Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Н. Лосева Блудный сын
Практическая работа № 5
Курс ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры».
Тема: «Совесть и раскаяние».
Цель урока: помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость.
Задачи урока:
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию;
- понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути к очищению и нравственному росту;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Ожидаемый результат:
В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть», «грех», «раскаяние», прощение, умение просить прощение, умение прощать других.
Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.
Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.
Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.
Основные понятия, изучаемые на уроке: стыд, вина, раскаяние, прощение.
Работа с репродукцией картины Николая Лосева «Блудный сын».
- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить главного героя (главных героев) кто они? (Главные герои – старик и мужчина на коленях).
– Как художнику удалось показать, что они – главные герои картины? (Изображены крупно на переднем плане, близко к центру; все остальные персонажи на заднем плане, смотрят на них и что-то обсуждают).
– Где происходит событие, изображённое на картине? (События происходят на улице, во дворе дома, ближе к его входу)
– В какое время происходит действие? Это наше время? (Нет, это было давно.)
– Что на картине, помогает нам определить историческую эпоху? (архитектура жилища и одежды персонажей)
– Какой момент изобразил художник на картине? (Молодой человек в оборванной одежде стоит на коленях перед стариком).
- Как вы думаете, кто эти люди? (Дети высказывают предположения: хозяин и слуга, богатый человек и нищий и т.д.)
– Что можно сказать о молодом человеке, его позе, одежде, выражении его лица? (Он стоит на коленях, на нем рваная одежда, рядом на земле лежат посох и шляпа, какие -то вещи, котомка, значит, он долго был в пути или долго отсутствовал дома.)
– А что можно сказать о старике, о выражении его лица? Как вы думаете, какие чувства он испытывает к юноше (Он одет в белые одежды, значит, он не работает в поле и богат, он склонился к юноше и тянет к нему руки).
- Какие чувства испытывает юноша? (Он опустил голову, не смотрит в глаза старику, скорее всего, он чувствует угрызения совести, свою вину за какой-то поступок).
- А какие чувства испытывает старик, на что указывает его поза? (Он тянет руки к юноше и возможно хочет его обнять)
- Можем ли мы теперь сказать, что старик и юноша знакомы? (Возможно это отец и сын, но сына долго не было дома.)
- Как вы думаете, что могло случиться между сыном и отцом? (Дети высказывают предположения: Сын совершил плохой поступок и ушел из дома, отец прогнал его за плохой поступок и т.д.)
- Какой момент в отношениях между отцом и сыном хотел показать художник? (Сын осознал свое поведение, свой плохой поступок, вернулся домой и просит у отца прощения на коленях за причиненную обиду, а отец готов простить своего сына и хочет обнять его)
- Хотелось бы вам узнать, что же все-таки произошло между отцом и сыном? (Да)
После рассказа детям притчи о Блудном сыне, учитель снова задает вопросы:
- В притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил. Правильно ли он поступил? (Да правильно, они помирились и будут счастливы)
- Ребята, бывают ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали плохие поступки и обижали людей? Какие чувства вы испытывали при этом? (Было неприятно, мучила совесть, хотелось попросить прощения, но было стыдно признаться)
- А Вас обижали? Какие чувства вы испытывали при этом? (Было обидно, больно, не хотелось общаться с человеком и т.д.)
- Ребята, а нужно ли просить прощения? ( Да, тогда на душе становиться спокойно, перестает мучить совесть).
- А нужно ли прощать обидчика? Что приносит прощение? (Прощать обидчика нужно, это приносит радость, свободу в общении, друга не потеряешь)
А что важнее, уметь просить прощение или умение прощать? (Важно и то, и другое)
- Какой можно сделать вывод, поработав с репродукцией картины и услышав притчу о Блудном сыне? (Нужно уметь просить прощение и нужно уметь прощать, как бы сложно это не было.)