Роль творчества А.Я. Яшина в воспитании духовно-нравственных основ личности.

КОНСПЕКТ




УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 10 КЛАССЕ

ПО РАССКАЗУ А.Я. ЯШИНА «ПОДРУЖЕНЬКА»




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]













УЧИТЕЛЬ МБОУ ШКОЛА № 15:
Э.Н. ИШМУРАТОВА
ТЕМА. Роль творчества А.Я. Яшина в воспитании духовно-нравственных основ
личности.
Цель: 1. Обучение глубокому прочтению текста.
2. Развитие умения сравнивать тексты, находить общие темы и
проблемы.
3. Воспитание «добрых чувств» на основе художественных
произведений.
Оборудование: Портрет А.Я. Яшина, текст рассказа, презентация к уроку, выставка
рисунков к рассказу «Подруженька».
Тип урока – урок внеклассного чтения с элементами практической и исследовательской деятельности.

ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Реализация домашнего задания. Индивидуальный опрос
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного советского писателя А.Я. Яшина.
Рассказ «Подруженька», как вы думаете, о чём он? Итак, это рассказ не столько о кошке, сколько о людях, их отношениях друг с другом. IV. Работа над темой урока 1. Мини – лекция учителя. Презентация «Жизнь и творчество А.Я. Яшина». Основные положения лекции А.Я. Яшин – замечательный, очень мудрый поэт и писатель. Каждое его произведение заставляет задуматься о чем-то серьезном, пожалуй, о самом важном в жизни: честности, справедливости, любви к родным и близким, заботе о них. У писателя 3 рассказа о кошках: «Живодер», «Подруженька», «Старый валенок». Почему вдруг такое внимание обычной кошке? Известный критик Макаров в публикации «Александр Яшин – прозаик»» написал о них так: «три кошачьих рассказа. Они мне не столь уж понравились, и вовсе не из симпатии к кошкам. Но подряд три рассказа о кошках – как-то комично. Что это автор так окрысился на кошек?». Согласимся ли мы с оценкой Макарова, что это нестоящие вещи? Сегодня мы поговорим о рассказе «Подруженька», написанном в последние годы. Только ли о кошке ведет речь писатель? Найдите слова, которые задают тему рассказа. Кто герои рассказа? (Самое начало: «Мы нередко говорим: играет, как кошка с мышью. Сегодня ночью я видел, что это такое»). С первых строк ясно, что рассказчик наблюдает за кошкой, а думает о людях. Ребята, зачем люди заводят в доме кошку? (ловить мышей). 2. Краткий пересказ рассказа «Подруженька». Ребята, давайте вспомним содержание рассказа. Катерина Федоровна встретила в лесу бродячую кошку и пожалела ее. Хозяйка назвала кошку Подружкой, откормила ее, тратя на нее всю пенсию. Кошка обнаглела, спит на кровати хозяйки, ест лучше ее, пропадает с котами, пугает Катерину Федосеевну криками, доводит ее до болезни, а потом до смерти. 3. Постановка проблемного вопроса и выделение художественных деталей в тексте произведения. Почему главная героиня одинока? Кто виноват в этом? 4. Словарная работа. Живодер – человек безжалостный, жестокий; играть, как кошка с мышью – пытаться перехитрить или прятаться от кого-то; рукотерник - полотенце; катанки - валенки; динамика чувств – развитие, изменение. 5. Задание. Найдите слова в рассказе, подтверждающие динамику чувств героев (1-й вариант: найти в рассказе слова о хозяйке, 2-й вариант: о рассказчике).
Рассказчик Хозяйка
Не терплю кошек, Тигра окаянная,
а эту полюбил, не дармоедка, тигра, она тигра
знает свое дело, и есть.
дура, полоротая, страшилище,
ощутил ненависть к кошке,
подлая, кровопийца. Задача: Раскрыть истоки одиночества главной героини. Выяснить проблематику рассказа. Что вас поразило? Какие чувства вы испытали? Почему такое произошло с Катериной Федосеевной? Определите причину несчастий героини одним словом. Значит главная проблема – проблема одиночества. Тема нашего урока - Истоки одиночества в рассказе А. Яшина «Подруженька». Запишите. 1. Давайте составим кластер, а что же является истоками одиночества, его причинами, по мнению А. Яшина. Вспомним, что такое кластер. Это Объединение нескольких элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Разрыв с малой родиной. Неумение жить в согласии с соседями, верить в людей. Истоки одиночества. Отсутствие душевной связи детей и родителей, проблемы воспитания. Вывод по этапу урока? Посмотрите на ваши цели, на какие вопросы мы уже ответили? Истоками одиночества в рассказе являются и
- Разрыв со своей малой родиной, со своими истоками, и
- Нежелание иметь детей, потому что они лишают свободы.
- Отсутствие ответственности у детей к своим родителям, недостаток внимания, и
