разработка урока 7 класс История этногенеза


Разработка урока
Истории Казахстана « 7 класс»
«История энтогенеза казахского народа»
2014-2015 у. г.
Тема История этногенеза казахского народа.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и обозначить признаки этноса.
2. Формировать предметные и межпредметные знания и умения (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в достижении общих целей, т.е. развивать коммуникативные умения; анализировать текст, развивать устную речь учащихся).
3. Интернациональное воспитание, воспитание толерантности, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.
Тип урока урок изучения нового материала.
Методы проведения урока применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные (рассказ, беседа); Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы, написание эссе); Взаимопроверка и самоконтроль. Основные понятия и термины этнос, этноним, этногенез, этноним «казах».
Оборудование урока
Мультимедийная презентация к уроку;
Раздаточный материал (задания для работы, тесты);
Интерактивная доска.
Структура урока
Организационное начало. Мотивация.
Актуализация знаний, подготовка к основному этапу. Сообщение темы урока.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания. Закрепление знаний.
Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационное начало. Мотивация.
Приветствие. Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем с вами совершать виртуальные путешествия в средневековье. Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке.
2. Подготовка к основному этапу.
2.1. Послушаете легенду Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал
— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала
— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к аксакалу, который жил далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь
Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи
Нет, — ответила лошадь.
А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду
— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь
— Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал
— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал
— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал
Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожемуА ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца...
Черный и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос
Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
2.2. Сообщение и запись темы урока.
- В нашей стране проживают в дружбе и согласии 140 этносов. Русский ученый, историк Николай Михайлович Карамзин сказал «Народы не падают с неба и не исчезают бесследно».
На уроках истории мы будем изучать историю образования этих народов, и говорить о том, как они оказались на древней земле казахов. А сегодня мы познакомимся с историей формирования казахского народа.
Тема нашего урока - История этногенеза казахского народа. Запишем в тетради.
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
Задание № 1. Прочитайте и выпишите термины. (с.198).
Задание выполняется самостоятельно.
Этнос.
В переводе с греческого языка – народ, кровнородственная группа людей, которая образует племя, народность или нацию.
Этноним.
Народ осознает свои особенности, отличающие их от других этносов, т.е. имеет самосознание, которое выражается в названии народа – этнониме.
Этногенез – это процесс образования, происхождение народа.
Задание № 2 Объясните, что означают термины этнос, этноним, этногенез.
Если ответы учащихся будут не полными – задать дополнительные вопросы и записать в тетрадях
Ступени формирования этноса –
нация устойчивая совокупность людей,
народность обладающая общими признаками
племя (внешние черты, язык, культура и традиции, кровное родство).
Условия формирования этносов
- определенная территория,
- преемственность поколений
- общая история, (историческая судьба).
Учащиеся получают карточки, в которых будут выполнять следующее задание.
Задание № 3. Заполните схему «Признаки этноса».
Задание выполняется в парах. После заполнения схемы дети обмениваются рабочими листами и проводят взаимопроверку.
Итак, признаки этноса мы записали, их необходимо запомнить.
Класс распределяется на 3 группы, каждой группе дается задание отобразить на ватманах этапы формирования казахского народа
Задание № 4.
Отобразить на «Линии времени» - этапы формирования казахской народности.
2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э. VI – XIII вв. XV – XVI вв.
Индоевропейский период Тюркский период Монгольский период
(бронзовый век, железный век) (средневековье)
Задание № 5 Когда сформировалась казахская народность ? Выделите этапы формирования этногенеза ? Что означает понятие этногенез ? (задание для всего класса)
1.Связь с космосом у казахов опосредуется генетической памятью о своих предшественниках, место на земле определяется генеалогическими корнями, отсчитываемыми по отцовской линии. Язык же, как издревле считали, впитывается с молоком матери. Тюркские племена вольно обитали на просторах евразийских степей ( саки, гунны, кангюи ,уйсуни, дулаты, аргыны,алшины, жалаиры,кимаки-огузы, кыпчаки, кыргызы, карлуки составили основу будущего казахского этноса. Ч.Валиханов наименование «казах» считал синонимом слов храбрый, герой, мужественный, то В.Радлов это же название определяет как незивисимый, свободный человек. Ш.Кудайбердиев в «Казахской летописи» значение этнонима «казах» объясняет как народ,живущий самостоятельно. Следует отметить,что значения наименования казах определялись также известными учеными, как А.Бернштам, А.Самойлович,Н.Марр,С.Аманжолов и др.
(обсуждение задания под № 5)
Задание № 5. Каждая группа выполняет отдельное задание 1 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде.
2 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде.
3 группа – составьте список государств, население которых составили основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.

2 найманы, жалаиры каракитай, 3. Сибирское ханство
1 гунны кипчаки Могулистан сарматы караханиды Ногайская орда
уйсуны огузы, кимаки ханство Абулхаира канглы карлуки Ак орда
саки тюргеши
андроновцы тюрки


Задание № 6 Каждой группе написать мини-эссе
1 группа «Я считаю что саки великий накрод …..
2 группа «Я считаю, что тюрки великий народ…
3 группа «Я считаю, что в становлении казахского народа как нации участвовали….
(обсуждение выполнения задания)
- ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО КАЗАХОВ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Д. Неру – очень точно ответил на этот вопрос. Не мы – колониальные народы писали историю своих стран. За нас писали. Причем, не редко заинтересованные люди.
С обретением независимости историки обрели общегосударственную поддержку. Главное – начался период возрождения истории исследовать истоки казахского и национального патриотизма. Этот аспект важен потому, что казахский народ несёт особую ответственность в формировании общенациональной идеи упрочения гражданского мира и межнационального согласия. Глава государства говорил: «Отныне у нас всех единая колыбель, Общая Родина – Казахская степь. Отныне мы не должны обособляться, делиться, коситься друг на друга: где бы не были, где бы не родились, у нас одни желания, одна цель, общие радости и горести… Казахский народ ныне обязан быть объединяющим началом всех народов, населяющих Казахстан. На пути к этой цели необходимо сплотить в одну общую семью все народы республики, объединить все усилия для её достижения. Мы обязаны ради нашего будущего, ради благополучия наших внуков жить в мире и согласии».
4. Закрепление знаний
Решение тестовых вопросов.
5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
6. Подведение итогов урока.