов.
Приёмы и способы формирования логического мышления
Систематическая работа в этом направлении позволит сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, в прочитанной книге; освободит детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Начинать формирование логического мышления нужно в младших классах, постепенно усложняя задачи. С этой целью необходимо, прежде всего, научить школьников работать с текстом, рисунками, вопросами, оглавлением учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал.
Работа со школьным учебником. Составление плана параграфа
На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником.
2. Работа с понятиями
Язык биологии и химии основан на общепринятых понятиях. Знания терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Для этого я использую следующие приёмы:
- вместе с учащимися перевожу термины, ищу общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; при каждой новой встрече со знакомыми корнями вспоминаются ранее изученные термины, проводятся аналогии;
- закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы;
- задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием;
- задание на установление правильной последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п.;
- задания, в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.;
- задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4–5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню;
- задания на выявление общих закономерностей, учащимся предлагаются 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности;
- терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его;
с целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую кроссворды и чайнворды;
- творческие задания, например составление сказок:
3. Составление логических схем
Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта.
В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал
4. Работа по составлению и заполнению таблиц
Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).
5. Составление графических конспектов
Наряду с зарисовкой опытов проводимых на уроке и во внеурочной деятельности, используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но я пытаюсь организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществили учащиеся самостоятельно. Дети в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины, устанавливать смысловые связи между ними, выделять биологические закономерности, сравнивать объекты. Учащиеся, имеющие низкую мотивацию к обучению, могут дополнительно использовать план. Обязательно учитывается полнота использования материала, логика изложения, грамотность и самостоятельность.
6. Работа с дополнительной литературой
Используется при подготовке учащимися докладов, рефератов.
7. Проблемное изложение знаний по методике мозгового штурма
В таких играх основной упор делается на решение творческих заданий. Перед учащимися ставится проблема, далее распределяются по группам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем обсуждается в паре и выносится на общее обсуждение. Что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности учащихся.
8. Применение инструктивных карточек
На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.
9. Использование элементов модульной технологии
Этот приём позволяет учащимся самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности. Для его использования я подбираю фактический материал, формы и способы учебной деятельности, разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы и определяю цели каждого из них.
Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, что дает возможность усваивать не только обязательный минимум, но и более высокий уровень обучения.
10. Лекционно – семинарская форма работы
Такие формы работы как лекции, семинарские занятия, зачеты я использую в старшей школе. Изучение каждой темы начинаю с лекции, в которой излагаю школьникам основное программное содержание, затем провожу несколько уроков семинаров и завершаю тему зачетными уроками в устной или письменной форме. Учащиеся достаточно хорошо усваивают основные вопросы программы и могут самостоятельно приобретать новые знания.
Заключение
Считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества. Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное!