Календарно — тематическое планирование ПНШ русский язык 2 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский язык» (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОСНОО.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; а также в соответствии с теми принципами, которые сформированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т.е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).Цель: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Задачи:
-развивать речь, мышление, воображение школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развивать интуицию и «чувства языка»;
-осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладевать элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
-овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного курса
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфографической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны - организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы буквы в слове, слова - в предложении, предложения - в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.
Решение проблем развития речи опирается на развитие представлений о языке и о речи: язык, как система, позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Теоретическими и методическими источниками программы по русскому языку являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах: М.В. Панова (фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения); П.С. Жедек (теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова); П.С. Жедек, М.И. Тимченко (роль списывания в обучении правописанию); Е.С. Скобликовой (синтаксис простого предложения); В.В. Репкина (принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения); М.С. Соловейчик (требования к современному уроку русского языка); Н.И. Жинкина (развитие речи младших школьников).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по русскому языку, в соответствии с ФГОС начального общего образования, представлены следующие содержательные линии: «Алфавит», «Фонетика и орфография», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Лексикография», «Развитие речи с элементами культуры речи».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания курса русского языка у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (звук, слово, предложение, текст и др.), выявлять изменения, связи, устанавливать зависимости между объектами речи, анализировать, давать характеристику, сравнивать, обобщать и делать умозаключения.Учащиеся применяют простейшие предметные, знаковые, графические модели, схемы.
В процессе изучения основ русского языка формируются речевые умения и навыки, графические умения письма.
Содержание обучения русскому языку позволяет развивать организационные умения и навыки: планирование этапов предстоящей работы, определение последовательности намеченных действий, осуществление контроля и оценки правильности выполнения, поиск путей преодоления ошибок.
Объём и сроки изучения
На изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего - 170 часов. Из них 34 часа отведено на развитие речи.
Количество часов в 1 четверти - 43.
Количество часов во 2.четверти - 37.
Количество часов в 3 четверти - 52.
Количество часов в 4 четверти - 38.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса «Русский язык» второклассники должны знать:
-пары согласных по глухости-звонкости;
названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных слов);
изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ь знаков;
-виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).
Умения, формируемые в процессе обучения
Речевые умения
Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к грамотной речи; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов.
Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.
Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией. Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что?) в ясных случаях, при ее словесной выраженности; отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.
Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).
Языковые умения (фонетико-графические и грамматические)
Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять различие в количестве звуков и букв (если оно есть).
Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й']), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.
Различать слова по их функции (названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? что сделала? и т.п.Подбирать родственные (Однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями {рис, рисовая - рисовать; гора, гористая -горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной -у реки, на реке).
Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).
Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить - значение начала действия, вбежать, влететь - движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький -уменьшительно-ласкательное значение и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, ти-хота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.
Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).
Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические умения
Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, записывая как «дробь», а потом осуществляя выбор).
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.
Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким согласным, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв, из которых осуществляется их выбор.
Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.
Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У второклассника будут сформированы:
-первичное представление о русском языке как языке его страны;
осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.
Второклассник получит возможность для формирования:
-понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
познавательного интереса к русскому языку;
сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
-принимать учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
-выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
использовать речь для регуляции своих действий;
оценивать свои достижения.
Второклассник получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.
Второклассник получит возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
-делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
-осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.);.выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Второклассник получит возможность научиться:
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка.
Предметные результаты
Общие результаты освоения программы:
Второклассники:
овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Результаты освоения основных содержательных линий курса
В области формирования речевых, коммуникативных умений, совершенствования речевой деятельности второклассник научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);
-проверять правильность своей письменной речи.
Второклассник получит возможность научиться:
- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
- понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
-делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
В области формирования языковых умений (фонетика и графика) второклассник научится:
различать понятия «звук» и «буква»;
определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й']; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й'] при письме;
определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова поих слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных слогов;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова поалфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами:
пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом (красной строкой).
Второклассник получит возможность научиться:
обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённымхарактеристикам;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава посамостоятельно определённым критериям;
письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования второклассник научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов для ихвыявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания,
корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
конструировать слова из заданных частей слова.
Второклассник получит возможность научиться:
выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из еёчастей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (впределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (вобъёме программы);
самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоеннымспособом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики второклассник научится:
осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их
умелого использования в устной и письменной речи;
спрашивать о значении слов или обращаться к толковому словарю;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простыслучаи);
стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Второклассник получит возможность научиться:
выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, втолковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать кпредложенным словам 1-2 синонима, антоним;
понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что
слова могут употребляться в прямом или переносном значении.
В области синтаксиса и пунктуации второклассник научится:
различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые передсоюзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
проводить синтаксический анализ простого предложения (яснойструктуры): характеризовать его по цели, интонации.
Второклассник получит возможность научиться:
строить вопросы со словом «почему» и ответы на них;
строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания.
В области формирования орфографических умений второклассник научится:
по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (взрительно воспринимаемом тексте и на слух);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с определённымиправилами (в освоенных пределах);
разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы
(письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов
письма на месте непроверяемых орфограмм;
писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45-55 слов;
проверять написанное и вносить коррективы.
Второклассник получит возможность научиться:
обнаруживать изученное орфограммы в предъявленной и собственной
записи;
применять несколько дополнительных орфографических правил (всоответствии с программой);
эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и
аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Итоговый контроль
Программой предусмотрено проведение 2 контрольных работ с грамматическим заданием по полугодиям и контрольного теста в конце учебного года. В течение года применяются организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3-х ч. Части 1 - 3 / Чуракова Н.А.. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. В 2-х частях / Байкова Т.А., Малаховская О.В., Гольфман Е.Р. - М.: Академкнига / Учебник, 2015.
