Рождественский рассказ Л.Андреева Ангелочек
Семейные чтения рождественского рассказа Л.Андреева «Ангелочек»
В нашей школе сложилась традиция семейных чтений рождественских рассказов накануне Рождества. Авторы рождественских рассказов поднимают важные для сегодняшней молодежи и общества в целом проблемы: добра и зла, чести и бесчестия, милосердия, гуманности, любви, семейных ценностей, семейных взаимоотношений, ситуаций нравственного выбора. Рождественский рассказ способен влиять на мировосприятие подрастающего поколения и формировать систему взглядов на мир и место человека в нем.
Цели:
образовательные:
познакомить с биографией Л.Андреева; историей создания рассказа «Ангелочек» и стихотворения А.Блока «Сусальный ангел»;
продолжить знакомство с понятием рождественский рассказ, обращая внимание на жанрообразующие признаки, роль беседы, внезапных повествовательных ходов, логики сюжета, характер произошедшего с героем чуда;
продолжить обучение составлению характеристики героя;
научить составлению логических таблиц при работе с художественным текстом;
повышать культуру устной и письменной речи учащихся;
развивающие:
развивать воображение при помощи метода словесного рисования;
формировать навыки анализа художественного произведения;
продолжить работу по формированию умений пользоваться при анализе художественных текстов литературоведческими терминами;
развивать логический и аналитический тип мышления при интерпретации текста рождественского рассказа;
формировать навык работы в группах (парах);
уметь находить в тексте нужные фрагменты;
воспитательные:
расширение кругозора;
способствовать позитивному восприятию мира подростками; любви к своим родителям, умению и стремлению понимать и слышать их; спокойным и доброжелательным взаимоотношениям в семьях;
вызвать у детей и их родителей желание быть сдержанными, вежливыми, добрыми по отношению друг к другу и окружающим их людям;
раскрытие идеи рассказа в христианском контексте ( человек способен измениться и преобразиться духовно накануне Рождества).
План урока.
Вступительное слово учителя. Обращение к эпиграфу.
Сообщение учащихся о Л.Андрееве (знакомство с биографией и художественным миром писателя).
«Ангелочек» - рождественский рассказ. Особенности рождественского рассказа (углубление понятия):
роль беседы
внезапные повествовательные ходы
борьба добра и зла
логика сюжета подчинена преодолению неполноты жизни, надежде на хорошее
особая роль описания природы
чудо ( духовное преображение грубого и мстительного подростка)
4. Анализ и интерпретация текста с целью определения причин, повлияв-ших на формирование характера Сашки, психологической значимости цвета, света, движений, жестов, деталей, символов...
5.Составление характеристики героя.
6.Анализ финала рассказа.
7. Итоги встречи. Возвращение к эпиграфу.
Вступительное слово учителя:
Познакомимся с рождественским рассказом Л.Андреева «Ангелочек», который впервые был напечатан в газете «Курьер» 25 декабря 1899 года. Он посвящался будущей жене писателя Александре Михайловне Велигорской.
Родственница Андреева вспоминала: «Елка эта была у нас, и наверху был восковой ангелочек; Леонид все на него смотрел, потом взял его себе..., когда лег спать, то положил его на горчяую лежанку, и он, конечно, растаял. Было ему в то время лет 8. Но в рассказе кое-что переиначено.Там выводится мальчик из бедной семьи. Леониду же отец и мать делали обыкновенно свою роскошную елку».
Через 10 лет, в 1909 году, Александр Блок напишет свой поэтический вариант поразившего его андреевского рассказа - стихотворение «Сусальный ангел». Оно станет своеобразным эпиграфом, с чтения которого мы начнем нашу встречу.
На разукрашенную елку И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в щелку
Закрытых наглухо дверей
А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло...
Но ангел тает. Он — немецкий.
Ему не больно и тепло.
Сначала тают крылья крошки,
Головка падает назад,
Сломались сахарные ножки
И в сладкой лужице лежат...
Потом и лужица засохла.
Хозяйка ищет- нет его...
А няня старая оглохла,
Ворчит, не помнит ничего...
