Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК Перспективная начальная школа
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
урока
Характеристика видов учебной деятельности уч-ся
Планируемые результаты
Диагностический инструментарий оценки достижений обучающихся
Дата проведения
1
С. Козлов «Июль». Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя».
Знать понятие «олицетворение».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать
с толковым словарем
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Выразительное чтение
Слушаем музыку С. Прокофьева
01.09
2
Ю. Коваль «Березовый пирожок».
Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад».
Знать понятие «репродукция».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной
Ответы на вопросы
Слушаем музыку П. Чайковского
02.09
3
В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого»
Знать понятие «сравнения».
Уметь находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения
Чтение наизусть
04.09
4
Хрестоматия
В. Берестов «Первый листопад» В. Лунин «Идем в лучах зари»
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов
(а не тематическое сходство).
Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности
Чтение наизусть
Слушаем музыку Скрябина
Чайковского «Осенняя песня»
07.09
5
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы».
08.09
6
Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета»
Знать произведения А. С. Пуш-кина.
Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной
Проверка техники чтения
09.09
7
Олицетворение. Хокку Дзёсо
и Басё.
Вадим Шефнер «Середина марта»
Иметь представление о том, как записывается японское хокку.
Уметь видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение
к содержанию прочитанного
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Чтение наизусть
11.09
8
Контраст. Хокку Басё. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон
Знать понятия «звукопись»
и «контраст».
Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации.
Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)
Выразительное чтение
14.09
9
Хрестоматия
В. Лунин «Ливень»
В.Берестов «Отражение»
15.09
10
Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд» /
Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд»
Знать понятие «повтор».
Иметь представление о том,
что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; рабо-
тать с толковым словарем; рабо-
тать с иллюстрацией; находить
в тексте повторы
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Чтение наизусть
16.09
11
Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину»
Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев
Чтение по ролям
18.09
12
Хрестоматия
В .Берестов «Урок листопада»
21.09
13
Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад»
Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана
с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса
Выразительное чтение
22.09
14
Записная книжка Кости Погодина
Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
23.09
15
А. Пушкин «Зимнее утро»
Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа».
Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы
Чтение наизусть
25.09
16
Хрестоматия
А. Иванов «Как Хома картины собирал»
Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем
28.09
17
В. Берестов «Большой мороз»
Уметь работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения
Выразительное чтение
29.09
18
В. Берестов «Плащ».
Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства
Выразительное чтение
30.09
Уметь работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Познавательные УУД: Общеучебные
формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение, пересказ
19
С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Уметь работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение
Пересказ текста по плану
02.10
20
Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем
Пересказ текста по плану
Слушаем музыку Чайковского Скрябина «Прелюдия № 5 ре мажор»
05.10
21
Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся
наблюдать и копим впечатления»
Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора»)
в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств.
Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор)
Чтение наизусть, ответы
06.10
22
Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»
Знать сказки разных народов мира.
Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность.
Уметь работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы
Познавательные УУД:
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Пересказ текста по плану
07.10
23
Африканская сказка «Гиена и черепаха»
Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись.
Уметь работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям
Выразительное чтение
09.10
24
Алтайская сказка «Нарядный бурундук»
Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково.
Уметь работать с толковым словарем; пересказывать текст
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
12.10
25
Самые древние сказочные истории
Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).
Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история.
Уметь пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений
Пересказ текста по плану
13.10
26
Хрестоматия
Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»
Пересказ текста по плану
14.10
27
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
Уметь работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем
Выразительное чтение
16.10
28
Корейская сказка «Как барсук и куница судились»
Уметь предположить концовку сказки; работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Пересказ текста по плану
19.10
29
Индийская сказка «О собаке, кошке
и обезьяне»
Знать особенности просто древних сказок – начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).
Уметь сравнивать сказочные
истории по содержанию; работать
с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй
Пересказ текста по плану
20.10
30
Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории
Знать сказки о животных и волшебные сказки.
Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).
Уметь анализировать и сравнивать разные сказки
Ответы на вопросы
21.10
31
Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории?
Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание»
Выразительное чтение
23.10
32
Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»
Знать особенности менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным.
Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок.
Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение
и содержание разных сказочных историй
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
26.10
33
Хрестоматия
Д. Дмитртев «Встреча»
Уметь работать с толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки
Пересказ текста по плану
27.10
34
Индийская сказка «Хитрый шакал»
Выразительное чтение
28.10
35
Сборник «Сказки народов мира»
Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений.
Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике.
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Ответы на вопросы
30.10
36
Бурятская сказка «Снег и заяц».
Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»
Знать понятие «лента времени»;
о развитии сказки о животных
во времени.
Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ
Пересказ текста по плану
09.11
37
Хрестоматия
Шведская сказка «По заслугам расчет»
Пересказ текста по плану
10.11
38
Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»
Знать изученные произведения раздела.
Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира.
