Конспект урока на тему «Не для того в гости идут, что дома нечего обедать»
ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СКШИ№6 (8-го вида) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
с отклонениями в развитии.
Конспект занятия по теме:
НЕ ДЛЯ ТОГО В ГОСТИ ИДУТ,
ЧТО ДОМА НЕЧЕГО ОБЕДАТЬ
Составила и провела воспитатель 5 «б» класса: Масовец А.Ю.
2012год
Обучающие занятие-игра для среднего школьного возраста
Цель: ознакомить школьников с правилами приема гостей, правилами поведения в гостях и за столом.
Ведущий. Вас пригласили в гости или вы стираетесь встречать гостей. Как вести себя, чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть? Вот об этом сегодня и пойдет наш разговор. Ведь принимать гостей это искусство! Существует очень много национальных обычаев приема Гостей, но в них и много общего. Конечно, самое главное правило это относиться к гостю с уважением и почтением. Умеете ли вы принимать гостей? Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый индюк»:
Объявился в Доме вдруг
Очень вежливый Индюк,
Раз 30 в день, не реже,
Он кричал: «Эй, вы, невежи! "
Заходите, что ли, в гости
Поучиться вежливости
Я и сам, кричал Индюк,
Доктор вежливых наук.
И жена моя пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо».
Ты не будь свиньей, Свинья,
Ждет тебя моя семья,
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло».
Как бы ни бился он, однако
К Индюку никто не шел
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости,
«Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды, балды!»
И добавил с высоты
Своего величия:
«Не усвоили, скоты,
Правила приличия!»
Ведущий. Как вы думаете, почему же никто так и незахотел прийти в гости к очень «вежливому» Индюку? (Ответы детей.)
Beдущий (обобщая). Индюк оказался неприветливым и нетактичным хозяином, всех успел обидеть, а себя не переставал нахваливать. Индюк оказался плохим хозяином, не умеющим принимать гостей. А как быть хорошим гостем? Ведь это только кажется, что это дело нехитрое. Помните, как неудачно сходил в гости к Кролику Винни Пух? Опустошил все его сладкие запасы и еле-еле вылез из дверей дома Кролика. Как вы думаете, зачем люди ходят в гости? Для этого, наверное, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, в гостях собираются разные люди: поговорят о разном, и всем польза узнали новости, обсудили события, обменялись мнениями. Все стали немножко богаче знаниями и умнее. И еще привыкли люди делиться друг с другом чем-то хорошим. Родился, например, в семье ребенок зовут друзей разделить радость. А если случится горе звать друзей не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Разумеется, что за долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно знают. Только почему же так часто это знание и поступки не совпадают даже в мелочах? Прибегаете вы к товарищу домой на прогулку его позвать. Открывает его мама. У многих первые слова такие: «Юра дома?». А надо бы сказать совсем другое «Здравствуйте!» И только потом спросить о Юре. Но ведь часто нарушаются и другие правила поведения. Какие именно? Не станем их перечислять ведь это всегда достаточно скучно. Предлагаю вам рассказ о том, как одна девочка пришла в гости к подруге. Она оказалась не очень хорошей гостьей. Найдите посчитайте ошибки в её поведении, только будьте внимательны ошибок много, не меньше десяти, а может и больше.
Рассказ - сценка
После занятий Настя сказала Маше:
Знаешь приходи ко мне сегодня часов в шесть, новыйфильм посмотрим.
Ладно, ответила Маша. Приду.
В шесть Маша не пришла, в семь Настя уже перестала ждатьподругу. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок. Пока Настяоткрывала дверь, гостья несколько раз, подолгу не отпуская, нажимала кнопку звонка.
Привет, сказал Маша. Это я.
Он прошла в комнату; сбросила куртку и шапку в кресло и огляделась:
А у вас ничего. Подходяще. А это что? он схватила модель парусника с письменного стола..
Это отцу подарили. На память. .'
Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли?Маша нажала посильнее, и мачта слабо хрустнула.Настя взгпянула1 испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это
время уже вертела в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полу-исписанном листе, бумаги, который лежал на столе. Потом Маша отправилась бродить по комнатам.