- Неправильное воспитание, и
- Неумение жить в мире и согласии с соседями, неумение наладить контакт с людьми. Далее мы должны обратиться к содержанию и подробнее исследовать, почему же Катерина Федосеевна была так одинока, что хотел сказать нам автор, о чём предупредить? 2. Аналитическая фронтальная беседа по рассказу - Почему одинока главная героиня? (Сыновья погибли на фронте, дочь уехала на север, не хочет иметь детей, хочет жить для себя. Мать ждет дочь в гости, просит внучат, но дочь не приехала даже к умирающему отцу: «А к мертвому ехать незачем». Родители перевезли из деревни дом, убрали скотину, половину мяса послали дочери, и сейчас мать отрывает от себя и часто собирает посылку дочке. А она не всегда и ответит). - Кто виноват в этом? (Вероятно, сами родители испортили дочь излишней любовью: «Ни сама не едет, ни к себе не зовет». Катерине Федоровне очень одиноко. Не с кем поговорить. Она очень жалеет о том, что не в деревне теперь живет. Там все люди свои. А здесь и лес чужой. Драная кошка напоминает ей себя: такая же одинокая и никому ненужная. Героиня начинает хлопотать: ищет молоко, хлеб, мясные котлеты, какими кормила мужа, свежую рыбу). - Чем же отвечает Подруженька Катерине Федоровне? (В первый же день она залезла на стол, а когда ее застала на столе хозяйка, кошка «не выпустила хлеб изо рта».) Значит, кошка плохо воспитана, воровала, бегала по столам, а хозяйка еще больше ее уважает. Она видит сон, как у матери-кошки отбирают детей. - Почему именно такой сон ей снится? (Сердце матери болит о детях. Она всю любовь направляет на Подруженьку. Кошка наглеет окончательно. Вот она становится требовательной, ласкается, только когда голодна, ожесточилась, ест птиц, спит на подушке хозяйки, а Катерина Федоровна идет спать на печь, жалея сон кошки). 3. Литературный практикум. Задание. Обратите внимание на лексику повествователя. Она меняется по мере развития событий. Как? Выделите эти слова. Запишите. Катерина Федоровна ухаживает за кошкой, словно это ее неродившиеся внуки, кормит лучше, чем ест сама, а получает в ответ неблагодарность, вместо радости испытывает страх, потом ненависть к кошке, называет ее «душегубицей», говорит о ней: «нажравшись». И вот кульминация – ей видится кошка – дьявол с рогами. 4. Фронтальная проблемная мини-беседа - Так о чем же этот рассказ? Ведь кошка в жизни – чаще мирное животное, служит человеку, ластится к нему, даже считается животным-лекарем. (Это рассказ об одинокой женщине). - Кто виноват в ее одиночестве? Почему кошка оказывается такой же неблагодарной, что и дочь Катерины Федосеевны? Скорее всего, сама героиня, и мы должны признать это. В народе говорят: «Доброта хуже воровства», «Добро должно быть с кулаками». Это про нашу героиню. Она любит всей душой, самоотверженно. Не замечает, что растит эгоисток, не пресекает наглость, не воспитывает уважение дочери к родителям и кошки к хозяйке, не дает понять, например, кто в доме хозяин, когда кошка улеглась на ее подушку, стоило прогнать кошку, наказать ее, а хозяйка уступает. И пожинает плоды своего воспитания. V. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Какой же вывод просится из всего сказанного? Уважение к себе, к родителям воспитывать надо с детства, чтобы к старости не остаться одиноким. Надо уметь сказать «нет», вовремя наказать за провинность, не прощать неуважительного отношения к себе, ведь с давних времен детей воспитывали в почтении и уважении к родителям, даже в православной религии одна из заповедей гласит: «Почитай отца и мать своих». Вспомним начало урока, оценку рассказов Яшина критиком Макаровым. Согласны вы с ним, что это «нестоящие рассказы»? Кошки только на первый взгляд кажутся главными героями рассказов, на самом деле это образ – толчок для глубоких размышлений о человеке, его поведении, отношении к людям, родным, малой родине. Что же нам помогло прийти к такому выводу? Конечно же, глубокое погружение в текст. Книги надо читать серьезно, вдумчиво, тогда можно понять, что хотел сказать писатель, о чем болит его душа. Удалось нам достичь цели урока? «Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано». (Княжнин Яков Борисович). Так какой же урок преподал сегодня вам Яшин? Перечистите в столбик пять нравственных ценностей – советов, которые вы бы дали своим друзьям, близким, одноклассникам.

VI. Домашнее задание
Прочитать рассказы А.Я. Яшина «Живодер» и «Старый валенок»; составить синквейн к каждому из трех рассказов автора.







15