Семинар для педагогов Профилактика суицидального поведения
Семинар для педагогов «Выявление ранних суицидальных признаков и профилактика суицидального поведения»
Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. По данным психиатров, это случается буквально каждый месяц, по 2-3 случая. И это притом, что ведется учет тех, кто остался в живых. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?
Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? Суициды были всегда. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему? Кто повинен в этом? Данные статистики в ответ на эти вопросы - 92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей. Давайте задумаемся над этим фактом.
Для начала предлагаю сформулировать понятие, определение суицида. Ваши предложения…
Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.
Можно определить склонность подростка к суициду по суицидальным проявлениям. Различают внешние и внутренние суицидальные проявления.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
Немаловажным моментом в решении проблемы суицида человека, и в частности, подростка, является определение его причин, побуждающих сделать роковой шаг. Давайте совместными усилиями попробуем обозначить те события, явления в жизни ребят, которые могут привести к суициду, его попыткам (запись на доске, ватмане).
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.
Самые частые причины подростковых суицидов – несчастная любовь и конфликты в семье. Нет человека, который бы с этим не сталкивался.
Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Психодиагностика этих параметров – важная составляющая мероприятий по профилактике суицида.
У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.
А теперь поговорим о том, как нам наиболее оперативно и своевременно распознать готовящийся суицид…
Суицид подростков имеет следующие черты:
суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать человека, готового к самоубийству, и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:
тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние обстоятельства суицидального подростка:
неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.
Внешние признаки готовящегося суицида
Внешний вид и поведение Тоскливое выражение лица
Гипомимия
Амимия
Тихий монотонный голос
Замедленная речь
Краткость ответов
Отсутствие ответов
Ускоренная экспрессивная речь
Патетические интонации
Причитания
Склонность к нытью
Общая двигательная заторможенность
Бездеятельность, адинамия
Двигательное возбуждение
Эмоциональные нарушения Скука
Грусть
Уныние
Угнетенность
Мрачная угрюмость
Злобность
Раздражительность
Ворчливость
Брюзжание
Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
Чувство ненависти к благополучию окружающих
Чувство физического недовольства
Безразличное отношение к себе, окружающим
Чувство бесчувствия
Тревога беспредметная (немотивированная)
Тревога предметная (мотивированная)
Ожидание непоправимой беды
Страх немотивированный
Страх мотивированный
Тоска как постоянный фон настроения
Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
Психические заболевания Депрессия
Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
Маниакально-депрессивный психоз
Шизофрения
Оценка собственной жизни Пессимистическая оценка своего прошлого
Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
Отсутствие перспектив в будущем
Взаимодействие с окружающими Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
Склонность к нытью
Капризность
Эгоцентрическая направленность на свои страдания
Вегетативные нарушения Слезливость
Расширение зрачков
Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
Тахикардия
Повышенное артериальное давление
Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
Ощущение комка в горле
Головные боли
Бессонница
Повышенная сонливость
Нарушение ритма сна
Отсутствие чувства сна
Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
Запоры
Снижение веса тела
Повышение веса тела
Снижение аппетита
Пища ощущается безвкусной
Снижение либидо
Нарушение менструального цикла (задержка)
Динамика состояния в течение суток Улучшения состояния к вечеру
Ухудшение состояния к вечеру
Роль педагога в работе с суицидальными детьми
Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Отметим, что педагог играет большую роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить как помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Схема работы по выявлению таких учащихся может выглядеть следующим образом:
Педагог может обратить внимание участкового врача, родителей, администрации учебного заведения на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение, активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии, поощрение его положительной направленности с целью улучшения его состояния в негативной ситуации.
Нормативными документами, регулирующими профилактику суицидальных явлений, в образовательном учреждении являются закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", письмо Министерства образования «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
При организации профилактики суицида среди детей педагогам рекомендуется следующее:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование соответствующей информации в работе с педагогами и родителями.
2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание им экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп при возникновении трудных жизненных ситуаций.
5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи ребенку и защиты его законных прав и интересов.
6. Привитие детям существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7. Развитие личности обучающегося, которое предполагает:
формирование позитивного образа «Я» подростка, осознание им собственных ценностей и смысла существования, а также уникальности и неповторимости личности других людей;
развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими, осознание уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
формирование созидательной и активной жизненной позиции, привитие существующих в обществе социальных норм поведения, милосердия, ценностного отношения к жизни и людям вообще;
развитие реальной способности видеть и принимать действительность такой, какова она есть, умения находить положительные стороны в различных ситуациях;
формировать умения преодолевать стрессовые состояния и их последствия, навыки проблемно-разрешающего поведения;
развитие способности творчески перерабатывать информацию и вырабатывать новые, непривычные и неочевидные методы решения проблемы;
Организация социальной среды, пропагандирующей и способной формировать установки на здоровый образ жизни.
