Из опыта работы «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы через развитие творческих способностей».
«Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы через развитие творческих способностей».
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка, а это невозможно без активизации познавательной деятельности учащихся и формирования творческого потенциала каждого ученика. Работая много лет учителем начальных классов, я убедилась в этом. Проблема не нова, но актуальна, так как современному обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения. Поэтому в своей педагогической деятельности я делаю акцент на создание оптимальных условий для развития познавательных способностей учащихся, высокого уровня творческой деятельности младших школьников.
Цель, которую я ставлю перед собой: активизация познавательной деятельности младших школьников, развитие их творческого потенциала.
Задачи: 1. создать условия для развития познавательного интереса учащихся через: - использование различных методов, форм и средств работы; - внедрение новых педагогических технологий в преподавании; - введение в урок разноуровневого обучения, нестандартных и проблемных ситуаций.
2. раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. В. Репиной и др.), анализируя практический опыт учителей начальных классов, я для себя определила основные принципы организации творческой деятельности учащихся:
1.Внимательное отношение ко всем проявлениям творческой активности каждого моего ученика.
2.Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения.
3.Повышение и укрепление самооценки. Я считаю, что важно учитывать индивидуальные результаты каждого, чтобы ребенок испытал радость собственного открытия.
4.Творческая позиция педагога.
Обозначенные психолого-педагогические принципы образуют целостную систему, которая способствует достижению поставленной цели.
Считаю, что важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие учащихся, является творческий подход к преподаванию самого учителя. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают учащиеся.
Фактор творчества присутствует почти в любой деятельности. Я всегда поощряю интерес ребенка к экспериментированию, к самостоятельным действиям, к нестандартным решениям проблемных ситуаций. Творим и экспериментируем с детьми всюду — на прогулке, на уроках, во внеурочное время. Создавая ребенку условия для творчества, я помогаю ему не только отлично справляться с предложенными заданиями, но и находить новое применение своим знаниям.
Я считаю, что большое влияние на активизацию познавательной деятельности школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Всегда стараюсь четко определять познавательные задачи урока, использую в учебном процессе разнообразные самостоятельные работы, творческие задания – все это является мощным средством развития познавательного интереса моих учащихся. При такой организации учебного процесса учащиеся переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету, саморазвитию, самообразованию, творчеству.
Часто провожу уроки математики в форме интеллектуальных игр, уроки литературного чтения - творческих мастерских, а контрольные работы в виде олимпиад. Для обобщения материала по темам готовлю тесты, кроссворды, ребусы. Большую помощь в работе оказывает применение ИКТ на уроках математики, русского языка, окружающего мира на этапе проверки знаний, обобщения материала по темам, создание презентаций, тестирование. Постоянно использую электронные носители на уроках «Основы православной культуры». На уроках изобразительного искусства использую Интернет-ресурсы для просмотра картин, иллюстраций, портретов художников, помогают в работе мультимедийные материалы. Все это позволяет выполнить больший объем работы, создает ситуацию заинтересованности, формирует положительную мотивацию, способствует развитию мышления, воображения учащихся, развивает творческий потенциал каждого ученика.
Очень важно подготовить ребёнка, умеющего читать и читающего. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность. Каждый ученик может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Дети умеют работать с текстом, извлекать нужную информацию, готовить сообщения, используя дополнительную литературу, словари, энциклопедии, электронные ресурсы. На уроках практикую выборочное чтение, краткий и подробный пересказ, чтение по ролям, словесное рисование, составление планов. Дети сами сочиняют стихи, рассказы, сказки. Ребята с повышенным уровнем обученности составляют диафильмы по прочитанным произведениям, а ребята с базовым уровнем делят тексты на смысловые части, выбирают главное, составляют план. После изучения сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» учащимся повышенного уровня даю задание: Придумайте смешную историю к пословице «Хвастовство само себя наказывает», а ребятам с базовым уровнем предлагаю вспомнить, были ли такие ситуации в их жизни. Анализируя произведения поэтов о родном крае, предлагаю продолжить фразу: «Я люблю родной край за то, что…». Дети думают, рассуждают, творят. На уроках обобщения выполняем мини-проекты, например, «Устное народное творчество родного края», «Пословица всем делам помощница» и др. Устраиваем литературные викторины, путешествия в «Книжное царство», в Страну Читай-ка, конкурсы на лучшего чтеца, конкурсы рисунков по темам «Поэтическая тетрадь», инсценируем отрывки из произведений. Применение разнообразных форм работы на уроках литературного чтения, участие в литературных творческих конкурсах способствует развитию творческого потенциала учащихся, активизирует познавательную деятельность, позволяет освоить программный материал в интересной форме, добиться высокого качества обучения
В основе познавательной деятельности учащихся на моих уроках лежит система методов, основанная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, метод проблемного изложения.
