Философско-эстетические проблемы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок второй.
Тема: Философско-эстетические проблемы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Роль библейских глав в его художественной концепции. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри.
Проблемы:
1. Раскрыть общечеловеческий смысл библейских глав и соотнести их со временем М.А.Булгакова и нашим временем.
2. Выявить философско-эстетические проблемы (проблемы власти, ответстственности человека за свой выбор и поступки; тема покаяния).
Оформление:
1. Рисунки учащихся к роману.
2. План беседы и толкование тезисов, заранее написанных на доске: «Все люди добрые». «Настанет царство истины». «Что есть истина?». «Власть является насилием над человеком». «Трусость - самый страшный порок и крайнее выражение внутренней подчинённости, «несвободы духа». «Свободен! Свободен!».
3. Толкование слов, имён и понятий:
Ирод Великий царь Иудеи, называемый Великим за свои счастливые войны с Антигоном. Царствовал 34 года и отличался жестокостью.
Кесарь (цезарь) титул императора, в данном случае Тиберия (42 г. до н.э. 37 г.н.э). Царствовал с 14 по 37 гг.н.э.
Понтий Пилат римский прокуратор Иудеи, которая находилась под власгью Римской империи. » Прокуратор, игемон наместник.
Ершалаим древнееврейское название Иерусалима.
Иешуа Га-Ноцри Спаситель из Назарета.
Назарет город в Галилее, где родился Иисус и куда вернулась семья после возвращения из Египта.
Иуда из Кариафа один из 12 апостолов, учеников Иисуса, предавший его за 30 серебряников.
* Лысая гора или Голгофа гора на окраине Иерусалима (обозначает череп).
* Кайфа первосвященник иудейский, защищавший интересы своего народа перед римскими завоевателями.
* Мытарь сборщик податей в Палестине.
* Дом Грибоедова дом отца Герцена, где размещались писательские организации. Теперь - литературный институт им. М.Горького.
* МАССОЛИТ московская литературная ассоциация.
Содержание урока:
На протяжении долгого времени евангельские сюжеты были источником вдохновения для многих великих писателей и людей искусства. Долгое время Новый Завет был вычеркнут из нашей истории, как и другая духовная литература (И.Брянчинов, С.Нилус, И Кронштадтский), а также произведения русской литературы, порождённые неиссякаемым Первоисточником (М.А.Булгаков, И.А.Бунин, И.С.Шмелёв, А.А.Ахматова и т.д.). Даже сейчас, когда мы, казалось бы, возвращаемся к своим истокам, очень сложно говорить о глубинных пластах булгаковского романа и других произведениях русской классики, вследствие незнания и непонимания Нового Завета.
А ведь библейские главы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» имеют очень важное значение. Они соединяют три сюжетные линии. Именно роман Мастера - тот краеугольный камень, который стоит во главе угла всего произведения. Обратимся к нему.
Чтение и анализ сцены допроса и осуждения Иешуа. Сопоставление героев. Со слов «В белом плаще с кровавым подбоем 14 числа месяца нисана (мая) в крытую колоннаду дворца Ирода Великого вошёл прокуратор Иудеи Понтий Пилат...».
Какой из эпизодов Евангелия использовал писатель?
Суд Пилата. Обращаем внимание на ритмический рисунок отрывка, его торжественность и величавость - Пилат умный и сильный человек. И здесь же снижение этой торжественности: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и запах этот начал преследовать его с самого рассвета». Величественное (олицетворяющая власть) и бытовое (мелкое и обыденное) будет постоянно сочетаться в описании этого человека. С одной стороны правитель, вызывающий трепет, с другой человек, подчинённый более высокой властью, поражённый ею и скрывающий страх перед ней.
Как ведут себя Пилат и Иисусу евангелиста Матфея (гл.27, стихи 1-27) и как Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М.Булгакова?
У М.А.Булгакова иная трактовка.
В чём различие? Какую цель ставит перед собой писатель, изображая по-своему данный эпизод?
Сравнивая библейский сюжет с булгаковским, мы видим явные расхождения. Отметим их:
Возраст: Иисусу - 33 года, Иешуа - 27 лет.
Происхождение: Иисус - Сын Божий. Мать его - непорочная дева Мария. Мать Иешуа - женщина сомнительного поведения. Отец - сириец. Он сам - нищий бродячий философ.
Ученики: 12 апостолов у Иисуса Христа; один Левий Матвей - у Га-Ноцри.
Учение: «Нагорная проповедь» в Евангелии у Иисуса;
«Все люди добрые» - единственное утверждение Га-Ноцри.
После смерти: Иосиф Аримафейский в присутствии Марии Магдалины и других, обвив тело Иисуса плащаницей, положил его в новом высеченном гробе (Мф.27, 57-61).
Левий Матвей снимает тело (крадёт) Га-Ноцри и предаёт его земле.
Судьба Иуды: «Пошёл и удавился» (Мф., 27, 5).
У Булгакова - Иуду убивают по приказу Пилата.
Само Евангелие: Боговдохновенное слово.
У Булгакова - малограмотный Левий Матвей пишет не очень точно за своим учителем. «Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться долгое время. И всё из-за того, что он неверно записывает за мной», -говорит Иешуа о Левин Матвее (гл. 2, С.399).
Главное лицо: Иисус Христос - в Евангелии. Понтий Пилат - у Булгакова.
Какой художественный смысл в данных несоответствиях?
М.А.Булгаков намеренно на первый план ставит Понтия Пилата, как бы снижая образ Иешуа и те философско-этические вопросы, которые поднимаются в связи с деяниями Всадника Золотое Копьё.
