«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»


«Активизация познавательной деятельности учащихся
через систему использования ИКТ на уроках истории»
  Условия возникновения.
    Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.
Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению сельских школ всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса.
Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.
 Ведущая педагогическая идея:
 Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.
 Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.
Условия:
- принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)
- принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)
- принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)
    Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы 
учащихся. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.
    В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:
- активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ
- развитие умений рассуждать и мыслить
- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий
- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников)
- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.
   В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.
   Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.
    Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.
   В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения.
Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме.
Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока:    «Народники – герои или убийцы?»
   Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»
Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни.
 Например, изучая реакцию крестьянства на аграрную реформу П.А.Столыпина, предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, из которой хочет выделиться, к примеру, один из учеников. Спрашиваю их мнение о том, как они будут относиться к такому ученику.
Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п.
Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.
Предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.
Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.
Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно. Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.Овладевая методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.
   Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе,
В старших классах изготавливают мультимедийные пособия – презентации. Представляют свои проекты на внеклассных мероприятиях.
 В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: Урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок- соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности личности учащихся.
Актуальность опыта
 В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.
Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.
Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему может использование ИКТ на уроках истории.
Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.