На уроках изучении нового материала, закрепления и обобщения применяю объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Использование заданий творческого характера способствует раскрытию личностной позиции каждого моего ребенка. Работая со словарными словами, использую различные виды диктантов, особенно детям нравятся творческие диктанты: называю начало поэтической строки, учащиеся должны самостоятельно ее закончить; прошу продолжить предложение, используя словарные слова, написать мини-сочинение. Такие задания развивают познавательный интерес учащихся, они лучше усваивают материал и стремятся узнать еще больше нового.
К активным методам и формам изучения и развития индивидуальных способностей каждого ребенка я отношу дидактическую игру, нестандартные и проблемные ситуации, групповую работу, парную и коллективную работу. Индивидуальная работа позволяет активизировать личный опыт каждого учащегося, развить умение самостоятельно выделять конкретную задачу для решения. Групповая форма работы развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Например, при изучении темы «Вода» делю класс на 2 группы: первая группа обсуждает свойства воды, а вторая - готовится объяснить круговорот воды в природе. Практикую работу в парах. При проверке домашнего задания «Как животные размножаются» один учащийся рассказывает о размножении насекомых, а другой – о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся. Затем они оценивают ответы по предложенным критериям. Коллективная форма работы расширяет возможности моих учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность каждому моему ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи. Данные формы работы способствуют формированию положительной мотивации обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают способности каждого моего ученика.
При изучении нового материала использую на уроках схемы-опоры, таблицы, для закрепления материала - сигнальные карточки, раздаточный материал и другие средства обучения. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Важным средством активизации познавательной деятельности учащихся является диалог. Между учителем и учениками происходит сотрудничество, в котором учитель не только учит, но и сам опирается на опыт ребят. Это необходимо для формирования учебных потребностей и мотивов обучения.
Прекрасным средством развития познавательной самостоятельности является игра, которая служит как бы переходным мостиком к учебе, той средой, в которой легче и интереснее проходит познавательная деятельность. Технология игрового обучения позволяет мне, как индивидуализировать работу, так и активизировать познавательную деятельность учащихся. Я подбираю игры с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие образовательные и воспитательные цели решают.
На уроках и во внеурочной деятельности применяю технологию проектирования. В 4 классе на уроке «Основы православной культуры» ребята делают проекты по выбранной теме: «Христианское искусство», «Праздник Пасха» (повышенный уровень), а ребята с базовым уровнем рассказывают, как в их семьях отмечают этот праздник. На занятиях кружка «Путешествия в века» мы приготовили проектную работу «Устройство храма». На празднике «День Здоровья» мои ученики защитили проект «Правильное питание». Работа над проектами развивает коммуникативные компетенции моих учеников, повышает интерес к обучению, формирует готовность к решению проблем, развивает творческую деятельность учащихся, а все это вместе активизирует познавательную деятельность учащихся моих классов. Для повышения познавательной активности учащихся на уроке я создаю проблемные ситуации. В начале обучения дети решают несложные проблемные задачи, проводят небольшие исследования. Например, после чтения украинской сказки «Колосок», я даю задание: Сравни петушка из русской народной сказки «Кот и петух» и петушка из украинской сказки «Колосок». Чем они похожи, а чем различаются? С каждым годом задания усложняются. Использование мной на практике проблемных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, зачастую креативно их решать.
На уроках я использую нестандартные ситуации. Они способствуют развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний, повышает интерес к учению. Работая по математике по теме «Решение задач. Закрепление» мы с детьми совершаем путешествие по планетам на космическом корабле. Конечным результатом таких уроков является усвоение материала всеми детьми. 100% моих ребят участвуют в творческих математических конкурсах. Во Всероссийском конкурсе «Зимние интеллектуальные игры 2009» один ученик занял 1-е место в регионе, один – 3-е. В 2010/2011 учебном году в 4 классе мы участвовали в тестировании «Кенгуру плюс». По всем 12 параметрам оценивания математической подготовленности мои ребята показали высокий уровень программных знаний и умений и общее развитие: задания на арифметические действия, именованные величины, решение текстовых задач, логическое мышление выполнены на 100%: базовые навыки – 96%, внимательность – 94%, именованные величины – 90%; чтение, запись и сравнение чисел, понимание математического языка - 75%; установление последовательности действий – 86%; опережающее развитие – 80%; геометрические фигуры, вопросы повышенной сложности – 67% (Приложение 4). Участвуя в районных предметных олимпиадах выпускников начальной школы по математике, мои ученики вошли в 10 лучших.