Ломайтесь, тайте и умрите,
Созданья хрупкие мечты,
Под ярким пламенем событий,
Под гул житейской суеты!
Так! Погибайте! Что в вас толку?
Пускай лишь раз, былым дыша,
О вас поплачет втихомолку
Шалунья девочка- душа...
25 ноября 1909.
- Что общего между рассказом и стихотворением? (Тема: и в рассказе и в стихотворении от тепла растаял ангел).
- Это проблемный вопрос, к которому мы вернемся в конце урока.
Обратимся к толковому словарю В.И.Даля. Найдем лексическое значение слова а н г е л (вестник)- существо духовное, одаренное разумом и волею.
Заранее подготовленный ученик делает сообщение о жизни и творчестве Л.Андреева:
«Леонид Андреев(1871-1919) родился в Орле, уже прославленном именами великих прозаиков и поэтов: Тургенева, Лескова, Фета, Тютчева... В метрике, выданной в церкви Михаила Архангела, записано: «...у частного землемера Николая Ивановича Андреева и его жены Анастасии Николаевны, оба православные, родился сын Леонид 1871 года августа 9, а крещен 11 числа».
Детство и отрочество его прошло в красивом большом -в 10 комнат-отцов-ском доме. Он был старшим из 6 детей Андреевых. Его мать, с которой он имел «самую близкую душевную связь», давала ему уроки доброты, самоотверженного служения семье, детям. В 1891 Леонид отправляется в далекий Петербург, в университет.
Орловские впечатления и люди, с которыми сводила молодого писателя судьба, отзовутся в его рассказах, в том числе и в «Ангелочке». В Орле и начинается писательская деятельность Андреева. Он увлекался также живописью, философией.
Первый его сборник 1901 года издавался девять раз. Талант начинающего писателя ни у кого не вызывал сомнений. Его сразу признали А.Ремизов, А.Блок, И.Бунин, М.Горький, К.Чуковский и др..
Рассказ «Ангелочек» написан на первом этапе творчества, в котором наиболее распространенные жанры- очерки, рассказы и статьи. Исследование тайн человеческой души- цель его ранних рассказов.
Андреев верил в благородство, добро, красоту, любовь, надеялся на нравственное возрождение человека, хотя чаще писал о мрачном, трагическом.
Герои Андреева почти не вспоминают о Боге и представляются людьми, далекими от религиозного сознания (например, сам Сашка, его мать...), но в том, что человек открывается человеку (Сашка-отцу, а отец- Сашке) становится добрее-христианское начало. Андреев ищет Бога в самом человеке. Жизнь, по Андрееву, как и человек, состоит из противоречий.
Леонид Николаевич эмигрировал из России, так как не принял революцию 1917 года, умер в Финляндии, где жил со своей семьей на даче, вспоминая о России и мечтая вернуться на Родину, которую у него отняли навсегда.»
- Что вы скажете об особенностях рождественского рассказа ?
(Приуроченность к Рождеству, особая роль беседы и описания природы, вне-запные повествовательные ходы, борьба добра и зла, логика сюжета подчинена преодолению неполноты жизни, рождественское чудо - духовное преображение грубого и мстительного подростка.)
- Проследим, как они служат раскрытию авторского замысла. Какого? (Показать, что даже злой и мстительный подросток способен измениться и преобразиться духовно перед образом ангелочка накануне Рождества).
- Когда происходят действия в рассказе? (Действие происходит накануне Рождества. «Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии» и богатая семья Свечниковых пригласила его на елку.)
- Почему праздник Рождества так важен для людей? (Рождество связано с ожиданием чуда, счастья, радости. Ведь рождение Христа - великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей и давшее им надежду на спасение души.)
- С кем вступает в разговор Сашка на протяжении всего рассказа? (С матерью и отцом, богатой хозяйкой дома, влиятельным лысым господином, маленьким мальчиком Колей.)