Чтобы верно оценить интерпретацию евангельского рассказа, нужно не только сопоставить его с оригиналом, но и самой жизнью. Часто человек зависит от обстоятельств, они ломают и унижают его. Если уж перед властью не может устоять такая сильная личность, как Пилат, то это сила страшная. Булгаков как никто другой испытал это на себе. Он пытался писать пьесу о Сталине, показать начало деятельности молодого революционера в Батуми в 1902 году. Но получил очередной запрет. Может, поэтому Пилат прощён автором и награждён покоем, как и Мастер. Только раскаяние должно быть искренним и сильным.
Работа с текстом.
(Говоря о Пилате, обратить внимание на величественное и бытовое в описании этого героя).
Какими М.Булгаков показывает своих героев, мы уже выяснили. Докажите, что Пилат пытался спасти Иешуа. Какие детали о том свидетельствуют ? (Перечитывание сцен допроса).
Когда и перед чем сдался Пилат? Осознаёт ли он сам свой поступок как предательство и трусость?
В данный момент нет. Только во сне. «Нет, философ, я тебе возражаю. Это самый страшный порок», - так думает он в ответ на слова Иешуа: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков».
Как Вы относитесь к подобному утверждению? Какие исторические факты подтверждают данную истину?
Конформизм, молчаливое попустительство злу - разрушительная сила, особенно когда она поражает народ, нацию, большинство.
В библейских главах писатель показывает власть во всех её проявлениях, некую иерархию власти.
Проанализируйте сцену разговора Пилата с Каифой. Что здесь подчёркивает автор романа?
Суть этого разговора - своеобразное взвешивание сил с каждой стороны: «Тесно мне стало с тобой, Кайфа (...). Побереги себя, первосвященник». «Тёмные глаза первосвященника блеснули, и, не хуже, чем ранее прокуратор, он выразил на своём лице удивление. «Что слышу я, прокуратор? гордо и спокойно ответил Кайфа. - Ты угрожаешь мне после вынесенного приговора, утверждённого тобой самим? Может ли это быть? Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что-нибудь сказать. Не услышал бы нас кто-нибудь, игемон». Пилат мёртвыми глазами поглядел на первосвященника и, оскалившись, изобразил улыбку» (С. 411-412).
Эта борьба между имеющими власть.
Что Вы можете сказать об Афрании, начальнике тайной службы города Ершалаима?
Афрании - человек на своём месте. Пилат высоко ценит этого умного исполнителя, наделённого властью: «Мне ни за что не хотелось бы расстаться с вами» (С. 665-666). Благодаря Афранию, в Ершалаиме хорошо развита сеть шпионажа. Это исполнительный механизм власти в действии, невидимое орудие убийства. Начальника тайной службы ничем нельзя смутить, только похвалой и обещанием наград и повышения. «Тут лицо гостя порозовело, он встал и поклонился прокуратору, говоря: «Я лишь исполняю свой долг на императорской службе!» (С. 665).
Мы видим реальные проявления тоталитарной власти: запугивание, угрозы, жестокость в подавлении инакомыслия. Всё это рождает атмосферу страха, следствием которого является трусость и предательство.
Почему Пилат даёт негласно распоряжение об убийстве Иуды?
Почему, по Вашему мнению, Булгаков изображает менялу молодым?
Страшно, когда ржавчина распространяется на всю поверхность. Этот человек способен оценить красоту, но также способен на предательство. Иуда молод, но его душой владеет страсть сребролюбия, «Страсть к деньгам». Это продукт своего общества, где в основе лежат ложные ценность. Красота внешняя и внутренняя убогость. Иуда предаёт Иешуа, его предаёт Ница. Закон возмездия. То, что делает один человек, отображается на всех и на нём. Причинно-следственные связи. Вспоминаются слова Иешуа, что «всякая власть является насилием». Афраний, Кайфа, Пилат - носители власти и её рабы. Но писатель, говоря о сложности человеческой натуры, не перекладывает вину только на обстоятельства. Ответственность несёт каждый.
Как Булгаков показывает муки совести Пилата и убеждает нас в справедливости прощения? Можно ли прощать подобные поступки?
Как решается в этой сюжетной линии проблема ответственности человека? Сравните поведение Иешуа и Пилата. Почему Иешуа Га~Ноцри удостаивается света, а Понтий Пилат и Мастер только покоя?
Какое временное пространство занимают библейские главы? Что за это время происходит?
Временное пространство - один день. Допрос, осуждение, казнь - 14 числа, убийство Иуды, погребение тел, разговор с Левием Матвеем. Пилат сообщает, что он убил Иуду и тем как бы вымаливает смягчение у Левия: «Этого, конечно, маловато, сделанного, но всё-таки это сделал я» (С. 688). Через час игемон наконец-то заснул. «Он спал и дышал беззвучно. Рядом с ним спал Банга. Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат» (С. 688).
Как связаны ершалаимские главы с московскими? Какой порок поразил москвичей, в том числе писательскую организацию МАССОЛИТ? Как здесь проявляется конформизм, на что он толкает людей, как они приспосабливаются и губят Мастера?
Можно ли согласиться с писателем, утверждающим, что трусость - самый большой порок?
Домашнее задание: Прочитать московские главы. Отдельные сцены разыграть в лицах. (Можно указать какие). Дав задание группам, следующий урок можно провести в виде конкурса театральных постановок. Всем выбрать для пересказа или чтения сцены.
15