Классный час О добре и доброте
Классный час
О добре и доброте. Добрый ли ты?
Цель:
Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость;
Формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.
Оборудование:
Альбомные листы, карандаши, раздаточный материал.
Учитель:
- “Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо”
Слова этой песни слышали многие. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – это все положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу.
Объединение на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Сфера добра плотно связана с традициями родной культуры, с языком, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим.
- Вспомните словосочетания, в которых есть слово “добро”.
(Делать добро, желать добра,
помнить добром, поминать добром)
Учитель:
- Каким русским словам дает начало слово “добро”? Давайте вспомним.
(Доброжелательность, добролюбие,
добросердечность, добропорядочность,
добрососедство, добросовестность)
Учитель:
- Какие пословицы, поговорки со словом “добро” вы знаете? В каком значении используется это слово?
(От добра добра, не ищут.
Нет худа без добра.)
- Вспомните, когда в последний раз вы делали добро? В чем оно выражалось?
(Педагог предлагает учащимся, разделив лист пополам,
и поставив в одной части «+», а в другой «-», записать
свои положительные и отрицательные качества,
отвечая на вопрос: “Какой я”?)
- Ребята, кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?
- Какого человека называют добрым?
(Добрый – делающий добро другим, отзывчивый)
- Какими другими словами можно назвать доброго человека?
(Добродушный, благодушный, добросердечный,
хороший, мягкосердечный).
- Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря – способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, т. е. то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
- Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.
- Ребята, послушайте рассказ В.А.Сухомлинского “Обыкновенный человек”.
В.А. Сухомлинский
ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.
В жаркой, сухой степи стоит колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать?
- Внимательно послушайте рассказ В. Осеевой “На берегу реки”.
В. Осеева
НА БЕРЕГУ РЕКИ.
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
– Интересно,– сказал Толя,– как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой–нибудь подвиг!
– А я об этом даже не думаю, – ответил Юра и вдруг остановился.
С реки донеслись отчаянные крики о помощи.
Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
– Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.
– Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя.– Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.
- Какой поступок совершил Юра?
- Можно ли его поступок назвать подвигом?
- Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к первому рассказу, какое – ко второму?
О добре и доброте.
Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов)
Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно. (С.Ю. Куняев)
Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.
Кто сделал доброе дело, тот молчит, говорит пусть тот, для кого оно было сделано.
Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)
Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К. Боуви)
Все добрые люди невзыскательны. (И Гете)
- Какое высказывание вам больше всего понравилось? Почему?
- Д.С.Лихачев, считал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, проводятся в нашей школе?
(операция «Забота»)
- Когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, когда трагически погибла атомная лодка “Курск”, вся страна откликнулась на чужую боль.
- Приведите другие конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку.
(дети приводят примеры)
Учитель:
- Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие? Если да, то как?
(Учащиеся приводят примеры заботы о младших
братьях, о престарелых соседях, о субботниках по
очистке школьной территории).
- Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цепь добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
- А теперь посмотрим инсценировку стихотворения А. Барто “Человечество". (исполняют два ученика)
О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра: –
Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
- Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
- А какие полезные, добрые дела вы сами ежедневно делаете?
(Учащиеся высказывают свои мысли,
обмениваются мнениями)
- Давайте вернемся к заданию “Какой я”?
- Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что–либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю?
Учитель:
- Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым – значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.
- Наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья. Расскажите, как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений. Что вы цените в них, прежде всего?
(Все высказываются)
Учитель:
- Послушайте стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера»
ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда–то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что–то больше не влечёт.
- Можно ли такого друга назвать добрым?
- Почему к такому другу не влечет?
- Какой вывод вы сделали для себя из нашего разговора?
- На листах бумаги нарисуйте что–нибудь доброе, что захотите.
(учитель раздает в конце классного часа памятку
каждому ученику)
ПАМЯТКА
- Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
- Будь добрым к людям!
- Учись добру у добрых!
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не причиняя зла, добрей становишься!
А как вам кажется, почему так важно быть добрым? (ответы детей).
Вы знаете, ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость, злость, на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия.
Пережитая обида, оскорбление, делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных заболеваний – результат грубости, хамства, равнодушия.
Злоба, недовольство могут привести к возникновению язвы желудка.
Неслучайно в сказках (и в народных, и в литературных) добро всегда побеждает. Назовите такие сказки (ответы детей).
Часть в сказках победить добру помогают добрые волшебники. А можем ли мы стать добрыми волшебниками?
