Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе.
Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе на первое полугодие учителя русского языка и литературы
Копбосыновой Райхан Ондасыновны.
№ Наименование раздела, темы Цель Результат Методы и приёмы Активные формы обучения.
Вовлечение в работу на уроке всех уч-ся Оценивание для обучения (ОДО), оценивание обучения (суммативноетекущее) Ресурсы Дата Кол-во
часов
1 Общие сведения о языке Выявить понимание уч-ся роль и значение языка в жизни человека.
Расширить понимание уч-ся роли русского языка как мирового языка. Понимает роль и значение русского языка в современном мире.
Вычленяет основную мысль текста. Формулирует вывод о значении языка в жизни. Постановка проблемы «Что такое язык?»
Поиск решения проблемы. Работа с текстом на с.3-5
Составление кластера «Русский язык» Задание для одарённых: что общего и чем различаются высказывания о русском языке (упр. №4). Речевые образцы.
Сигналы рукой. Ведение бортового журнала. Тексты. Таблица Высказывания о русском языке. Учебн: Шманова Н. Н, Шаймерденова Н. Ж,
Кушерова А. Т. Алматы: Мектеп, 2013.
1
2. Повторение.Фонетика.ОрфоэпияГрафика . Орфография Систематизировать и обобщить знания, умения и навыки уч-ся по фонетике и орфографии. Применяет ранее полученные знания по фонетике. Проводит фонетический разбор слова.
Демонстрирует знание основных орфограмм русского языка. Постановка проблемы: даны ключевые слова урока. Что объединяет эти слова?
Составление кластера «Разделы русского языка».
Для всех уч-ся: фонетический разбор слова, орфографический диктант с последующим анализом.
Формативный опрос.
Измерение температуры.
Суммативное оценивание.
Ведение бортового журнала Слайдовая презентация разделов «Фонетика. Орфография».
Ресурсный материал урока. 1
3. Лексика и фразеология.Морфемика и словообразование Расширить знания уч-ся о лексике и лексикологииЗакрепить навыки работы со словарём. Различает лексическое и грамматическое значение слова.
Раскрывает пути обогащения словарного состава русского языка.
Обладает навыками работы со словарём. Подведение к теме методом наглядности (словарь). Нарисовать лингвистический портрет слова словарь.
Задание для одарённых: составить вопросы по презентациям.
Провести исследование по фразеологизмам. Словесная оценка.
Взаимооценивание.
Трехминутное эссе.
Презентация уч-ся по разделу «Лексика и фразеология» (опережающее задание) 1
4. Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия.ГрамматикаПоказать уч-ся алгоритм морфемного деления и алгоритм словообразовательного разбора.
Обобщить знания уч-ся по данному разделу. Классифицирует морфемы русского языка.
Сопоставляет морфемный и словообразовательный разбор.
Создаёт проект по данному разбору. Побуждающий диалог: из каких частей состоит слово.
Морфемный разбор слова. Для всех уч-ся: составить вопросы
Выполнить морфемный разбор данных слов. Техника «Светофор».
Суммативное оценивание. Ресурсы для формативного оценивания.
Видеоролик.
Флипчарты для закрепления темы. 1
5. Синтаксис.
Словосочетание и предложение
Использовать ранее изученное уч-ся по синтаксису в новых ситуациях. Устанавливает
типы связи слов в словосочетании. Классифицирует типы простых предложений по цели высказывания, по интонации, по составу, по структуре. Проводит синтаксический разбор предложения. Проблемная ситуация: чем отличается слово от предложения.
Работа с текстом. Составление кластера по теме урока. Для всех уч-ся: разбор словосочетаний
Для одаренных: доказать, что это текст, найти средства связи в тексте, определить языковые средства в тексте. Словесная оценка (устная обратная связь).
Слайдовая презентация. Составление флипчарта на интерактивной доске. 1
6.
Понятие о сложномПредложении.Основные виды СП Познакомить уч-ся со структурой и с средствами связи сложного предложения.
Закрепить навыки пунктуации в простом осложненном и сложном предложении. Знает структуру простого предложения.
Различает простое и сложное предложение. Определяет признаки сложного предложения.