Сколько стоит? А это где покупали? поминутно спрашивала, она, трогая хрустальную вазу, картину на стене.
Зачем барахло всякое в доме держите? На лице Маши ясно выразилось презрение к вкусам хозяев.
Зато туалетный столик вызвал у неё особый интерес. Она' открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой до тех пор, пока не вылила почти половину содержимого: Потом Маша ткнула своим грязным пальцем в баночку с кремом, понюхала крем и, сказав, что пахнет Земляникой, размазала по лицу.
Затем она дунула в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик.
Настя в это время приготовила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника:
Ты колбасы нарежь, Настя. А это селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь, как соленое люблю!
Наевшись и напившись вдоволь чаю, Маша собралась домой:
Ну, я пошла. Пока. Завтра еще приду.
Ведущий. Ау вас бывали такие гости? Как вы к ним относитесь? А как вы себя бы повели в гостях? Как бы вы поступили на месте Насти по отношению к гостье? (ответы детей). Таких людей стараются не приглашать в гости, а если они все же пришли, то хозяева стараются найти любой предлог, чтобы подобные гости побыстрее покинули их дом. Да, непросто быть хорошим гостем, но и непросто быть хорошим хозяином. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько случаев, или, как их еще называют, ситуаций.
Ситуация первая
Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге друзья спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил, что антилопа. Доспорить они не успели, как подошли к дому Алеши. Расставаться друзьям не хотелось. Алеша предложил:
Пошли к нам, ребята. У меня «Жизнь животных» Брема есть. И поедим, а то здорово есть хочется.
А мама ругаться Не будет? спросил Витя.
Ну что ты! Она у меня добрая!
Мальчикам открыла дверь мама Алеши. Она была в стареньком платье и в фартуке. Из-под косынки выбились растрепанные волосы. В руках была мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Было видно, что в квартире началась большая уборка.
Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я вам сейчасприготовлю что-нибудь перекусить, сказала Алешина мама.
Мальчики стали отказываться, порываясь уйти. Алеша и его мама уговаривали их остаться. Всем было неловко.
Ведущий. Кто виноват в этом? (Ответы детей.) Больше всех виноват
Алеша. В данной ситуации он всех поставил в неловкое положение, хотя, и
сделал это не преднамеренно. А вот его друзья поступили правильно, Поняв)
что их приход оказался не ко времени, они постарались уйти:. Именно так и
поступают воспитанные люди, если видят, что своим, неожиданным приходом
ставят хозяев в неловкое положение.
Ведущий (обобщая). Знайте, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство, поэтому он допустим только в случае крайней необходимости. Не обманывайтесь вежливостью хозяина у него нет другого выхода.В этом случае зайдите, поговорите и быстро попрощайтесь.Помните поговорку: «Гостям дважды радуютсявстречаяи провожая». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей) .
Ведущий.На самом деле лицо человека, который втаких случаях открывает вам дверь, бывает порой оченьвыразительным, даже если хозяин приветствует вас словами: «Очень рад, проходи, пожалуйста». Наверное, лицо мамы Алеши в этот момент не выражало радости. Рассмотрим следующую ситуацию.
Ситуация вторая
Игорю скоро в школу, но уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Игорь никак не возьмется задело. С утра заглянули к нему, на минутку товарищи, два брата. И все не уходили. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы карате. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Что делать Игорю? (Домой их отправить? А как же быть с долгом гостеприимного хозяина? Выполнить его? А уроки? А мамина просьба?) (Ответы учащихся.)
Ведущий (обобщая), Быть приветливым хозяином это значит разумно встретить, гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его. Важно быть щедрым хозяином, не
жалеть, для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий. Важно быть и предупредительным хозяином, заранее подумать не только о том, чем вы угостите своих гостей, но и чем займете их. Важно быть внимательным хозяином - это значит, видеть всех своих гостей сразу и в отдельности, найти время, чтобы с каждым из них немного поговорить, а тем, кто стесняется или впервые в вашем доме, уделить побольше внимания. Важно быть тактичным хозяином постараться не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для гостя тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость неумехой.
