Тематический план по литературному чтению. Автор Давлетбаева
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования »;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы: «Литературное чтение», Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф.,Сахипова З.Г., Гималова Л.Г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2013).
- Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А. Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф.,Сахипова З.Г., 2013;
Комплект «Перспектива» программы. – М.: Просвещение, 2010;
«Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011;.
«Литературное чтение». Учебники для 1-4 классов в 2-х. частях. Автор: Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф.,Сахипова З.Г. Литературное чтение. Творческие тетради для 1-4 классов. –Уфа, Китап, 2013;
«Технологические карты»;
Методические рекомендации для учителя по литературному чтению. Автор: Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф.,Сахипова З.Г.
Учебный план МОАУ СОШ № 2 с. Исянгулово на 2016- 2017 учебный год;
Положение о рабочей программе , приказ № 83 от 17.06.2016 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МОАУ СОШ № 2 с. Исянгулово на изучение курса «Литературное чтение» отводит 132 часа в 1 классе, 70 часов – на литературное чтение из расчёта 2 часа в неделю; по 105 часов в 3 – 4 классах из расчёта 3 часа в неделю 2 часа в 3 классе- всего 70 часов, в (35 учебных недель в каждом классе).
В соответствии с этим реализуется курс «Литературное чтение» в объеме 350 ч.
Цели:
Программа «Литературное чтение» направлена на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
— развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, — учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, — развивать поэтический слух, — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, — обогащать чувственный опыт ребёнка, — формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, — обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Учебно-методический комплект
Для реализации учебного курса используются следующие учебники и учебные пособия:
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники
- Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф.,Сахипова З.Г. Литературное чтение. Учебник.1 класс. В 2 ч.
- Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф.,Сахипова З.Г. Литературное чтение. Учебник.2 класс. В 2 ч.
-Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф.,Сахипова З.Г. Литературное чтение. Учебник с приложением на электронном носителе. 3 класс. В 2 ч.
-Давлетбаева Р.Г., Азнабаева Ф.Ф.,Сахипова З.Г.Литературное чтение. Учебник с приложением на электронном носителе. 4 класс. В 2 ч.
Л.Ф., Коти Т. Ю.
Методические пособия
- Литературное чтение: Уроки чтения:1 класс/ Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.
- Литературное чтение: Уроки чтения:2 класс/Бойкина М.В.
- Литературное чтение: Уроки чтения:3 класс/Бойкина М.В.
- Литературное чтение: Уроки чтения:4 класс/Бойкина М.В.
Электронное учебно-методическое обеспечение (ЭОР):
«Начальная школа, 1-4 классы». ООО «Кирилл и Мефодий»
Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты.
Диск. Аудиоприложение к учебник . Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Изд. «Просвещение» 2011г.
Интернет-ресурсы
http://www.openclass.ru/node/31233 открытый класс
http://www.4stupeni.ru/ клуб учителей начальной школы
http://powerpt.ru/getfile-375 коллекция презентаций
http://viki.rdf.ru/item/917/ детские электронные презентации
http://www.proshkolu.ru/user/natasha210787/file/711133/ про школу – интернет портал
http://metodisty.ru профессионально сообщество педагогов
www.nachalka.com икт в начальной школе
http://www.solnet.ee/ Детский портал СОЛНЫШКО. http://pedsovet.su/load/12-1-0-3863 сообщество взаимопомощи учителей
http://nsportal.ru социальная сеть работников образования
http://www.rusedu.ru учебные презентации
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva перспектива
http://pedsovet.org педсовет
http://portfolio.1september.ru/ фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
http://www.k-yroky.ruhttp://www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/elementary методика преподавания в начальной школе
Планируемые результаты
00000000Результаты освоения 1 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
• понимать свою принадлежность к определенному народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов; знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
• размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
• понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
•понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;
•понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
•относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
•относиться с уважением к родному языку.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
• понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст:поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.
•контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
• оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
•определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
•стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• принимать общие цели изучения темы, представленные нашмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
• понимать учебную задачу урока, воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
•осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;2)группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
3)классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
•находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
•работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
•соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными
способами;
• выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
•отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
• создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
•участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
•внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чем он говорит;
•участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
•задавать уточняющие вопросы на основе образца;
•принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
• подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;
• заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;
• обмениваться впечатлениями от прочитанного;
• читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;
• отвечать на вопросы по содержанию текста;
• находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка;
• пересказывать знакомые сказки;
• воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
• сосредотачиваться на чтении текста;
• слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
• делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
• грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;
• доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;
• читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;
• понимать значения слов и выражений исходя из контекста.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать интонацию различных типов предложения
• наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений;
• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;
• сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;
• различать сказку, рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• придумывать свой вариант развития сюжета сказки;
• передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
• сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• читать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
• называть автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;
• называть имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе;
• высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное;
• внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• наблюдать за языком художественного произведения;
• находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Результаты освоения 2 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
•с гордостью относиться к произведениям русских писателей классиков, известных во всем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
• с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
• самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУДОбучающиеся научатся:
• сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
•формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
• читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
•коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
• контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
•оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
• оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
•фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
•читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
•составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
•выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
•оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
•определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;•фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
•фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
• пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
• отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
• понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
•сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
• сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
•создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
•определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
•анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
•сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,
использовать их в своих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; понимать смысл русских народных и литературных сказок,
рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
•проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
•предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
•создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
•создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
•оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• прислушиваться к партеру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
•в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
• оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
•принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; определять совместно критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
•оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
•находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
• готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью
взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать еѐ с опорой на слайды. Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
•понимать цель своего высказывания;
•пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
•создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
•объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• опираться на собственный нравственный оп ходе доказательства и оценивании событий;
•формулировать цель работы группы, принимать и сохранять еѐ на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
• руководствоваться выработанными критериями при оценке
поступков литературных героев и своего собственного поведения;
•объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; находить нужную информацию через беседу со взрослыми,
через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
•озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• осознанно воспринимать произведения в исполнении мастеров художественного слова; стихотворения в исполнении взрослого или подготовленного ребёнка (в сочетании с музыкальным сопровождением);
• четкой дикции, умению правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;
• читать целыми словами без разделения на слоги двух- и трехсложных слов;
• читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
• сознательно, правильно читать (без пропусков и искажений) в темпе 50-60 слов в минуту;
• читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
• подробно пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; пересказывать по предложенному картинному плану; пересказывать выборочно с опорой на вопросы и иллюстрации;
• ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника.
Ученик получит возможность научиться:
• делить текст на части, находить главную мысль прочитанного ( с помощью учителя);
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя);
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно;
• различать слова авторов и героев;
• определять тему произведения по заглавию;
• составлять небольшой рассказ по картинке или серии картинок, объединённых общей темой;
• высказывать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
• отгадывать загадки;
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом;
• создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Ученик получит возможность научиться:
• рисовать словесные картины на основе прочитанного текста ( с помощью учителя);
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• читать наизусть 5-6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
• называть 5- 6 русских народных пословиц считалок, загадок;
• называть имена и фамилии 5-6 отечественных писателей;
• находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
• отличать прозаический текст от поэтическогоУченик получит возможность научиться:
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Результаты освоения 3 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
•с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
•самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
• принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать еѐ, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
•составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
•анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
• формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
•читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
•осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
•принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
• выбирать рать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);•анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
• записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
• предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
•определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
•анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
•сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
•находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
•самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок)смысл читаемого произведения;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
•предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
•сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и
басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и групповой работе;
•находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,
олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
•сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
•сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
•создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
•понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
•проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
•определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительновыразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
• пользоваться элементарными приѐмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
•проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
•объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
•опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
•руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
•объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
•находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников,иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
•озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
•формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
•участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога)
• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
•использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
• оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
•обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
•находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
• самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов,
обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
•использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
•озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
• читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания подробно и выборочно;
• читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• делить несложный текст на части;
• составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста;
• находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить главную мысль с пословицей;
• размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев, находить слова и выражения для их характеристики;
• давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки;
• обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку;
• участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т.д;
• читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д (с помощью учителя);
• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
• ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
• рисовать словесные картины к художественным произведениям;
• находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
• находить в произведении средства художественной выразительности ( сравнения, эпитеты);
• составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.;
• воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения;
• отбирать из словесной ткани произведения детали и объединять их для создания целостного художественного образа;
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• внимательно слушать собеседника, т.е анализировать речь, улавливать её смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения;
• драматизировать художественные произведения; участвовать в игровых ситуациях с переменой ролей: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссёра, художника, автора текста;
• составлять рассказы в стиле определённого писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере);
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• называть имена 3-4 авторов и классиков башкирской, русской литературы;
• называть 2-4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
• читать наизусть 7-8 стихотворений современных авторов и классиков башкирской, русской и зарубежной литературы;
• называть имена и фамилии 7-8 писателей – авторов прочитанных произведений;
• различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
• выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм;
• ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую тему;
• различать художественные и научно - познавательные произведения;
• находить книгу из рекомендуемого списка литературы;
• самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста
Обучающиеся получат возможность научиться:
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Результаты освоения 4 года обучения
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
•принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Обучающиеся получат возможность научиться:
•познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
•рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
•находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины; создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини -
группе или паре;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
•принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
•выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
•фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений». Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
•свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
•самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать еѐ из одного вида в другой;
• владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
• пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся;
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
•сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
•сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
•находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
•понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Р.Нигмати, М.Хай, Г.Юнусовой, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для башкирской, русской и мировой литературы;•проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; и я нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
• определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
• создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
•высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при- мер...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
•участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
•демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
•предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
•определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
•определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
• оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
• самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
•использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
• договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
• интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
• читать про себя произведения различных жанров;
• читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
• передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
• находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
• находить метафоры и сравнения на примере загадки;
• различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;
• пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
• составлять план, озаглавливать текст;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
• находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
• находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
• пользоваться ориентировочно- справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
• определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
• произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;
• распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
• формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• писать отзыв о прочитанной книге;
• работать с тематическим каталогом;
• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя).
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
• придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
• устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
• предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
• воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
• самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
• передавать рассказанную смешную историю в грустную и т.д;
• самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого- ли
Обучающиеся получат возможность научиться:
• точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;
• придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;
• описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
• создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
• составлять загадки с использованием метафор;
• составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• читать наизусть 10-12 стихотворений;
• называть 5-6 книг по темам детского чтения;
•различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
• различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;
• сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;
• сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета ( лилии, ромашки, щенка и т. д);
• сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения.
Содержание учебного предмета
1 класс
№ п/п Наименование
раздела Формы организации учебных занятий Основной вид
учебной деятельности
1 Наша Земля. Наш дом. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Осознанно выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами. Составлять тексты в устной форме. Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать. Слушать собеседника, вести диалог.
2 Я и моя семья.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, защита ученических проектов.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Ориентироваться в учебнике
Применять систему условных обозначений. Находить нужную главу в содержании учебника.
Понимать конкретный смыл основных понятий раздела. Сравнивать слова.
Обсуждать иллюстрации книги. Участвовать в обсуждении проблемной ситуации. Объяснять нравственный смысл различных слов. Работать в паре. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Описывать картины, изображённые в произведениях. Определять героев произведений. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение.
3 В школе и дома. 4 Не буду плохим, буду хорошим.
5 Что нужно для здоровья? 6
7 Учимся играя.
В мире животных. 8
Времена года.
9 Труд в деревне. 10 Москва- столица Родины. 2 класс
№ п/п Наименование
раздела Формы организации учебных занятий Основной вид
учебной деятельности
1 Вспомним лето. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, защита ученических проектов.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Ориентироваться в учебнике
Применять систему условных обозначений. Находить нужную главу в содержании учебника.
Понимать конкретный смыл основных понятий раздела. Сравнивать слова.
Обсуждать иллюстрации книги. Участвовать в обсуждении проблемной ситуации. Объяснять нравственный смысл различных слов. Работать в паре. Участвовать в работе группы. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Описывать картины, изображённые в произведениях. Определять героев произведений. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. Рассказывать о своем отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить эпитеты, сравнения. Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Составлять рассказ об осени. Озаглавливать текст. Иллюстрировать произведения.