Уметь различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки
Ответы на вопросы
11.11
39
Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»
Знать понятия «фантазия», «фантазер».
Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Чтение наизусть
13.11
40
Хрестоматия
М. Яснов «Мы и птицы». Э Мошковская «Мотылек»
16.11
41
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»
Уметь работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика
Выразительное чтение
17.11
42
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»
Пересказ текста по плану
18.11
43
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»
Уметь работать с толковым и фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя; выбирать книги для чтения
Выразительное чтение
20.11
44
Очередное заседание клуба «Почему люди фантазируют».
Т. Пономарева «Автобус»
Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отлича-ются литературные жанры.
Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев;
определять жанр произведения
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
23.11
45
Хрестоматия
С. Козлов «Звуки и голоса»
24.11
46
Т. Пономарева «В шкафу». Э. Мошковская «Вода в колодце». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота»
Знать, что в рассказе события
развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Пересказ текста по плану
25.11
47
Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»
Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей.
Уметь анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения;
Пересказ текста по плану
27.11
48
Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков»
Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность».
Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
30.11
49
Хрестоматия
О. Кургузов «Мальчик-папа»
01.12
50
Тим Собакин «Игра в птиц»
Уметь работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора
Пересказ текста по плану
02.12
51
К. Бальмонт «Гномы». Поход в Музейный дом.
Знать изученные произведения раздела.
Иметь представление о том, что сходство и близость
Чтение наизусть
04.12
52
Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади».
произведений, принадлежащих
к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика
Познавательные УУД: Общеучебные
формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение, пересказ
Отвечать
на вопросы
Слушаем музыку С. Прокофьева «Мимолетности № 1».
07.12
53
Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»
08.12
54
Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с толковым словарем; анализировать героев
Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить
в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Выразительное чтение
Слушаем музыку А. Лядова «Волшебное озеро»,
К. Дебюсси «Лунный свет»
09.12
55
Маша Вайсман «Лучший друг
медуз»
Уметь анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Пересказ текста по плану
11.12
56
Хрестоматия
Э. Мошковская Когда я уезжаю. В. Драгунский «Кот в сапогах»
14.12
57
А. Куприн «Слон»
Уметь работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев
Пересказ текста по плану
15.12
58
А. Куприн «Слон»
Уметь ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев
Выразительное чтение
16.12
·°59
А. Куприн «Слон»
Пересказ текста по плану
18.12
60
К. Паустовский «Заячьи лапы»
Уметь работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр
Выразительное чтение
21.12
61
К. Паустовский «Заячьи лапы»
Уметь работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Ответы на вопросы
22.12
62
С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари».
Знать понятие «диалог».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией
Выразительное чтение
Слушаем музыку К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
23.12
63
Хрестоматия
Тим Собакин «Самая большая драгоценность»
25.12
64
Обобщение по теме: «Учимся любить».
Заседания для членов клуба
Знать изученные произведения раздела.
Уметь пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять
сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года»
Ответы на вопросы
11.01
65
Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».
Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль».
Уметь пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне
Познавательные УУД: Общеучебные
Формирование познаватель
ной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;выбор оснований и критериев для сравнения;
Выразительное чтение
12.01
66
Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»
Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).
Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль
Выразительное чтение
13.01
67
Лента времени литературных произведений
Иметь наглядно-образное пред-ставление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени,
Ответы на вопросы
15.01
68
Хрестоматия
Ж. Лафонтен «Волк и журавль» «Ворона в павлиньих перьях»
а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.
Уметь размещать литературные произведения на ленте времени
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
18.01
69
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица»
Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей.
Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов
Выразительное чтение
19.01
70
Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова
Знать понятие «обстоятельства».
Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.
Уметь сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией
Чтение наизусть
20.01
71
И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова
Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп,
Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.
Уметь анализировать басни; работать с толковым словарем; подбирать пословицы к басне
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Ответы на вопросы
22.01
72
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям.
Уметь сравнивать басни
И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени
Выразительное чтение
25.01
73
Хрестоматия
И. Крылов «Волк и журавль»
26.01
74
Хрестоматия
Индийская сказка « О радже и птичке»
Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов.
Уметь пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям
27.01
75
Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости»
Ответы на вопросы
29.01
76
Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"»
Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
01.02
77
И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса»
Уметь делить текст на смысловые части; находить строчки
в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты
Выразительное чтение
02.02
78
М. Бородицкая «На контрольной».
Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть
Чтение наизусть
03.02
79
Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол»
Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения
Выразительное чтение
05.02
80
Н. Тэффи «Преступник»
Уметь работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте
Выразительное чтение
08.02
81
Н. Тэффи «Преступник»
Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Пересказ
текста по плану
09.02
82
Хрестоматия
Н.Носов «Мишкина каша»
10.02
83
К. Чуковский
«От двух до пяти»
Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного
Выразительное чтение
12.02
84
Г. Остер «Вредные советы».