Итоговая комплексная работа на основе единого текста. Тетрадь. 2 класс / Чуракова Р.Г. - М.: Академкнига / Учебник, 2015.
Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 2 класс. – М.: Академкнига / Учебник, 2015.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. Итоговая комплексная работа (+ CD). 2 класс. Методические указания по организации и проведению. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. Методическое пособие. 1-2 классы. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Повторение и контроль знаний. Русский язык. 1-2 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: СВ. Арчакова, Н.М. Баркалова, С.А. Летуновская, О.П. Слесарева. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: Н.М. Баркалова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
Русский язык. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. -М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
Русский язык. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, О.С. Асафьева [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2013. - (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / СП. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса Тематическое планирование Формируемые универсальные учебные действия
Фонетика и орфография
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования); чередования ударных и безударных гласных; парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным; согласных с нулевым звуком. Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Написание разделительных ь и ь.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук. Составь свой диктант. Чередования звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме. Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста. Тайна написаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка». Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».
Развитие речи. Азбука вежливости. Как писать письмо.
Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова (на конце слова, перед глухим звуком).
Развитие речи. Как писать поздравление. Задание для членов клуба «Ключ и заря». Исследовать и выявлять особенности звуков в корнях слов.
Анализировать звуки в видимых и невидимых на письме корнях слов.
Определять тему и основную мысль текста. Владеть нормами речевого этикета. Проверять написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щуУметь писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Усваивать основные правила работы с картиной. Учиться грамотно составлять и оформлять письмо элементарного содержания. Осваивать правописание сочетаний чк, чн, нч. Выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова.
Писать частицу не со словами, называющими действия.
Различать на письме приставки и предлоги. Употреблять разделительные ь и ь в словах.
Морфемика и словообразование
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Выраженные звуками и нулевые окончания. Корень слова. Понятие о родственных словах. Как образуются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно.
Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы рус-ского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Окончания слов-названий предметов. Выделение и определение значимых частей слова. Окончание.
Различение слова, словосочетания и предложения. Основа слова. Нулевое окончание. Слова-названия предметов без окончаний. Понятие о корне слова и родственных словах. Представление о родственных словах. Представление о словообразовании. Как образуются слова с помощью суффиксов. Как образуются слова с помощью приставок. Лексическое значение приставок. Правило употребления приставок. Роль приставок.
Как образуются слова с помощью приставки и
суффикса одновременно. Значение суффиксов и приставок. Представление о сложных словах. Выделять в слове окончание и основу, противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний.
Выделять в слове корень, подбирать одноко-ренные слова.
Сравнивать слова, указывать способ словообразования.
Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Определять сложные слова с соединительными гласными.
Обнаруживать регулярные исторические чередования.
Определять начальную форму слов - названий предметов, названий признаков, названий действий.
Изменять слова-названия предметов по числам и падежам (без термина), определять род.
Морфология
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов - названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Слово и его значение. Понятие о словообразовании и словоизменении. Начальная форма слова. Изменение слов-названий предметов и слов-названий признаков. Род слов-названий предметов. Род слов-названий признаков. Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам. Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос.
Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Синтаксис
Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме. Что такое словосочетание. Грамматическая связь слов в словосочетании. Слова, входящие в основу предложения. Что такое предложение. Предложения по цели высказывания. Различие предложений по цели высказывания. Различие предложений по интонации. Главные и неглавные члены предложения. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к разным членам предложения.
Что такое обращение. Способы оформления обращения на письме. Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос.
Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения. Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Лексикография
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях. Толковый словарь. Использование толковых словарей русского языка.
Использование обратного словаря русского языка; орфографического, орфоэпического и этимологического словарей русского языка. Работа со словарями различных типов. Использование информации из разных типов словарей.
Представление об устройстве статей в разных словарях. Произносить правильно орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума.
Лексика
Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов, синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Слово и его значение. Слова, у которых несколько значений.
Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.
Слова со сходным значением, которые одинаково
звучат и пишутся.
Слова и их дальние родственники. Владеть нормами речевого этикета в речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.). Понимать, определять, объяснять значение слов.
Иметь представление о многозначности слов. Уметь различать многозначные слова и слова-омонимы.
Исследовать слова-омонимы. Различать слова-синонимы, использовать синонимы для объяснения значения слов.
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Азбука вежливости: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одевать, одеть. Текст и его смысловые части.
Тема и основная мысль текста. Оформление записи текста.
Как писать письмо. Как писать поздравление. Устное и письменное изложение текста.
Работа с картинами разных художников. План текста. План и написание текста.
Разные типы текстов. Работа с текстами описания и повествования.
Анализ разных текстов.
Сравнительный анализ текстов на одинаковую тему и на разные.
Научно-популярные и художественные тексты. Анализировать текст. Уметь строить текст. Определять и выделять в тексте смысловые части. Оформлять части текста с помощью нового абзаца. Различать текст-описание и текст-повествование.
Определять тему и основную мысль текста. Исследовать текст и составлять его план. Использовать план для написания сочинения и для устного рассказа.
Проводить сравнительный анализ текста на общую тему, на разные темы.
Анализировать и сравнивать научно-популярные и художественные тексты.
Применять основные формулы речевого этикета.
Составлять поздравления с соблюдением норм речевого этикета.
Оформлять и осваивать жанр письма.