Создание проблемной ситуации.
Презентация новой темы.
Работа по развитию речи.
Выполнение упражнений №17,18,21.
Задание для одарённых: «Народные нравст. традиции» Формативный опрос. Упражнения на проверку усвоения нового материала. Работа по таблице «Предсказать»
Суммативное оценивание. ИКТ, слайдовая презентация на тему «Сложное предложение»
Алгоритм постановки знаков препинания в СП.
Дидактический материал. 1
7.
Сложные союзные предложения.ССППовторить и обобщить знания и умения уч-ся о сочинительных союзах.
Объяснить уч-ся значение ССП, роль сочинительных союзов. Определяет значение ССП.
Применяет имеющиеся знания в новых ситуациях. Делает вывод, что простые предложения в ССП равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Учимся прогнозировать.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Составление схемы ССП.
Сравнение ССП в русском и казахском языке Выполнение упражнений на проверку усвоения ССП (№26,27,29)
Задание для одаренных: упр.№30, 31 – определить роль ССП в худ. тексте. Двухчастный дневник.
Работа по таблице «Предсказать»«Объяснить» ИКТ, таблицы по теме «Синтаксис сложного предложения»
Схема разбора ССП. 1
8 ССП с противит союзами. Упражн в различении ССП с противительными союзами и простого предложения с однородными членами Повторить с уч-ся тему «Союзы. Классификация союзов», для чего служат сочинительные союзы в ССП. Классифицирует союзы по значению. Определяет роль союзов в простом предложении с однородными членами и роль союзов в ССП. Формативный опрос. Разбор предложений с сочинительными союзами. Задание для одарённых: работа с текстом. Определить средства связи в тексте и роль ССП. Формативный опрос.
Ведение бортового журнала.
Чтение правила с пометками. Слайдовая презентация «Союзы. Сочинительные союзы».
Маршрутная карта урока. 1
9. Р/Р. Изложение. (Упр. 40). Повторить изученное Устанавливает значение противительных союзов в ССП.
Сопоставляет ССП в русском и казахском языке. Приём «Мониторинг». Подводящий к теме диалог.
Выполнение упражнений №32,33 методом повторения.
Задание для одарённых: №34, 36 (упражнения повышенной трудности).
Задание для слабоусп.:упр. №35 (на сопоставление) Ведение бортового журнала Работа по таблице «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить», «Оценить» ИКТ, тексты по развитию речи, тексты для лингвистического анализа. 1
10 ССП
с соединительными
союзами Объяснить уч-ся значение и роль соединительныхсоюзов и, да, ни…ни, тоже, также в ССП Различает ССП с соединительными союзами и простые предложения с однородными членами.
Аргументирует, когда запятая ставится и когда не ставится в ССП с содинительными союзами. Создание проблемной ситуации. Метод сравнения с ССП с прот. союзами. Выполнение упражнений по таблице «Объяснить», «Обобщить».
Письмо по памяти.
Задание для одарённых: упр. №51. Оценить роль ССП в стих.
Задание для слабоусп.: упр. №50. Составить схемы ССП Ведение бортового журнала Работа по таблице «Предсказать»
Написать 3-ое минутное эссе. ИКТ, слайдовая презентация новой темы.
Дидактический материал для слабоуспев. 1
11 ССП
с разделительными
союзами Объяснить уч-ся значение и роль разделительных союзов или, либо, то…то, не то…не то в ССП Устанавливает значение повторяющихся союзов в ССП. Соотносит предложения по схемам. Создание проблемной ситуации: разделит. союзы дают право выбора.
Метод сравнения в рус. и каз. языках. Составление схемы ССП с разд. союзами.
Задание для всех уч-ся: упр. №52 Упр.№53(творчес-
кого характера). Упр. №54(работа с текстом-описанием, определить значение глаголов в тексте ). Ведение бортового журнал Работа по таблице «Предсказать»
Заполнение таблицы: «Узнал. Хочу знать. Не знаю.»ИКТ, слайдовая презентация новой темы.
Реквизиты игры. 1
12 Знаки препинания в ССП. Тренировочные упражнения. Закрепить навыки синтаксического разбора ССП и простого предложения с однородными членами. Классифицирует ССП по значению и роли сочинительных союзов.