Для оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки, для сохранения и укрепления здоровья моих учащихся я применяю здоровьесберегающие технологии. Мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. Вначале урока мы записываем и комментируем пословицы и поговорки о здоровье. На уроках окружающего мира говорим о правильном питании школьника. Несколько уроков рисования были посвящены режиму дня в картинках, зимним видам спорта. Во время перемены у нас проводятся специальные оздоровительные игры. Дети приняли участие во II Детском литературном Всероссийском конкурсе детско-юношеских работ «Психология здоровья», проводимого Общественным фондом «Содействие» совместно с Санкт-Петербургским отделением Союза писателей (9 учащихся). Вся моя работа по использованию здоровьесберегающих технологий проводится в сотрудничестве с родителями школьников. С их помощью были написаны исследовательские работы: «Угроза за спиной» и «Рационально организованный режим дня» и успешно защищены на районном конкурсе творческих исследовательских работ. Все это позволяет моим учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Создавая условия для активной познавательной деятельности учащихся, поощряю стремление каждого моего ученика к поиску своих траекторий и способов решения задач, создаю “ситуации успеха ”, развиваю самоконтроль и взаимоконтроль. На каждом уроке создаю благоприятный морально-психологический климат, воспитываю интерес через включение в содержание урока интересных сведений, ярких фактов; поощряю каждого ребенка; вижу в каждом ребенке личность; исключаю из средств воздействия на учащихся принуждение. Все это дает большой педагогический эффект для формирования положительных мотивов учения.
Использование мной в работе современных методик и технологий, систематическая работа с каждым учащимся, направленная на формирование творческих способностей, развитие логического мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, позволяют добиться высоких и стабильных результатов обучения (Приложение 5). Мои ребята успешно продолжают обучение в основной школе.
Как классный руководитель, я развиваю творческие способности своих ребят при проведении внеклассных мероприятий. Активно сотрудничая с Центром дополнительного образования детей Барабинского района, я готовлю детей к конкурсам творческих работ, викторинам. В 17 конкурсах разного уровня за последние три года мои ребята заняли призовые места. (Приложение 6). Они участвуют во всех мероприятиях не только в школе, но и посещают культурно-досуговое объединение «Унисон» села Новоярково, помогают ремонтировать старые книги, ставят кукольные спектакли, участвуют в Неделе Детской Книги. Дети читают стихи, поют песни, танцуют, принимают участие в творческих конкурсах. Стараюсь во всем быть примером для своих детей. За активное участие в художественной самодеятельности на празднике «ДЕНЬ СЕЛА» была награждена Грамотой МУ КДО «Унисон» (Приложение 7).
За многие годы педагогической деятельности я сформулировала для себя несколько правил: стараться заинтересовать каждого ученика в работе класса; стимулировать каждого учащегося к высказываниям без боязни ошибиться; оценивать деятельность каждого ученика в процессе обучения, а не только по конечному результату; использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт каждого учащегося. Недостаточно только учить детей, нужно постоянно учиться самой. Я регулярно занимаюсь самообразованием, прохожу курсы повышения квалификации (Приложение 8), принимаю участие в обучающих профессиональных семинарах, совещаниях, круглых столах, даю открытые уроки, провожу мастер-классы, выступаю с докладами и творческими отчетами (Приложение 9). В 2008 году участвовала в открытом форуме «Все об учебниках федерального перечня». На сайте фестиваля «Открытый урок»: http://festival.1september.ru в разделе «Внеклассная работа» размещено мое занятие «Разговор о правильном питании» (Приложение 10). С 2010 года вхожу в состав экспертной комиссии по проверке рабочих программ учителей начальных классов школ округа. В 2011 году я приняла участие в районном конкурсе «Учитель года» и вошла в пятерку лучших учителей района (Приложение 11). Разработки мероприятий, родительских собраний, уроков помещены на моем личном сайте: htt:/s_novoyark.bar.edu54.ru/strelsowa/index.
За большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, высокие результаты в профессиональной деятельности Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области наградило меня «Почетной грамотой» (Приложение 12).
25 июля 2011 года /О. П. Стрельцова/