Урок на тему Комплексный анализ текста по стихотворению в прозе Мои деревья И.С.Тургенева

Комплексный анализ текста по произведению И.С.Тургенева «Мои деревья»
Урок развития речи в 10 классе (2 часа).



Цели: *активизировать словарный запас учащихся;
*научить учащихся находить в тексте ключевые слова и словосочетания ;
*выработать навыки комплексного анализа текста;
*формирование духовно-нравственных идеалов.


Ход урока.

1.Слово учителя.

-«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева были написаны в последние годы его жизни.
После появления романа «Новь» (1876) это было самое своеобразное и поэтическое создание писателя и по своему содержанию, и по художественной форме.


2.Работа в группах: «Откуда эти цитаты?»

Только любовью держится и движется жизнь. («Воробей»)
-«Любовь сильнее смерти»(«Воробей»)
-Бывают улыбки хуже слез («Памяти Ю.П.Вревской»)
-Хочешь быть счастливым ? Выучись сперва страдать («Житейское правило»)
-Мы еще повоюем !(«Мы еще повоюем!»)
Истина не может доставлять блаженство. Вот правда может: это человеческое наше земное дело («Истина и правда»)
-Простота! Простота! Тебя зовут святою. Но святость - нечеловеческое дело(«Простота»)

3. Обобщение по работе в группах. Слово учителя

Совершенно разные и структурно не связанные между собой «Стихотворения в прозе» как бы выступают в виде собрания простого «собрания пестрых глав», состоящего из мимолетных и сиюминутных «ума холодных наблюдений и сердце горестных замет».
«Стихотворения в прозе» образуют единую образную систему миниатюр, связанных между собой как философское осмысление фактов, объективного мира и душевной жизни человека. Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте и чести, совести и вере сливаются в многоголосье в человеческих чувств. Миниатюры И.С. Тургенева вселяют в нас глубокую надежду на лучшее любимой родины.

4.Анализ текстов

В Стилистическом отношении тургеневское эссе разнообразно и однолико. Вам, ребята,
Предстоит вывести смысловой характер и лексико-грамматические формы «Стихотворений в прозе»


-Рассмотрим таблицу (Обращение к презентации)

«Стихотворения в прозе»

Указательный характер
Слова-заглавия
Слова-антитезы
Литературные реминисценции и крылатые слова
Неименные конструкции
Слова-символы

«Воробей»
«Собака»
«Молитва»
«Довольный человек»
«Голуби»
«Роза»
«Куропатка»

«Враг и друг»
«Истина и правда»
«Чернорабочий и белоручка»
«О моя молодость!
О моя свежесть!»
«Как хороши, как свежи были розы..»
«Мне жаль»
«Повелить его»
«Стой!»
«Порог»
«Камень»
«Пир у Верховного Существа»
«Мои деревья»




5.Словарно-орфографическая работа.

На доске написаны слова:

Реминисценции

1)смутное воспоминание;
2)отголосок, отражение влияния чего-нибудь творчества в художественном произведении.

Например: реминисценции романтизма.

Архитектоника -сочетания частей в одном стройном целом, композиция.

Градация-последовательность .постепенность в расположении чего–нибудь.

Ремарка-пояснение автора в тексте, касающееся обстановки , поведения действующих лиц(в пьесах,)

(Запись понятий в тетрадь.)

6.Зрительный диктант (слайд со словами проецируется на доске)
(Запись терминов по памяти)

Афоризмы, реминисценции, архитектоника, градация, иллюстрация, миниатюра, компонент, лейтмотив, монолог, ремарка , тавтология, эссе.

-Составьте с данными словами словосочетания.

7. Обобщение по ходу урока

Слово учителя:«Мои деревья»- стихотворение, завершающий цикл. В этом маленьком произведении можно выделить несколько лейтмотивов.


-Назовите миниатюры, где показана тема старости и болезни:(«Старик», «Камень», «Последнее свидание».(Работа по уже созданным группам.)
(Тема надежды и неотвратимости судьбы («Завтра. завтра», «Черепа», «Мы еще повоюем!» Тема, где человеческая жизнь противопоставлена бесконечному бытию природы: «Разговор» , «Природа», « Дрозд».)