Создаёт интеллект-карту по теме «Сложносочиненное предложение»
Групповая работа.
Составление интеллект-карты.
Тестирование по разделу. Создание и защита проектов по теме «ССП». Заключитель-
ный этап ведения бортового журнала Суммативное оценивание. Реквизиты для групповой работы и формативного оценивания. 1
13 Порядок разбора
ССП Закрепить навыки анализа текста-описания.
Устанавливает значение повторяющихся союзов в ССП. Соотносит предложения по схемам.
Выполнение упражнений методом повторения.
Создание и защита проектов по теме «ССП». Заполнение таблицы: «Узнал. Хочу знать. Не знаю.»слайдовая презентация новой темы.
Дидактический материал для слабоуспев. 1
14 Сочинение. (Упр 70) Закрепить навыки анализа текста-описания.
Показать уч-ся, какие языковые средства использует автор Составляет сложный план. Письменно излагает содержание текста Проблемный диалог: связь темы с изученным.
Задание для всех уч-ся: участвуют в анализе текста Суммативное оценивание. Иллюстрации
Книги интернет ресурсы 1
15
Понятие о СПП.Смысловые отношения между частями СПП Познакомить уч-ся со структурой, значением и со средствами связи сложноподчиненного предложения. Сравнивает сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.
Находит отличительные признаки.
Определяет признаки СПП.
Создание проблемной ситуации. Объяснение новой темы методом сравнения. «Что общего и чем различаются ССП и СПП».
Сравнение СПП в русском и казахском языке.
Выполнение упражнений № 76, 77 на проверку усвоения нового материала.
Чтение с пометками упр. №78.
Задание для одарённых: из произв. А.Пушкина выписать СПП. Формативный опрос.
Ведение бортового журнала. Техника «Светофор». Суммативное оценивание. ИКТ, слайдовая презентация на тему «Сложнопдчи-
ненное предложение»
. 1
16 Типы по значению. Обобщить знания уч-ся о союзах.
Объяснить значение СПП, роль подчинительных союзов. Понимает роль союзов в СПП.
Различает подчинительные союзы и союзные слова.
Формулирует вывод о значении СПП. Подводящий диалог на тему «Союзы. Классификация союзов».
Маркировочная таблица ЗУХ. Анализ упр. №78.
Роль союзов в простом и сложном предложении (задание для одаренных) Работа по таблице «Предсказать»«Объяснить» Видеоролик о союзах..Слайдовая презентация «Союзы. Подчинительные союзы». 1
17 Контрольный диктант Проверка знаний учащихся, развитие речи учащихся Развивают грамотное письмо Иллюстрации, таблицы Чтение под диктовку, работа над трудными словами Суммативное оценивание Сборник диктантов 1
18 Работа над ошибками. Повторение Повторить изученный материал Формировать знания о предложениях синтаксический разбор предложений и распределение предложений по типам.
Задание для одарённых: составление на интерактивной доске таблицы «Типы придаточных обстоятельственных».
Формативное и суммативное оценивание Ключевые слова урока. Интерактивная доска.
1
19 СПП с придаточными условия Объяснить уч-ся значение, средства связи СПП с придаточными условия.Сравнивает придаточные обстоятельственные и виды обстоятельств в простом предложении.
Формулирует вывод о значении, средствах связи СПП с придаточными условными. Формативный опрос на с. 58.
Чтение с пометками правила на с.58. Попутный разбор предложений. Уч-ся самостоятельно формулируют вывод по теме урока. Упражнение №84 на проверку усвоения нового материала. Упр. № 86 на развитие речи. Упр.№87 на домысливание. Работа по таблице «Предсказать» «Объяснить», «Обобщить», «Оценить» ИКТ, тексты по развитию речи, тексты упражнений учебника. 1
20 Порядок разбора СПП. Познакомить уч-ся с разбором СПП. Определяет структуру и значение СПП. Высказывает своё мнение при обсуждении лекции.
Выполнение упражнений и
разбор СПП с разными типами во время остановок.
Выполнение упр для всех уч-ся.
