Эссе Организация надомного обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий


Организация надомного обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Учитель начальных классов
Пышкова М. С.
В последние годы вопросам социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в нашей стране стали уделять больше внимания. Государство вплотную приступило к решению проблем этой категории граждан. Одной из важнейших задач является предоставление таким людям возможности получения полноценного качественного образования. И основная роль здесь отводится информационным технологиям.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширит возможности получения детьми-инвалидами образования, позволит во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.
Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу; оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через сеть Internet.
Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения особенно очевидно, если появляется возможность использования видеоконференций. Важен фактор “присутствия”, фактор общения.
Одним из условий организации дистанционного обучения детей на начальной ступени образования является активное включение родителей в деятельность обучающихся. Детям при освоении работы на компьютере необходима помощь: выполнять учебные действия, осваивать умения и навыки в электронной оболочке.
При работе с детьми-инвалидами следует помнить следующее:
Ребенок – индивид, его особенности уникальны, они часть его самого, следовательно, надо не бороться с ними, а создавать условия, в которых этот ребенок с такими особенностями сможет реализовать свои возможности, раскрыть свой потенциал.
Исходя из этих установок дистанционные технологии – уникальный инструмент, способствующий развитию ребенка-инвалида, реализации его интересов, а не инструмент компенсации дефектов, выбранный по причине невозможности обучаться в иных условиях.
В заключение хочется сказать, что каждый ребёнок имеет право на получение образования, и я думаю, что дистанционное обучение – именно тот путь, который позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимое образование и не чувствовать себя «иными» в нашей стране.