8.Комплексный анализ произведения.
Прослушивание аудиозаписи « Мои деревья».


-Теперь, пожалуйста, еще раз прочитайте произведение про себя.


Мои деревья.
Я получил письмо от бывшего университетского товарища , богатого помещика, аристократа Он звал к себе в имение.
Я знал, что он давно болен, ослеп, разбит параличом, едва ходит Я поехал к нему.
Я застал его в одной из аллей его обширного парка. Закутанный в шубе а дело было летом, - чахлый, скрюченный, с зеленным зонтом над глазами, он сидел в небольшой колясочке, которую сзади толкали два лакея в богатых ливреях
- Приветствую вас, - промолвил он могильным голосом, - на моей наследственной
земле, под сенью моих вековых деревьев !
Над его головою шатром раскинулся могучий тысячелетний дуб.
И я подумал: «О тысячелетний исполин, слышишь ? Полумертвый червяк, ползающий у корней твоих, называет тебя своим деревом!»
Но вот ветерок набежал и промчался легким шорохом в сплошной листве исполина
И мне показалось, что старый дуб отвечал добродушным и тихим смехом и на мою душу, и на похвальбу больного.

Ноябрь,1882.

-Найдите в данном тексте ключевые слова и словосочетания.


(Смотреть приложение «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенев (комплексный анализ»)).


9. Беседа с учащимися по тексту.

-Какой главный мотив вы бы выделили в анализируемой миниатюре?

-В « Моих деревьях» находят ли продолжение некоторые темы, проходящие лейтмотивом
через весь цикл стихотворений?

-Характерно ли стремление к преодолению всех противоречий бытия данной миниатюре ?

(Да. Человек и природа, жизнь и смерть, немощь и могущество, красота и безобразие
и утверждение ценности любой формы жизни: и исполинского дуба и тяжелобольного
человека).

-Какие притягательные и полные причастия использует И.С. Тургенев при описании героя?
(«Закутанный в шубе» - в конце 19в. глагол закутать, как правило, употреблялся с предложным падежом (в чем? в шубе); в современном русском языке этот глагол требует управления в винительном падеже (во что? в шубу).

-Назовите всех героев в «Моих деревьях».

-В чем особенности слов рассказчика?
(Восклицание, обращение к дубу в духе народно –поэтической традиции, употребление книжных форм и риторических вопросов, возвышенный стиль речи героя)

-Как вы понимаете слово «сень?»
(Словарь В.И. Даля приводит несколько значений этого слова :
1) «Тень», ставшее во времена Тургенева традиционным поэтическим штампом.
2) Сень –« кров защита от зноя».)

-Какие ассоциации связаны у вас с образом старого дуба?

(Именно дуб связывает все три субъекта : персонажа, рассказчика и автора.
Как известно, в народной традиции дуб связывается с жизнью. Основная идея древа жизни связанна с жизненной силой, бессмертием. Славянские предания о мировом дереве относятся к дубу. Дуб как символ могущества, величия встречается и в литературе.
А.С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый», у Л.Толстого дуб – символ жизни.
М. Цветаева поставила дуб как бы над жизнью : «Чтоб в буре дней стоял один как дуб,
Один - как Бог в своем железном круге !»)

-Почему И.С.Тургенев в названии стихотворения использует местоимения мои ?

(Это деталь подчеркивает характеристику человека , который стремится даже на пороге смерти оставаться хозяином мира. Например: слово МОИ в его устах имеет оттенок высокомерия.)

10.Рефлексия (отклик учащихся) Творческая работа учащихся методом «Тройного дневника») (Смотреть приложение «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенев (комплексный анализ»)

-Для творческой работы вы делите листок на три части, выделяя в первой графе ключевые слова, во второй – словосочетания и предложения, в третьей – свою интерпретацию.

Домашнее задание.

-Закончить начатую на уроке творческую работу (написать эссе).