Очень важно быть хорошим хозяином, но не менее важно быть хорошим гостем. К тому же гостей приглашают заранее, и, прежде чем пригласить гостей в свой дом, следует посоветоваться с родителями: когда им удобнее принять, ваших гостей, не помешает ли этот визит их планам. Итак, согласовав все вопросы, вы приглашаете к себе в гости тех, кого вам хочется увидеть у себя дома. Поговорим о правилах поведения за столом во время обеда. Вспомним также, как нарушаются эти правила и как нас раздражает, когда люди не умеют красиво или просто аккуратно есть. В этом вопросе, как и во всяком другом, нужна мера. Нас в равной степени может раздражать и громкое чавканье, и чрезмерная чопорность, и навязчивое следование сухому набору правил поведения за столом. Существует много тонкостей и особенностей гостеприимства и поведения в гостях. Попробуем все вместе ещё раз в них разобраться, ведь когда говорят о хороших манерах, то в первую очередь вспоминают о поведении за столом.
«Хитрые» вопросы этикета
1.Можно ли класть локти на стол и как надо держать руки вовремя еды?
а) Если позволяет место за столом, то локти можнопоставить около тарелки..
б) Можно поставить локоть одной руки, другая рукадолжна лежать на коленях.
в) Локти надо прижимать к телу.
2.Вас пригласили в гости к определенному времени. Когда вы должны прийти, чтобы не нарушить этикет?
а) Прийти заранее.
б) Можно опоздать на час тем радостнее вас встретят, ведь уже и ждать перестали.
в) прийти вовремя
г) опаздывать более чем на десять минут неприлично.
3.Кто должен первым садиться за стол
а) Гости/ведь стол накрывали для них.
б) Хозяин, и он должен первым начинать есть, показывая пример гостям.
в) Хозяин, но не начинает есть раньше гостей.
4.К вам пришли гости, и вдруг неожиданно зазвонил телефон.Что вы сделаете?
а) Возьмете трубку и немного поболтаете по телефону. Гости в это время спокойно разденутся и оглядятся.
б) Тактично извинитесь перед звонившим, пообещав перезвонить ему в ближайшее время.
в) Не будете снимать телефонную трубку вообще.
5.Что делать с салфеткой, когда вы сели за стол?
а) Салфетку следует заткнуть за воротник аккуратно.разложить на груди.
б) Салфетку следует положить на колени.
в) Салфетку надо оставить там, где она лежит.
6.Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали ею чай или кофе?
а) Ложечку надо оставить в стакане.
б) Ложечку нужно положить на стол.
в) Ложечку нужно положить на блюдце.
7.Надо ли доедать последнюю ложку супа?
а) Надо стараться не доедать последнюю ложку супа.
б) Можно доесть, если суп вам по вкусу.
в) Обязательно надо доесть, даже если суп вам не оченьпонравился. Надо съесть все, чтобы не обидеть хозяев.
8.Можно ли выплевывать кости и фруктовые косточки на тарелку?
а) Да, конечно, куда же их еще выплевывать?
б) Можно! не только на тарелку, но и на салфетку.
в) Нет, нельзя. Кости следует извлекать изо рта с помощью; вилки или ложки, прислоненной к губам, а уже затем класть их на тарелку. Фруктовые косточки следует извлекать изо рта на ложечку и класть на блюдечко.
9.С какой стороны надо забирать использованную посуду?а) Все равно, лишь бы было удобно.
б) Слева.
в) Справа.
10.Можно ли рыбу резать ножом?
а) Да, если куски большие,
б) Нет. Рыбный нож служит только для отделения костей
в) Можно, только специальным ножом.
11.Чем едят вареный рис?а) Только специальными палочками (специальными палочками едят в Китае любую пищу)
б) ложкой
в) вилкой
Ведущий: Ребята, а как часто вы сами придерживаетесь к правилам этикета? Как часто вы сами нарушаете правила этикета? (ответы детей)
Итог занятия: Понравилось ли вам занятие? Что узнали нового и интересного? Что больше всего вам запомнилось из занятия?
15