разработка урока 7 класс История этногенеза 
Разработка  урока
Истории  Казахстана « 7 класс»
«История энтогенеза  казахского  народа»
                                                                             2014-2015 у. г.
Тема История этногенеза казахского народа.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и обозначить признаки этноса.
2. Формировать предметные и межпредметные знания и умения (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в  достижении общих целей, т.е. развивать коммуникативные умения; анализировать текст, развивать устную речь учащихся).
3.  Интернациональное воспитание, воспитание толерантности, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.
Тип урока урок изучения нового материала.
Методы проведения урока применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный,  частично-поисковый (эвристический)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 
Словесные (рассказ, беседа); Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы, написание   эссе);  Взаимопроверка  и самоконтроль. Основные понятия и термины этнос, этноним, этногенез, этноним «казах».
Оборудование урока
Мультимедийная презентация к уроку;
Раздаточный материал (задания для работы, тесты);
Интерактивная доска.
Структура урока
Организационное начало. Мотивация. 
Актуализация знаний, подготовка к основному этапу. Сообщение темы урока.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания. Закрепление знаний.
Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационное начало. Мотивация. 
Приветствие. Вступительное слово учителя.
-  Мы продолжаем с вами совершать виртуальные путешествия в средневековье. Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу   хорошей работы на уроке.
2.  Подготовка к основному этапу.
2.1. Послушаете  легенду  Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал
—        Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала
—        Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к аксакалу, который жил далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь
Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи
Нет, — ответила лошадь.
А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду
—        А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь
—        Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал
—        Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал
—        Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал
Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому —        Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожемуА ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца...
Черный и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают  песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос
Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы  так скучно!
2.2. Сообщение и запись темы урока.
  - В нашей стране проживают в дружбе и согласии 140 этносов.  Русский ученый, историк Николай Михайлович  Карамзин сказал «Народы не падают с неба и не исчезают бесследно».                                            
На уроках истории мы будем изучать  историю образования этих народов, и говорить о том, как они оказались на древней земле казахов. А сегодня мы познакомимся с историей формирования казахского народа.
Тема нашего урока  - История этногенеза казахского народа.  Запишем в тетради.
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
Задание № 1. Прочитайте и выпишите термины.  (с.198).
Задание выполняется самостоятельно.
Этнос.  
В переводе с греческого языка – народ, кровнородственная группа людей, которая образует племя, народность или нацию.
Этноним. 
Народ осознает свои особенности, отличающие их от других этносов, т.е. имеет самосознание, которое выражается в названии народа – этнониме. 
Этногенез – это процесс образования, происхождение народа.
Задание № 2   Объясните, что означают термины  этнос, этноним, этногенез.
Если ответы учащихся будут не полными – задать дополнительные вопросы и записать в тетрадях   
    Ступени формирования этноса – 
                                                     нация                устойчивая совокупность людей, 
                                                     народность      обладающая общими признаками
                                                  племя               (внешние черты, язык, культура и                                                                                 традиции, кровное родство).
                                               Условия формирования этносов
                                             - определенная  территория,
                                             - преемственность поколений
                                             - общая история, (историческая судьба).
Учащиеся получают карточки, в которых будут выполнять  следующее задание.
Задание № 3. Заполните схему «Признаки этноса».
Задание выполняется в парах. После заполнения схемы дети обмениваются рабочими листами и проводят взаимопроверку.
Итак, признаки этноса мы записали, их необходимо запомнить.
Класс распределяется на 3 группы, каждой  группе  дается  задание отобразить  на  ватманах  этапы  формирования   казахского  народа
Задание № 4.     
Отобразить на «Линии времени» - этапы формирования  казахской народности.
 2 тыс. до н.э. –  сер. 1 тыс. н.э.             VI – XIII вв.                                              XV – XVI вв.                                                            
 Индоевропейский период                   Тюркский период    Монгольский период
 (бронзовый век, железный век)                              (средневековье)
Задание  № 5      Когда сформировалась казахская народность ? Выделите этапы формирования этногенеза ?    Что означает понятие этногенез ?  (задание  для  всего  класса)
 1.Связь с космосом у казахов опосредуется генетической памятью о своих предшественниках, место на земле определяется генеалогическими корнями, отсчитываемыми по отцовской линии. Язык же, как издревле считали, впитывается с молоком матери. Тюркские племена вольно обитали на просторах евразийских степей ( саки, гунны, кангюи ,уйсуни, дулаты, аргыны,алшины, жалаиры,кимаки-огузы, кыпчаки, кыргызы, карлуки составили основу будущего казахского этноса. Ч.Валиханов наименование «казах» считал синонимом слов храбрый, герой, мужественный, то В.Радлов это же название определяет как незивисимый, свободный человек. Ш.Кудайбердиев в «Казахской летописи» значение этнонима «казах» объясняет как народ,живущий самостоятельно. Следует отметить,что значения наименования казах определялись также известными учеными, как  А.Бернштам, А.Самойлович,Н.Марр,С.Аманжолов и др.
                                       (обсуждение  задания  под  № 5)
Задание № 5. Каждая группа выполняет отдельное задание 1 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде.
2 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде.
3 группа – составьте  список государств, население которых составили основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.                                              
                                                                     
                                                      2 найманы, жалаиры                                                         каракитай,                                             3.  Сибирское ханство
                    1  гунны                      кипчаки                                                     Могулистан                     сарматы                   караханиды                                               Ногайская орда
                      уйсуны                   огузы, кимаки                                           ханство Абулхаира                      канглы                    карлуки                                                      Ак орда
                     саки                         тюргеши                                                 
             андроновцы                       тюрки                                                          
                                                                                                                    
  
 Задание № 6  Каждой  группе  написать  мини-эссе  
   1 группа  «Я  считаю  что  саки   великий  накрод  …..
   2 группа «Я  считаю, что  тюрки  великий  народ…
   3 группа  «Я считаю, что  в  становлении  казахского  народа   как  нации  участвовали….
(обсуждение  выполнения  задания)
   -  ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО КАЗАХОВ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Д. Неру – очень точно ответил на этот вопрос. Не мы – колониальные народы писали историю своих стран. За нас писали. Причем, не редко заинтересованные люди. 
 С обретением независимости историки обрели общегосударственную поддержку. Главное – начался период возрождения истории исследовать истоки казахского и национального патриотизма. Этот аспект важен потому, что казахский народ несёт особую ответственность в формировании общенациональной идеи упрочения гражданского мира и межнационального согласия. Глава государства говорил: «Отныне у нас всех единая колыбель, Общая Родина – Казахская степь. Отныне мы не должны обособляться, делиться, коситься друг на друга: где бы не были, где бы не родились, у нас одни желания, одна цель, общие радости и горести… Казахский народ ныне обязан быть объединяющим началом всех народов, населяющих Казахстан. На пути к этой цели необходимо сплотить в одну общую семью все народы республики, объединить все усилия для её достижения. Мы обязаны ради нашего будущего, ради благополучия наших внуков жить в мире и согласии».
4. Закрепление знаний
Решение тестовых вопросов.
5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
6. Подведение итогов урока.