СтатьяЯ строю свое будущее
Министерство образования Республики Саха ( Якутия)
МБОУ «Туора - Кюельская средняя общеобразовательная школа
имени П.П. Кочнева с углубленным изучением отдельных предметов»
Тезис к статье:
Трехступенчатая модель создания мотивационной среды
«Я строю свое будущее».
Туора - Кюель, 2013
Политические и социально-экономические перемены последних десятилетий в жизни нашей страны выдвинули перед педагогической наукой необходимость интенсивной разработки воспитания. Время изменилось, нам педагогам, вводящим детей в контексте современной мировой культуры, особенно трудно. Кризисный период общественного развития производит ценностные перевёртыши: вдруг вместо ценности добра провозглашается ценность силы; разум подменяется мистической игрой, труд как ценность уступает место роскоши, а содержание любви низводится до секса; и все это выстраивается на основании индивидуализма, высмеивающего все разновидности коллективистских проявлений гуманного человека. Мы, педагоги оказались в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма, узаконенного воровства и честности, безобразия и красоты, распущенности и целомудрия. Но в этом, же поле оказались и дети. Им производить выбор. А нам, педагогам - содействовать производимым ребенком жизненных ценностей, так чтобы процесс выбора оказался в нелегком вхождении в общественную жизнь. Педагогическим леймотивом моей работы является – счастье моего воспитанника, входящего в жизнь, и способность школьника быть строителем собственного счастья, своего будущего.
Современная семья должна базироваться на морально-этических правилах, заложенных предками, прогрессивных традициях, гражданских качествах, профессиональной самореализации, в материальном благополучии. Только тогда ребенок получает возможность сформироваться как личность, развить свои способности и таланты, найти свое место в жизни. Приходится с сожалением отмечать, что в современном якутском селе нарушены эти неписаные правила создания семьи. Семьи создаются спонтанно. Молодые люди часто заключают брак, еще находясь на иждивении родителей, не получив образования, не имея возможность профессиональной самореализации. Таким образом, дети не получают достаточных условий для своего воспитания – ни материальных, ни нравственно- интеллектуальных. Воспитание личности - это прежде всего формирование в ней внутренней жизненной философии, устойчивой системы ценностей, в которой важно наличие и разумное сочетание- симбиоз- прагматичных ценностей (собственность, материальный достаток, престижность, самосовершенствование и карьера), гуманистических ценностей (патриотизм, гражданская ответственность, готовность разделять судьбу Родины).
Исходя из этого, мы, взяв за основу многолетний опыт работы в качестве классного руководителя, разработали социальную – педагогическую программу развития личности. При успешной реализации данной программы , воспитанник должен пройти через три ступени социального становления и осознать три главные роли жизни - гражданин, работник , семьянин. Вся суть программы состоит в том, что последовательность постижения данных социальных ролей не должна быть нарушена. Вначале юный человек становится гражданином, овладевает нравственно - этическими нормами, осознает свою ответственность перед семьей, родом, страной, получает интеллектуальную базу, выбирает себе дело по душе, т. е. получает образование. Проходит успешную социализацию в современном обществе. Лишь затем он становится высококлассным профессионалом, находит свое место в жизни. Таким образом, у человека появляется почва под ногами. Следующей ступенью становится постижение роли родителя, человека, который дарит жизнь, помогает строить жизнь человеку. Данную программу развития можно представить в виде трехступенчатой модели создания мотивационной среды - гражданин-работник- семьянин.
Идея разработки данной программы возникла из опыта работы. Затем мы вооружились эффективной методикой. Она опиралась на технологии Г.К. Селевко, Н.Е Щурковой, В.П. Сергеевой. Особенностями данных технологий является развитие «доминанты самосовершенствования», гражданское воспитание, постоянная направленность на создание комфортного психологического климата как условия для свободного проявления личности ребенка. Таким образом, объектом нашей работы является трехступенчатая модель создания мотивационной среды «Я строю свое будущее».
Наша программа нацелена на реализацию трехступенчатой модели создания мотивационной среды «Я строю свое будущее», которая предполагает организацию социально- педагогических условий для содействия в овладении детьми ключевыми компетенциями, необходимыми для успешной социализации выпускников с использованием этнокультурных ресурсов и поддержки каждого по пути к его жизненному успеху.
В процессе реализации данной программы мы должны решить следующие задачи:
Создание благоприятного социально- психологического климата в учебной группе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности;
Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более пестрый спектр социальных отношений, так чтобы разные виды деятельности включали каждого ученика в широкое взаимодействие с миром.
Организация духовной деятельности воспитанника в ее особенной роли осмысления жизни как таковой, общественной и личной.
Организация педагогической поддержки школьника и педагогического индивидуального корректива его жизнедеятельности во имя реализации всех потенциальных творческих способностей каждого воспитанника.
Педагогическое общение классного руководителя с детьми выстраивается по трем направлениям.
Первое - личные взаимоотношения с классом, с каждым учеником и выпускником данного класса в отдельности.
Второе - особое внимание уделяется культуре общения учеников друг с другом, с педагогами, с родителями.
Третье - учителя и родители сотрудничают на основе программы, разработанной на основе изучения особенностей ребенка.
Данная программа предполагает непрерывность воспитательного процесса. Учитель отслеживает дальнейшее личностное становление выпускников вне школы, вносит по возможности свои коррективы.
Наша деятельность основывается на следующих заповедях:
Главная цель воспитания – счастливый человек;
Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе;
Воспитание без уважения - подавление.
Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, ни когда не предавай своих детей.
Никаких «мероприятий».
Сначала научить, потом спрашивать.
Аксиома: «Недостаток ребенка- это такое его достоинство, которому мы не нашли применения».
Этапы реализации программы:
1 этап – организационный. 2007-08 год.