Т. Пономарева «Помощь»
Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения
Выразительное чтение
15.02
85
В. Драгунский «Ровно 25 кило»
Знать приемы смешного: путаница, преувеличение.
Уметь анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении
Пересказ текста по плану
16.02
86
Хрестоматия
М.Вайсман «Приставочка моя любименькая»
Уметь объяснять название произведения; ориентироваться
в тексте; находить ответы на вопросы в тексте
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
17.02
87
Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»
Знать изученные произведения раздела.
Уметь открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа
Ответы на вопросы
19.02
88
Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»
Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом.
Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Выразительное чтение
20.02
89
Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»
Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково
Чтение наизусть
24.02
90
Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки»
Уметь анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
26.02
91
Б. Заходер «История гусеницы»
Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; проводить исследование, является ли герой произведения сказочным героем; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя
Пересказ текста по плану
29.02
92
Хрестоматия
С.Махотин «Самый маленький»
Выразительное чтение
01.03
93
Хрестоматия
Л.Муур «Крошка Енот»
02.03
94
М. Яснов «Гусеница – бабочке».
Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина».
Чтение наизусть
Слушаем музыку Аренского «Ручеек в лесу», Рахманинова «Прелюдия
№ 5
04.03
95
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описа-ние-натюрморт».
Уметь делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
09.03
96
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя)
Пересказ текста по плану
11.03
97
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
Знать понятие «внутренний мир героя».
Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях
Выразительное чтение
14.03
98
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира
Выразительное чтение
15.03
99
Л. Пантелеев
«Честное слово»
Уметь работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Пересказ текста по плану
16.03
100
Л. Пантелеев
«Честное слово»
Уметь сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора
Выразительное чтение
18.03
101
Л. Пантелеев
«Честное слово».
Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой».
Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения
Пересказ текста
по плану
Слушаем музыку С. Прокофьева «Симфония № 1»
28.03
102
Н. Некрасов
«На Волге»
Уметь работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение
Чтение наизусть
29.03
103
Н. Некрасов «На Волге».
Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию
Познавательные УУД: Общеучебные
формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение, пересказ
Выразительное чтение
Слушаем музыку
30.03
104-107
Хрестоматия
А.Пушкин Сказка о царе Салтане»
Выразительное чтение
Слушаем музыку
01.04
04.04
05.04
06.04
108
Обобщение по теме: «Как рождается герой»
Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела
Ответы на вопросы
08.04
109
Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица».
Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Ответы на вопросы
Слушаем музыку
11.04
110
Хрестоматия
Ю. Коваль «Под соснами»
Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Регулятивные:
-целеполагание
- контроль, коррекция;
-волевая саморегуляция
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
12.04
111
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Уметь анализировать характер
и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте
Выразительное чтение
13.04
112
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения
Выразительное чтение
15.04
113
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Уметь работать с толковым словарем; определять главное чудо
в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение
Пересказ текста по плану
18.04
114,115
К. Паустовский «Растрепанный воробей».
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство
Ответы на вопросы
19.04
20.04
116
Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой
и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
22.04
117
А. Пушкин «Цветок»
Знать произведения А. С. Пуш-
кина.
Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших
в прошлых веках
Чтение наизусть
25.04
118
А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Телеграмма»)
Уметь пользоваться толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения
Выразительное чтение
26.04
119
А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Телеграмма»)
Уметь анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться
в тексте
Пересказ текста по плану
27.04
120
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)
Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев
Выразительное чтение
29.04
121
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)
Уметь пересказывать текст
от третьего лица; высказывать
свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста
Познавательные УУД: Общеучебные:
-формирование познавательной цели;
-поиск и выделение информации;
-смысловое чтение,пересказ
Логические:
-анализ с целью выделения признаков;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
Выразительное чтение
04.05
122
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)
Выразительное чтение
06.05
123
А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)
Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев
Проверка техники чтения
10.05
124
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)
Выразительное чтение
11.05
125
А. Гайдар «Чук
и Гек» Иллюстрация Константина Юона «Весенний солнечный день.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Пересказ текста по плану
13.05
126, 127
Хрестоматия
К.Паустовский «Стальное колечко»
Уметь работать с иллюстрацией; делить текст на смысловые части; озаглавливать части; сравнивать художественные и музыкальные произведения
Коммуникативные УУД:
-постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-умение полно и точно выражать свои мысли;
-управлять действиями партнёра
Личностные УУД:
-нравственно-этическое оценивание
Выразительное чтение
16.05
17.05
128
Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»
Знать изученные произведения раздела.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)
Ответы на вопросы
18.05
129
Внеклассное чтение «Моя любимая книга»
Знать изученные произведения раздела.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)
20.05
130
Итоговое заседание клуба «Ключ
и заря»
Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»
23.05
131
Возьми книгу в руки и не будет скуки (итоговый урок
Составление альбома о родном городе;
- выставка рисунков, фотографий;
- участие в конференции и книжной выставке
Праздничное представление.
24.05
15