Урок ОРКСЭ. Золотое правило нравственности. На основе притчи Блудный сын


ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ Посмотри на картины и отметь их сходство. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына», 1669Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Лосев Николай Дмитриевич«Блудный сын» 1882 Мурильо, Бартоломе Эстебан. «Return of the Prodigal Son».1667-1670 Андрей Мунтян«Возвращение блудного сына», 1995 Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына», 1669Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Притча о блудном сыне. У человека было два сына; и сказал младший из них отцу: "Отче! Дай мне часть имения". И отец разделил между сыновьями имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя. сказал: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". Встал и пошел к отцу своему. "И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". А отец сказал рабам своим: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: "Что это такое?" Он сказал ему: "Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым". Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка". Он же сказал ему: "Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Василий Поленов «Христос и грешница» Сюжет картины евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава VIII.) «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Книжники- библейское название особой группы людей. Знакомые с письменностью и тем самым выделялись и получали особенное значение в народе. Им предоставлялись более важные должности; при царях они занимали должности писцов - своего рода государственных секретарей. Фарисе́и  — религиозно-общественное течение в Иудее. Притча о милосердном самарянинеСамаритяни –жители провинции Самария, исторически враждовавшие с евреями. ИСКУША́ТЬ - 1) испытывать, изведывать; 2) подвергать кого-либо испытанию; 3) соблазнять, прельщать, смущать соблазном. Давным-давно одинокий путник направлялся из города Иерусалим в город Иерихон. Путь лежал по каменистой горной дороге. Ослепительно палило солнце. В этих местах путников частенько подкарауливали злые разбойники.Они-то и напали на одинокого путника, избили, ограбили его и скрылись. А путник, еле живой, остался лежать на дороге. Вокруг ни души. Не кому ни руки подать, ни глотка воды. Но вдруг на дороге показался священник. В этот день был религиозный праздник, и по букве закона в этот день нельзя ничего было делать, разрешалось только молиться. Священник увидел бедного человека и ... прошел мимо. Вот еще кто-то появился на дороге. Уж он-то наверняка поможет. Но нет, человек тоже проходит мимо. Он служитель храма и тоже считает, что оказание помощи в такой день — нарушение религиозного закона. Вдали показался третий путешественник. Это житель провинции Самария. Об этих самаритянинах очень презрительно отзываются священники и служители храмов. Он и подавно придёт мимо, подумал несчастный путник. Но, увидев пострадавшего, самаритянин спешился с ослика, подошел к страдальцу. Он промыл и перевязал ему раны, посадил на осла и отвёз на постоялый двор. Он продолжал ухаживать за несчастным до тех пор, пока ему не стало лучше. А когда пришло время уехать, добрый самаритянин сказал хозяину постоялого двора: " Вот деньги за наше проживание, я оставляю тебе их больше, потому что бедняга останется здесь до полного выздоровления. Если не хватит, доплачу, когда буду возвращаться обратно. Пожалуйста, ухаживай за ним хорошо". Иисус закончил эту историю вопросом: " Кто из этих троих больше любил людей?" Ему ответили: "Тот, кто помог пострадавшему". Тогда Иисус сказал: "И вы поступайте так же!" Эти слова сказаны и для нас с вами: "И вы поступайте так же".Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37. Подберите существительные к прилагательному золотой Прямое значениеПереносное значениеЗолотое сердцеЗолотые рукиЗолотые словаЗолотое кольцоЗолотая медальЗолотые серёжки



Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью». Смысл законов первопророка Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе». Чему же учат эти правила, что их объединяет?Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.Высказывания мудрецов, жившие в разные времена, в разных землях.


Золтое правилонравственности - Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе - Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе
style.rotation
style.rotation Древний КитайВ «Беседах и высказываниях» («Лунь юй»), передающих взгляды Конфуция (551—479 гг. до н. э.), отвечая на вопрос ученика Чжун-гуна о человеколюбии, Учитель сказал: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».2Ученик Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».3 Древняя ИндияВ древнем эпосе «Махабхарата» сущность долга содержится в афоризме: «Не делай другим того, что неприятно тебе самому».4 «Со всеми существами, как с самим собой, должен обходиться мудрый»; «Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому.» АнтичностьГомер. Калипса, «богиня богинь», — Одиссею: «…я советую то, что сама для себя избрала бы, / Если б в таком же была, как и ты, затрудненье великом».Фалес (ок. 625—ок. 547 г. до н. э.) на вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» — ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».Сократ: «Считается достойным величайшей похвалы тот, кто первым» делает­ друзьям  добро.Аристотель (384—322 гг. до н. э.) на вопрос «Как вести себя с друзьями?» сказал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами».  Библия. Ветхий ЗаветВ книге «Левит» от имени Господа звучит требование: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19: 18). Заповедь от имени Господа: «Люби его, как ­себя» направлена также не только на «сынов народа своего», «на ближнего», но и­ на «пришлеца»: «Пришлец, поселившийся у нас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришлецами в земле Египетской» (Лев. 19: 33—34). Мудрецы ТалмудаВ Вавилонском Талмуде (трактат «Шабад») приводятся слова мудреца Гиллеля­, жившегов конце I в. до н. э. — начале I в. н.э.: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. В этом вся Тора , а все остальное комментарий». В Талмуде содержатся и другие высказывания Гиллеля, примыкающие к «Золотому правилу»:«Если я не для себя, то кто для меня? Если я только для самого себя, то что я такое?»; «Не верь самому себе до дня смерти твоей, и не суди ближнего, пока не побываешь на его месте».12 Древний РимСенека: «Будем оказывать благодеяние так, как желали бы сами принимать его: прежде всего — охотно, скоро и без всякого колебания».Эпиктет: «Чего не желаешь себе, не желай другим». Библия. Новый ЗаветКак утверждают Евангелия от Матфея и от Луки, Христос сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12. См. также: Лук. 6: 31).