2 этап – конструктивный. 2008 – 2014 год.
3 этап – аналитический . 2014 год.
Ожидаемый результат:
Человек проходит через три ступени социального становления - гражданское становление; профессиональная становление и самореализация; профессиональная самореализация успешное овладение ролью отца или матери. Мы можем развить у воспитанников направленность на эффективную социализацию и творческую активность, умение искать творческие решения, научить детей быть мобильными, конкурентоспособными, верить в свои собственные возможности, принимать решения в условиях выбора.
Организационно- управленческий механизм реализации
воспитательной программы.
На каждом конкретном этапе развития воспитанников доминирует своя социально- ценностная система отношений к миру и с миром, к себе и с собой. Этим положением определяется наша позиция как педагогов по отношению к школьникам разного возраста. Возрастная дифференциация основных задач может быть представлена следующим образом:
В 5 классе классный руководитель является организатором жизнедеятельности ученического коллектива. Опираясь на инициативу, самодеятельность, коллективизм учащихся, педагог дает своим ученикам разнообразные положительные характеристики, это способствует формированию у учащихся умение находить у себя большое количество положительных качеств, индивидуально оценивать себя (самопознание).
В 6- 8 классах мы являемся руководителем, наставником классного коллектива. Важно, чтобы у педагога и подростков вырабатывались сходные ориентации относительно их жизнедеятельности. Только в этом случае можно будет оказать реальную эффективную помощь подросткам в их самообучении, саморегуляции. Здесь мы учим их регулировать свои действия в той или иной сфере, помогать им осознавать свои ошибки, недостатки, достоинства, которые уже проявились или еще не проявились.
В 9 классе классный наставник занимает позицию «опекуна», которая предполагает, прежде всего, косвенную заботу о благополучии старших подростков в различных сферах их жизнедеятельности. Учитывая такую возрастную особенность старших подростков, как стремление к взрослости, открыто признавая их право на самостоятельность в выборе стиля жизни, учитель снимает, или снижает барьер от общения с ними. Это позволяет «педагогу- опекуну» обращать внимание своих воспитанников на их внутренний мир, на достоинство и недостатки, проявляющиеся в их взаимодействии с окружающими.
В 10-11 классах позиция классного руководителя и учителя определяется термином «консультант». Их воздействие на жизнедеятельность учащихся осуществляется посредством рекомендаций. Классный руководитель помогает юношам и девушкам проводить более углубленный самоанализ, искать контакты с окружающими людьми и с собой. В процессе поиска осуществляется самореализация личности старшеклассника.
Выпускник школы при успешной реализации программы должен воспринимать классного руководителя как « маяка», воспринимать его как ориентира нравственности, добра. Классный руководитель теперь уже дистанционно помогает воспитанникам принимать важные жизненные решения, ограждает от ошибок или помогает их , исправляет, становится свидетелем и соучастником зарождения семейного очага.
Историко-культурные особенности данной местности также становятся опорой для создания программы работы. Село Туора - Кюель - колыбель духовности якутского народа. Здесь в 19-20 веке жили и творили 18 талантливых олонхосутов. Их жизнь становится своеобразным ориентиром воспитательной работы. Великие олонхосуты - Табахыров, Е.М. Егоров, Е.Макаров- Бабыат, Н.Т. Абрамов смогли реализовать свой творческий потенциал, овладеть секретами певческого мастерства, были талантливыми руководителями- старшинами, старостами, князями. Они обзавелись прочным хозяйством, выстроили дом и только затем создали семьи.
Ориентиром также служат отцовские роды села- Гуляевы, Варламовы, Захаровы, Кузьмины, Васильевы.
Представив научно- теоретическое видение концепции воспитательной работы, выйдем на попытку сформулировать окончательное резюме в виде некоторых обобщенных руководящих положений, могущих служить нам опорой и указанием в ежедневной совместной деятельности с детьми.
Я, как, классный руководитель, являюсь организатором реального сиюминутного проживания достойной жизни в каждую минуту совместной деятельности с детьми. Вместе со мной, родителями, односельчанами, ребенок год от года учится быть гражданином, а значит ответственным за семью, род село, улус, республику, страну в целом. Он учится строить жизнь в соответствии с нравственно- этическими нормами.
Я, вводя детей в культуру мира, стараюсь раскрыть перед ними мир, научая их видеть мир таковым, каким видит его сегодня современный культурный человек, распредмечивающий предметность мира, выявляющий ценностность, скрытую в предметном мире. Таким образом, дети учатся жить в обществе людей, общаться, постигать секреты человеческих взаимоотношений. Ребенок должен научиться слышать, видеть другого человека, чувствовать его боль, радость, огорчение. Только тогда он сможет построить себе благоприятное жизненное пространство.
Проецируя в детях будущую способность, самостоятельно строить свою жизнь как жизнь достойную человека, мы пытаемся неустанно оснащать детей способами самостоятельного свободного выбора в жизненных ситуациях и формами соответственного выбору поведения, предоставляя максимально возможное поле для самостоятельности, перекладывая все более и более выбор, и ответственность за выбор самих детей. Этот принцип я бы назвала принцип незавершенности. Классный руководитель помогает учащимся найти путь к профессиональной самореализации. Затем выпускник строит свою жизнь уже как муж, жена, и главное, родитель.
Эта программа работает последний год, ученики мои стали выпускниками. За период работы они стали творческими, успешными . В классе есть ансамбль мальчиков «Тогус тойон», который стал лауреатом и дипломантом многочисленных конкурсов, девочки все участвуют на олимпиадах, Павлова Маща стала дипломантом 2 степени на Международной научно- практической конференции. Чтобы достойно войти во взрослую жизнь, систематически готовятся к экзаменам.