Задание для одаренных: провести исследование худ. текста. Ведение бортового журнала Работа по таблице «Предсказать»
Дидактический материал. 1
21 Р-Р. Изложение.
«Чистый родник». (Упр.99). Закрепить навыки анализа текста-описания.
Показать уч-ся, какие языковые средства использует автор
Знает структуру текста-описания. Выделяет языковые средства в художественном тексте.
Составляет сложный план. Письменно излагает содержание текста. Проблемный диалог: связь темы изложения с изученным.
Первичное чтение текста.
Ведение «Вторичное чтение текста: составление плана изложения.
Контрольное чтение. Письменное изложение текста Задание для всех уч-ся: участвуют в анализе текста, ведут записи в двухчастных дневниках.
Задание для слабоуспевающих: ключевые слова урока.
Суммативное оценивание. Текст изложения. 1
22 СПП с придаточными
цели Объяснить уч-ся значение, средства связи СПП с придаточными цели.Раскрывает значение, средства связи СПП с придаточными цели.
Перечисляет сферу употребления данных предложений. Формативный опрос на с. 67.
Чтение с пометками правила на с.67. Попутный разбор предложений. Уч-ся самостоятельно формулируют вывод по теме урока. Упражнение №101 на проверку усвоения нового материала. Упр.№106 на домысливание. Упр.№104 на перевод. Ведение бортового журнала Работа по таблице «Предсказать»
Написать 3-ое минутное эссе. ИКТ, слайдовая презентация новой темы.
Дидактический материал для слабоуспев. 1
23 СПП с придаточными
цели Объяснить уч-ся значение, средства связи СПП с придаточными цели.Раскрывает значение, средства связи СПП с придаточными цели.
Формативный опрос на с. 67.
Чтение с пометками правила на с.67. Попутный разбор предложений. Упражнение на проверку усвоения нового материала. Ведение бортового журнала Работа по таблице
ИКТ, слайдовая презентация новой темы.
Дидактический материал для слабоуспев. 1
24 СПП с придаточными
причины Путём коллективного разбора предложений подвести учащихся к самостоятельному восприятию темы «СПП с придаточными причины». Понимает значение СПП с придаточными причины. Определяет сферу употребления данных предложений. Проводит различие, в каких случаях союзы потому что, оттого что делятся на две части.
(проверка дом. задания ).
Приём «Синквейна»
(дано слово Родина). Подведение к теме.
Работа с учебником.
Рефлексия:связь с предыдущей темой. Для всех уч-ся: выполнение упр. №118,119
Для одарённых: анализ текста, определить роль СПП в тексте. Техника «Измерение температуры».
Двухчастный дневник. Взаимооценивание составленных синквейнов с помощью стикеров. Видеоролик. Ресурсный материал. Реквизиты формативного оценивания. 1
25 Н.А.Назарбаев Слово о Независимости Развивать устную речь учащихся Беседовать о родном крае, о Независимости Работа с учебником.
Рефлексия:связь с предыдущей темой. Задание для слабоуспевающих: ключевые слова урока.
Работа по таблице «Предсказать»
Написать 3-ое минутное эссе Ресурсный материал. Реквизиты формативного оценивания 1
26 СПП с придаточными
времени Путём анализа текста упр. № 122 «Золотой луг»подвести уч-ся к восприятию СПП с придаточными времени.
Научить определять место придаточного времени по отношению к главному. Сопоставляет СПП с придаточным времени в казахском и русском языке по строению, значению придаточных и по средствам связи.
Рассуждает о роли указательных слов в главном предложении. Минутка календаря.
Приём «Верные и неверные утверждения» на интерактивной доске. Закрепление проводится в групповой работе.
Рефлексия: настроение уч-ся в конце урока. Для всех уч-ся: работа с текстом.
Для слабоуспевающих: выполнение упражнений учебника на уровне знания и понимания. Техника «Светофор».
Взаимооценивание. Обобщение в одном предложении. Материал д ля минутки календаря и определения темы урока. Видеоролик «Мировой океан» 1
27 СПП с придаточными
места Анализируя с уч-ся текст упр.№135 «Легенда о названии местности Акмола» расширить знания уч-ся о придаточных обстоятельственных и познакомить их с придаточными
места. Понимает, чем отличаются союзы от союзных слов.