2 Теперь уж тишина другая 3 Край родной, навек любимый 4 Русские писатели детям 5 Я и мои близкие 6 Мир вокруг нас 7 Здравствуй, гостья- зима! 8 Хочу дружить 9 Вот и весна в окно стучится! 10 Родная природа 11 Техника на службе у человека 12
13 Что за прелесть эти сказки!
Мы за мир и дружбу 3 класс
№ п/п Наименование
раздела Формы организации учебных занятий Основной вид
учебной деятельности
1 Любимый край, родимые просторы! Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, защита ученических проектов.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Нетрадиционные формы урока:
урок-спектакль, исполнение сказочного сюжета, смотр знаний, урок фантазирования,
Ориентироваться в учебнике
Понимать конкретный смыл основных понятий раздела. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.
Обсуждать иллюстрации книги. Участвовать в обсуждении проблемной ситуации. Объяснять нравственный смысл различных слов. Работать в паре. Участвовать в работе группы. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Описывать картины, изображённые в произведениях. Определять героев произведений. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. Рассказывать о своем отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить эпитеты, сравнения. Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Составлять рассказ об осени. Озаглавливать текст. Иллюстрировать произведения. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Наблюдать картины в художественном тексте.
2 С книгой дружить- никогда не тужить. 3 Дружить и дружбой дорожить. 4 Добро и зло в сказках. 5 Спеши делать добро. 6 У природы нет плохой погоды. 7 Весенние праздники. 8 Была бы охота- работа найдется. 9
10 Из прошлой жизни башкирского и русского народов.
Как мы живем теперь. 4 класс
№ п/п Наименование
раздела Формы организации учебных занятий Основной вид
учебной деятельности
1
2
Вводный урок
Устное народное творчество.
Понятия о басне. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах, защита ученических проектов.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Нетрадиционные формы урока:
урок-спектакль, исполнение сказочного сюжета, смотр знаний, урок фантазирования, урок-игра, деловая игра,
урок-зачет, урок взаимообучения,
урок-КВН, урок-викторина, урок-конкурс. Ориентироваться в учебнике.
Понимать конкретный смыл основных понятий раздела. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.
Участвовать в обсуждении проблемной ситуации. Объяснять нравственный смысл различных слов. Работать в паре. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Описывать картины, изображённые в произведениях. Определять героев произведений. Распределять роли. Рассказывать о своем отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить эпитеты, сравнения. Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Составлять рассказ об осени. Озаглавливать текст. Различать жанры художественных произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Пересказывать текст подробно. Иллюстрировать произведения. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Наблюдать картины в художественном тексте.
3
Поэзия. 4
5 Рассказы.
Произведения русских писателей.
Рассказы башкирских писателей.
Резерв учебного времени. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Наша Земля. Наш дом. 8
2 Я и моя семья. 7
3 В школе и дома. 6
4 Не буду плохим, буду хорошим.
7
5 Что нужно для здоровья? 8
6 Учимся играя.
6
7 В мире животных 7
8 Времена года.
6
9 Труд в деревне. 8
10 Москва- столица Родины. 7
Итого 70
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Вспомним лето 8
2 Здравствуй, осень золотая! 5
3 Теперь уж тишина другая 6
4 Край родной, навек любимый 5
5 Русские писатели детям 5
6 Я и мои близкие 10
7 Мир вокруг нас 7
8 Здравствуй, гостья- зима! 9
9 Хочу дружить 9
10 Вот и весна в окно стучиться 10
15 Родная природа 6
16 Техника на службе у человека 5
17 Что за прелесть эти сказки! 8
18 Мы за мир и дружбу 5
21 Повторение изученного во 2 классе. 7
Итого 105
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Любимый край, родимые просторы!
7
2 С книгой дружить- никогда не тужить.
3
3 Дружить и дружбой дорожить.
5
4 Добро и зло в сказках.
6
5 Спеши делать добро.
4
4 У природы нет плохой погоды.
6
5 Осень - на дню погод восемь.
4
6 Так первый снег мне этот мил.
7
7 Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
7
8 Весенние праздники.
6
9 Была бы охота- работа найдется.
3
10 Из прошлой жизни башкирского и русского народа.
1
11 Как мы живем теперь
2
12 Повторение. 9
Итого 70
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Вводный урок 2
2 Устное народное творчество. Понятия о басне. 28
3 Поэзия. 25
4 Рассказы. Произведения русских писателей.
Рассказы башкирских писателей. 25
5 Резерв учебного времени. 25
Итого 105