- Какие черты характера Сашки проявляются в разговоре с разными людьми? (В беседе лучше раскрываются черты характера главного героя. В разговоре с отцом Сашка спокойный, но все равно позволяет себе употреблять иногда грубые слова : «Ну-ка подвинься, расселся!» Мать Сашка презирал, при разговоре с ней «углы губ его подергивались от желания оскалить зубы». Он нервничал, был озлоблен на мать. В беседе с сестрой хозяйки дома и лысым господином Сашка вел себя высокомерно, непокорно, невежливо; высунув язык, проявил неуважение к тем людям, которые хотели ему помочь. С самой хозяйкой дома вел себя грубо и резко, требуя ангелочка. Мальчика Колю он презирал за один его вид.)
- Зачем автор сталкивает Сашку не только с родителями, но и с чужими людьми, а также с маленьким ребенком? (Автор представил нам Сашку с разных сторон: как он относится к родителям, чужим людям и маленькому мальчику, он показал, что Сашка одинаково груб со всеми.)
- Для чего в рождественском рассказе нужны внезапные повествовательные ходы? (Внезапные повествовательные ходы нужны для занимательности, чтобы заинтересовать читателя дальнейшими событиями. Сашка то и дело меняет свое решение о дальнейшей учебе, а потом и вовсе показывает язык лысому господину; то он «угрюм и печален», то «вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности.»)
- Что чувствовал Сашка среди нарядных гостей около елки? С чем связано такое состояние? («...Что-то нехорошее творилось в его изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчислен-ных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки.
Чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». Сашка показан озлобленным на весь мир, одиноким и несчаст-ным.)
- Почему вдруг меняется его настроение? (Он увидел на елке ангелочка и «не сознавал, какая тайная сила влекла» его к нему. «Милый...милый ангело-чек!», то ласково, то грубо просил отдать ему его, падал перед хозяйкой на ко-лени. Когда ему отдали ангелочка, «он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости», «но в следующую минуту картина резко изменилась... Сашка мрачным взглядом обводил окружающих...».)
- Почему же, получив ангелочка, побыв минуту в восторженном настроении, Сашка снова резко изменился? (Потому что боялся, что кто-нибудь отнимет его у него.)
- Докажите, что в Сашке борются добро и зло. Чего в нем больше? (На пер-вый взгляд, в Сашке больше зла: дрался, грубил матери, обидел маленького мальчика, «презирал отца за слабость и ложь», НО он хотел что-нибудь принести ему с елки, но он хотел ласково попросить ангелочка, но он сочувствовал, жалел отца и заплакал, когда тот расплакался в конце рассказа. В душе Сашка добрый, а зло - это самозащита от мира грубости и бедности.)
- Проследите за цепочкой событий. Как от завязки (Сашка пошел на елку) до развязки (ангелочек растаял) преодолевается неполнота Сашкиной жизни? Есть ли надежда на то, что у Сашки в дальнейшем все будет хорошо? («Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью», но «он не знал всех способов, какими люди перестают жить». Сашку выгнали из гимназии, но его приглашают в богатый дом на елку. Там его обещают пристроить в ремесленное училище. С елки ему дарят ангелочка, который «впитал в себя» «все добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о боге души». Сашка становится добрее. Возможно, все у него сложится в жизни. Ведь в Рождество исполняются самые заветные желания. Пусть растаял ангелочек, но он наставил Сашку на путь добра, спокойствия, мудрости и любви к ближнему.)
- Как меняется цвет зимнего вечера? Что он символизирует? («...с поля над-вигалась серая снежная мгла; в низеньком черном строении ...зажегся красно-ватый немигающий огонек. Мороз усилился, и когда Сашка проходил в светлом круге...от зажженного фонаря, он видел ...маленькие сухие снежинки.» Движение цвета от серого, черного до светлого. Душа Сашки тоже должна от тьмы сначала возродиться, загореться (красноватый огонек), а затем стать светлой.
- В какой момент наступает духовное преображение подростка? (Духовное преображение подростка наступает, когда он получает в свои руки ангелочка.)
- Какие поступки доказывают, что Сашка после елки духовно преобразился: стал добрее, нежнее, спокойнее, способным сопереживать и сочувствовать близкому человеку (отцу)? ( Во-первых, автор говорит о том, что Сашка похож на ангелочка внешне. Образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался вначале. Во-вторых, если в начале рассказа Сашка не хотел жить, то в конце «сверкали глаза начинающего жить и ласкали ангелочка». В-третьих, склонил голову к груди больного отца и на его вопрос ответил не грубым отрицанием, а пожалел и произнес «заведомую ложь» во спасение. Наконец, когда заплакал отец, Сашка тоже «сковырнул с глаза слезинку».)