Использует знания в новых ситуациях.
Приём «Мониторинг» для проверки дом. задания.
Работа с текстом упр. № 137.
Метод сравнения. Выполнение упражнений Задание для одарённых: провести исследование по тексту упр.№101 «Роль сложных предложений в тексте».
Диагностическое оценивание.
Техника «Светофор».
Обобщение в одном предложении.
Суммативное оценивание. Таблица «Придаточные обстоятельст.»
Тексты упражнений. Ресурсный материал урока. 1
28 СПП с придаточными образа действия Расширить и обобщить знания уч-ся о придаточных обстоятельственных. Объяснить уч-ся строение, значение и средства связи придаточных образа действия. Классифицирует типы обстоятельственных придаточных предложений.
Различает СПП с придаточным образа действия и обстоятельство образа действия в простом предложении. Приём сравнения.
Сравните
в рус.яз. в каз. яз.
В чём сходство: по строению,
по значению,
по средствам связи. Уч-ся самостоятельно делают вывод по теме урока.
Выполнение упражнений на закрепление новой темы.
Задание для одарённых: сравнивают СПП с придаточными образа действия в русском и казахском языке. самостоятельно делают вывод по теме урока. Техника
«Светофор».
Трёхминутное эссе.
Суммативное оценивание. Слайдовая презентация
«Придаточные обстоятельст.»
Тексты упражнений. Ресурсный материал урока. 1
29 СПП с придаточными образа действия Закрепить и обобщить знания уч-ся о придаточных обстоятельственных. Провести исследование по употреблению придаточных обстоятельственных в художественном тексте. Делает синтаксический разбор, строит схему придаточных обстоятельственных. Анализирует типы СПП с придаточными обстоятельственными.
Сопоставляет СПП с придаточными обстоятельственными в русском и казахском языка. Настрой на урок.
Работа по ключевым словам урока.
Приём «ИКТ на уроке»:синтаксический разбор предложений и распределение предложений по типам.
. Задание для одарённых: составление на интерактивной доске таблицы «Типы придаточных обстоятельственных».
Задание для всех уч-ся: синтаксический разбор предложений. Формативный опрос.
Ведение «Бортового журнала».
Суммативное оценивание. Ключевые слова урока. Интерактивная доска.
Бортовые журналы. 1
30 Контрольный диктант Проверка знаний учащихся, развитие речи учащихся Развивают грамотное письмо Иллюстрации, таблицы Чтение под диктовку, работа над трудными словами Суммативное оценивание Сборник диктантов 1
30. СПП с придаточными
изъяснительными Научить различать признаки придаточных изъяснительных, что они поясняют одно слово (глагол) в главном предложении и отвечают на падежные вопросы. Применяя имеющиеся знания формирует собственное понятие о придаточных изъяснительных.
Доказывает, почему эти придаточные так называются.
Определяет роль и место указательных слов в придаточных изъяснительных.
Тестирование по теме «СПП с придаточными обстоятельственными».
Таблица SWOT на тему «Компьютер».
Объяснение темы методом ответов на вопросы на с. 130.
Выполнение уровневых заданий по таксономии Блума.
Лист рефлексии.
Задания выполняются по уровням. На уровне синтеза и оценки выполняют сильные ученики. Задания для всех уровней предусмотрены из учебника «Русский язык» для 9 класса. Устная словесная оценка. Бортовой журнал. Чтение с пометками. 5-ти минутное эссе. Разноуровневые задания по таксономии Блума. 1
31 Работа над ошибками Работают над ошибками
Анализ работ, ошибок Выполнение заданий, ответы на вопросы Смайлики, уровневые задания Формативное и суммативное оценивание Учебник по русскому языку, 1
32 Повторение Повторить изученный материал Формировать знания о предложениях синтаксический разбор предложений и распределение предложений по типам.
Задание для одарённых: составление на интерактивной доске таблицы «Типы придаточных обстоятельственных».
Формативное и суммативное оценивание Ключевые слова урока. Интерактивная доска.
1