Классный час О РАВНОДУШИИ И ДОБРЕ (1 класс)

КЛАССНЫЙ ЧАС « О РАВНОДУШИИ И ДОБРЕ».

ЦЕЛИ:
- дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве – неравнодушии;
- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости.

ВСТУПЛЕНИЕ.
- Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьёзную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнём мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется «ПЛОХО».
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Ещё раз скажите, как называется рассказ?
- И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса, они никого не били. (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны).
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? (О равнодушии)

- А теперь я расскажу вам одну историю.
Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
- Пожалуйста, скажите, что вы думаете о поступках этих ребят.
- Кто себя проявил лучше всех? ( Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице)
- А что именно вам понравилось меньше всего?
Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие – это ещё не всё.
- Вы считаете, что из ребят, которые прошли мимо, не было ни одного сочувствующего?
- Но они что-нибудь сделали?
Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному – это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения.
Вспомните, не случалось ли вам попадать а подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие? ( Примеры)

- В заключение я хочу рассказать одну басню. Она называется «Старый дед и внучек».
Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда, он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме всё портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка – небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: «Что ты делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.
- Почему заплакали муж с женой?
- Почему дед «только вздохнул», когда невестка его ругала?
- Почему ребёнок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
- На какую пословицу или поговорку похожа эта история?
(Как аукнется - так и откликнется. Не делай того, чего не хотел бы, чтобы тебе сделали другие).

Раз уж тему беседы вы формулировали сами, то и вывод сформулируете сами. Его можно проиллюстрировать примерами из жизни.
А, сейчас я прочитаю стихотворение замечательной поэтессы Агнии Барто, которое подходит к нашей теме.
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму
Там жук живой!
Откроем раму!
- Почему я включила это стихотворение в беседу?
- А как поступили бы вы?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
ВЫВОД: нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились сегодня, и каждый сделал для себя вывод: «Равнодушие – враг доброго человека». А в нашем классе только добрые дети.
- Я предлагаю вам сделать доброе сердце нашего класса. Для этого каждый нарисует свое сердце. И все ваши сердца мы соединим в одно большое доброе сердце.



15