- Писатель, сосредотачиваясь на душе своего героя, стремится раскрыть ее глубины разными художественными средствами. Мы, читатели, должны участ-вовать в происходящем на уровне активной мысли, сопереживая подростку, понимая или ругая его, вникая в характер его поступков. Психологическую значимость приобретает цвет, свет, движения, жесты, рисунки, лексика.
- Зачем Андреев так точно указывает возраст Сашки? Почему Сашка вырос таким злым и жестоким, кто в этом виноват? (вопрос родителям)
Чтобы ответить на эти вопросы родителям с детьми предлагается поработать с выписками из текста.
Что символизируют цвет и свет в предложенных цитатах из текста?
1. «Она бросала сильный свет, без теней, на их лица...Елка ослепила его... наглым блеском...,и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки.» (Сильный блеск и свет не радуют Сашку, а, наоборот, злят. Показана озлобленность на богатых детей, проблема одиночества.)
2. Конец рассказа: «Лампа... сквозь закопченное стекло бросала печальный свет...» (Печальный финал. Ангелочек, с такой любовью добытый Сашкой, растаял.)
3. «По розовым ножкам его скатывались густые капли...» (Спокойствие, тепло-та.)
4. «В завешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня...»
(Синеватый свет нового дня – это свет надежды.)
О чем нам могут рассказать движения и жесты героя?
1.На ругань матери «презрительно шморгнул носом».(Сашка сдерживал себя, чтобы не ответить криком).
2. «...углы губ подергивались от желания оскалить зубы.». (Злился на мать, сильно нервничал.)
3.«Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы...» (Нервничал, не хотел быть вместе со всеми детьми, чувствовал себя одиноким (забился в угол, как напуганный зверек), необщительный, скрытный.)
4.«...стараясь опередить тетку и наступая ей на платье...»( Нетерпеливость, невоспитанность.)
5.«...болезненно сморщил нос и растопырил пальцы.». (Нервозность, недоверие к даме.)
6. «Он судорожно стиснул зубы и, показалось, даже скрипнул ими.» (Опять злость, нервозность.)
7. «Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих...» (Испытывал чувство страха и недоверия к людям, но мог за себя постоять - сравнение с хищным зверем).
Что нам могут рассказать о Сашке его карикатуры и почерк?
1. «...и рисовал в тетрадке карикатуру на самого себя, как орет на надзирателя... и на дрожащего от страха победителя.» (Он рисовал их не только на самого себя (орущего, потому что часто орали на него), но и на окружающих его людей, причем это были злые карикатуры, говорящие об озлобленности подростка.)
2. «Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех других повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика.» (Женщина -это мать Сашки, а мальчик -это он сам. В рисунке чувствуется ее превосходство (она толстая, а он тонкий.) Карикатура повторяется чаще других. Видимо, била его мать часто.)
3. «Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись...» (Крупный и неровный почерк говорит о неуравновешенном, раздражительном характере.
Что открывают в герое стилистические фигуры и средства художественной выразительности?
1. «...чьи-то железные руки (эпитет) взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови» (олицетворение, гипербола). (Грустно, одиноко, плохо было Сашке на этой елке, он чувствовал себя обессиленным -обескровленным).
2. «Обе руки казались цепкими и напряженными, как две стальные пружины...» (сравнение) (Так осторожно и в то же время крепко он брал своего ангелочка.)
3.Когда Сашка взял ангелочка в руки, сначала из груди его вырвался вздох, а затем стон (градация). « -А-ах!- вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки... -А-ах!- пронесся тот же замирающий стон....» (анафо- ра). (Сашка не мог себя сдержать от восторга, поэтому он сначала восторженно вздохнул, а потом даже застонал от счастья. Так дорог был для него добытый ангелочек!)
4. «И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка.»(гипербола)(Испытывал огромное счастье, «сиял» сильнее елки.)