Выступления детей (два ученика чередуясь):
Сапожник починяет нам ботинки
А плотник – табуретку и крыльцо,
Но только у волшебника в починке
Светлеют наше сердце и лицо.
Какая тонкая работа –
Счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
От одиночества спасти.
А самому потом тихонечко уйти
Волшебник – это сказочная личность,
И сказочно он скромен, господа,
В нем сказочно отсутствует двуличность,
И выгод он не ищет никогда.
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали –
И это основной его предмет.
Мы можем стать волшебниками. Главное – захотеть и научить свое сердце быть чутким, а руки – умелыми и щедрыми. Ведь хорошо, когда ты - домашний волшебник и можешь помочь своим близким словом и делом.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Сейчас вы в этом убедитесь. Ведь наша жизнь ежедневно подбрасывает нам задачки, и решать их приходится нам самим. Хотите их порешать?
Я читаю вам задачки, а вы должны подумать и найти мудрое решение. Кто готов, надевает шапочку бакалавра и дает ответ.
Ситуативные задачи:
Телевизор в доме сплачивает всех домашних, но и часто ссорит. Как быть в такой ситуации, когда в субботний вечер одновременно идет бабушкин фильм, папин матч по хоккею, а младший братишка с нетерпением ждет продолжения мультфильма?
«У меня сестренки нет, у меня братишки нет» А если есть, это хорошо или плохо? А как быть в такой ситуации, если в квартире два брата: старший и младший, а стекло разбил младший, и он виноват. Как быть? Кому отвечать? Как достойно выйти из этой ситуации?
Маша с Колей живут с мамой и папой. Их мама работает и учится в вечернем институте. А папа работает на заводе, док которого приходится долго добираться, так как он находится на другом конце города. Вечером все собираются дома, а ужин еще не готов. Мама с папой начинают ссориться.
Вот видите, каждый из нас в силах стать добрым волшебником. Помните, что главное тут захотеть.
Задания для групп. Найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка ...
2. У кого-то тяжело заболел близкий человек ...
3. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками ...
4. Вы нашли у своего дома маленького котенка ...
Работа с Цветком милосердия.
- Посмотрите на этот цветок. Что вы заметили? (У него нет лепестков). Этот цветок - зачарованный. И оживет он тогда, когда вы сделаете хотя бы одно доброе, милосердное дело. Цветок мы поместим в уголок Добрых дел. Если вы заметите, что кто-то из одноклассников совершит милосердный поступок, возьмете лепесток, кратко запишите, что именно было сделано, и прикрепите лепесток к цветку.
Работа с иллюстраци
Кто способен на добрый поступок? Почему?
А теперь я покажу вам вот такую рожицу. Кто это?
Это Смайли. Он не русский. Он родился в Америке. Его имя появилось от английского глагола «смайл» - улыбаться. Его часто изображают на плакатах, значках, майках. Он напоминает нам об одном важном правиле международного этикета: «Не жалуйся на жизнь часто. Улыбнись!»
Когда люди улыбаются, они становятся красивее и добрее. Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Что это значит?
80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. Важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям.
Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, благодаря которым улучшается настроение. Улыбнитесь друг другу!
Дома, в школе, на улице улыбайтесь родителям, учителям, друзьям. Улыбайтесь, когда здороваетесь. Помните - улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.
А как вы считаете, нужна ли награда за добрые дела?
Ученик читает стихотворение:
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
Можно ли назвать этого героя настоящим другом, почему?
-А как вам кажется, доброту, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (ответы детей).
Чтение сказки Бондаренко «Доброе слово»
Какая цель была у гадюки? Достигла ли она своей цели? Какое правило можно вывести из этого рассказа? (Доброе слово, добрые отношения творят чудеса).
Заключение.
Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты мне, так и я тебе. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что их сделало дурными. Жалко злых, ведь их никто не любит, и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.
Нравственный вывод:
Людям очень нужны
Очень мешают
(У учителя карточки со словами: доброта, злоба, отзывчивость, грубость, милосердие, воспитанность, хамство, равнодушие, сострадание.
Дети распределяют по данным группам.)
Игра «Паутина»
(Дети передают друг другу клубок ниток, говоря приятные слова. В результате получается паутинка, которая символизирует то, что все мы в нашей жизни друг с другом переплетены.)
Дети исполняют песню «Дорога добра»
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с коем подружишься ты,
Чтобы каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Заголовок 115