- Итак, что же мы узнали о главном герое? (Автор точно указывает возраст Сашки (13 лет), потому что хочет подчеркнуть, что Сашка уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Он подросток. Подростки этого возраста очень ранимы, восприимчивы, требуют к себе особого внимания и, конечно же, любви. А Сашка ничего этого не имеет. Он растет в атмосфере нелюбви: мать не любит отца, отец не любит мать (всю жизнь любит богатую даму и не скрывает этого от сына). Ссоры, пьянки, ругань, крики. Главная проблема здесь, конечно, не социальная, а психологическая. Например, в другом рождественском рассказе, «Чудесном докторе» Куприна, семья Мерцаловых тоже бедная, но отец и мать понимают друг друга с полуслова, больная мать хочет хоть чем-то накормить своих детей (мать Сашки морит его голодом), вся семья волнуется за пропавшего отца...
Имея дом, семью, отца и мать, Сашка думает о том, что ему некуда идти. Он сильнее любит перочинный ножижек, чем мать, поэтому-то он и злится на счастливых детей, зло матери породило зло в нем самом...
Cоставим характеристику главного героя. Вспомним план:
1.Имя. Возраст.
2.Речевая характеристика.
3.Занятия.
4.Взаимоотношения в семье.
6.Мнения о герое других персонажей.
5.Поступки, которые рисуют характер и взгляды героя.
7.Авторское отношение.
8.Наше суждение о герое.
В процессе работы формулируются следующая характеристика:
1. Сашка, 13 лет. Редко кто называет Сашку Сашей. В этом проявляется грубость по отношению к нему, но он к этому привык.
2. Он часто произносит грубые и даже ругательные слова: «жирны больно станут», «толсторожие», «хоть тресни»...
3. Гимназист, но перед Рождеством его выгнали из гимназии, где он и не хотел учиться. Любимых занятий у Сашки тоже нет, правда, ходит с ребятами гулять на улицу, как и все подростки.
4. Муж называет жену ведьмой, мать сына- щенком. Ежедневная грубость. Сын отцу громко командует: «Ну-ка, подвинься, расселся!» или «Молчал бы уж.»
(хотя и любит его), то есть такое обращение - норма. Мать называет бабой, а отца - тюрей. Презирал мать за то, что она его била, а отца- «за слабость и ложь». Мать всем все время говорила, что «нет у нее на свете таких врагов, как муж и сын». При разговоре с матерью скалил зубы от злости, а мать кричала, что убьет его. В семье нет любви, поэтому нет мира и согласия.
5. Бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники, врал учителям, орал без слез(закатывал истерики), чтобы привлечь к себе внимание, не хотел идти на елку. Когда мать стала его бить, укусил ее за палец... Ни за что обидел малень-кого Колю, показал язык лысому господину. Сашка показан злым, грубым, не-вежливым, хитрым. В конце рассказа перед лицом ангелочка он преображается.
6. Мать собственного сына считала своим врагом, поэтому Сашка чувствовал себя одиноким. Отец понимал, что с таким характером, как у Сашки, жить ему дальше будет трудно. «Дурная кровь», «неблагодарный мальчик»,-говорили о нем Свечниковы. Коля назвал Сашку злым мальчиком. Хозяйка дома подметила, что он очень настойчивый.
7.«...так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни.» Зло порождает зло. Автор не осуждает своего
героя, он говорит о том, что у Сашки «больное», «изъязвленное сердце», но он может быть хорошим, просто ему трудно измениться, так как вокруг него слишком много зла, а он всего лишь подросток, который все в себя впитывает и учится на примере взрослых. В финале рассказа, используя уменьшительно-ласкательный суффикс, автор все же дает надежду на то, что Сашка обязательно изменится: «смелое личико человека, который еще только начинал жить».
- Поработаем над портретом героя, т.к. он создается писателем постепенно, не дается сразу в готовом виде, и мы по отдельным деталям будем создавать его в своем воображении сами. Ученики уже имеют опыт по составлению таблиц. Ими очень удобно пользоваться при подготовке к написанию сочинений, при ответе на вопросы, а родители им могут в этом помочь.
Составьте таблицу «Описание внешности Сашки. Словесное рисова-ние.» При затруднении пустую (незаполненную) таблицу предоставляет учитель. При необходимости можно задавать наводящие вопросы.
Элементы внешности
Портрет, созданный автором Портрет, созданный читателями
ФИГУРА В карикатуре, которая повторяется чаще других в тетради Сашки, толстая женщина «била скалкой тонкого, как спичка, мальчика.» Очень худой мальчик.
РОСТ
«Опыт с ружьем, проделанный мальчиком, внушавшим к себе уважение ростом...» Достаточно высокий.
ОБУВЬ
«Когда с заплатанных сапог он перевел глаза на лицо Сашки, последний высунул язык...»
Бедно одет.
ГЛАЗА
(ВЗГЛЯД)
«...узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное варажение дерзости и самоуверенности.» Обычно самоуверенный взгляд узких глаз.
«Глаза Сашкины... были очень нехороши...»
Неприятный взгляд.
ГУБЫ «...углы губ его подергивались от желания оскалить зубы...»
«Он судорожно стиснул зубы и ,
10
показалось, даже скрипнул ими.» Крепко сомкнутые губы без улыбки.
ГЛАЗА,
УЛЫБКА
«...он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости.» Радостный сияющий взгляд с улыбкой.
ОДЕЖДА.
ЛИЦО
«...загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.» Неуклюжий, одет в тесную форму, но одухотворенное лицо, как у ангелочка, красивое.
ВЗГЛЯД
«Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера,Сашка мрачным взглядом обводил окружающих...» Испуганный,съежившийся, с мрачным(злым) взглядом.
Вывод: Описание внешности Сашки показывает нам двуприродность мальчика: сочетание хорошего и плохого, доброго и злого, красивого и безобразного. Сашка разный. В начале рассказа -высокий худой подросток с узенькими глазами, со смелым, самоуверенным взглядом, нервно оскаливающий зубы, если что-то было не по его. Одет в форму не по размеру и обут в заплатанные сапоги. Во время кульминации происходит не только духовное преображение, но и внешнее: лицо сходно с личиком ангела, а затем опять резкая перемена. Лицо стало мрачным.
- Как же заканчивается рассказ? (Грустно. Ангелочек, с такой любовью повешенный на самом видном месте у теплой печки, тает. Счастье Сашки рас-таяло вместе с восковым ангелочком. Опять его ждут злые будни, нищета, гру-бость матери.)
- Символом чего является ангелочек? Этот вопрос мы ставили в начале нашей встречи. (Ангелочек- символ другой жизни и одновременно хрупкости надежд на нее. Но надежда у Сашки все-таки есть , в отличие от его отца. Ведь Сашка преобразился, он молод, вся его жизнь впереди.)
- Пофантазируем, что будет утром, когда Сашка проснется? (Он будет злиться на себя за то, что ангелочек растаял, а вместе с ним раста-яли и надежды на лучшую жизнь, на светлое будущее. Может быть, Сашке бу-дет жаль ангелочка, но ведь он изменил его. Сашка сохранит в себе его образ и задумается о своей судьбе. «Синеватый свет начинающегося дня» вселяет на-дежду, ему поможет Пресвятая Богородица. Его устроят в ремесленное учили-ще. «Впрочем, мы еще посмотрим»,-говорит лысый господин. Сашка его закончит, станет мастером, будет работать, наладятся отношения с матерью...Хочется верить в лучшее.)
- Вернемся к стихотворению А.Блока. Как оно перекликается с рассказом
Л.Андреева? (Повторное чтение своеобразного эпиграфа.)
- Сусальный ангел Блока наделен собственной судьбой и вызывает автор-ское и читательское сочувствие. Он одинок и отгорожен от праздника. Когда он растаял, ему не было больно, было больно лирическому герою стихотворения. Ангелочек же Андреева любим Сашкой. Для Сашки и для его отца ангелочек - это окно в небо, как икона, не зря они вешают его на самое видное место. Но «тает воск». «Чудный мир», о котором как о «потерянном рае» тоскует отец и мечтает сам Сашка, не более чем иллюзия. Все так, но без иллюзии, без надежды, считает Л.Андреев, не может быть настоящей жизни.