Профилактическое информирование по суицидальной тематике, использующее лекции, беседы, распространение специальной литературы, видео- и телефильмов и др.
В рамках профилактической работы важно учитывать факторы, удерживающие человека от суицидального поведения (Шнейдман Э.С., 2001):
- выраженная эмоциональная привязанность;
- родственные обязанности; - чувство долга, понятие о чести;
- зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида);
- наличие планов, определяющих цель в жизни;
- внимание к собственному здоровью;
- представление о неиспользованных возможностях;
- наличие эстетических критериев мышления;
- экзистенциальное осмысление конфликта;
- духовные ценности.
При профилактике суицидального поведения следует уделять особое внимание их формированию и развитию, а также целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности педагога:
Формировать у ребенка ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ окружающего мира.
В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: "Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения... В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов... Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки - это не Вы".
Принципиальный подход к позитивному мышлению заключается в переориентации восприятия окружающего мира, в формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.
Нужно научиться ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка с деструктивного НА КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?»
Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направить туда его внимание, время и энергию. Рекомендуются следующие формы работы: включение ребенка в систему дополнительного образования, вовлечение его в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.
ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка. Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо при урегулировании конфликта.
Работа с семьей – важнейшая составная часть профилактики суицида. Направления работы с родителями по профилактике суицида:
• Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
• Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
• Формирование у родителей потребности в самообразовании.
Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах.
Подготовила: педагог-психолог, Папуша Марина Александровна
«Что надо знать о суициде» (памятка преподавателю)
ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Под влиянием примера (эффекта Вертера)
Непроизвольные мысли о смерти как попытка разрешить жизненные ситуации.
Психологический тип личности (склонность к уходу из конфликтных, стрессовых ситуаций крайними методами).
Состояние аффекта.
МОТИВЫ (Повод к самоубийству может быть совершенно незначительным)
Протест.
Призыв к состраданию.
Избегание (душевных или физических страданий)
Самонаказание.
Отказ (как потеря личностного смысла своего существования). Напр.: потеря близкого человека.
Пессимистическая личностная установка на будущее.
ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эгоцентризм – погружение человека в себя, свои мучительные переживания, страдания (всё остальное перестаёт существовать).
Личностный инфантилизм.
Дезадаптация.
Склонность к ведомости (хочет быть "ведомым").
Аутоагрессия (самобичевание, безмерное преувеличение своей вины).
Равнодушие к чужим смертям.
Депрессивное состояние (чувство тоски, тревоги).
Эмоциональная неустойчивость.
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе
Поведенческие Словесные Эмоциональные
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей Уверения в беспомощности и зависимости от других Амбивалентность (двойственность) переживаний ("люблю-ненавижу")
Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам Прощание Беспомощность,
безнадежность
Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток Разговоры или шутки о желании умереть Переживание горя
Посещение врача без очевидной необходимости Сообщение о конкретном плане суицида Признаки депрессии
Расставание с дорогими вещами или деньгами Двойственная оценка значимых событий Вина или ощущение неудачи, поражения
Приобретение средств совершения суицида Медленная, маловыразительная речь Чрезмерные опасения или страхи
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу Высказывания самообвинения Чувство собственной малозначимости
Пренебрежение внешним видом Рассеянность или растерянность
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Выслушать ребёнка.
Директивный стиль руководства (проанализировать ситуацию, убедить действовать конструктивным способом).
"Обесценить" проблему.
Актуализировать положительное отношения к своему "Я", положительным свойствам личности учащегося (проявление доброты, заботы о других людях, уверенности в себе).
Консультация родителей.
Направление к специалистам (психолог, психиатр).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Директивный стиль руководства.
2. Приёмы, направленные на самоутверждение суицидента в кризисной ситуации.
3. Отреагирование аффекта.
4. Переключение на другие мотивы и ценности (приём "подстановки ценности").
ФАЗЫ СУИЦИДНОГО ПОВЕДЕНИЯ
№ ФАЗЫ ДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. Суицидальные мысли Беседа с возможностью рассказа ребенка о своей жизни, обстоятельствах кризисных ситуаций.
Доверительная позиция сочувственного понимания.
Поощрение выхода агрессивных чувств по отношению к близким для него людям и к самому себе.
2. Эмоции, в которых преобладают депрессия, тревога, чувство вины;
подготовка к суицидным действиям. Беседа с сочувствующим пониманием ребенка.
Директивный стиль работы.
Анализ причин. (Работа направлена на самоутверждение, анализ кризисной ситуации с оптимальной перспективной.)
3. Суицидальные действия:
а) подготовка
б) исполнение Консультация врача (психиатр)
Факторы, удерживающие человека от суицидального поведения (Шнейдман Э.С., 2001):
- выраженная эмоциональная привязанность;
- родственные обязанности; - чувство долга, понятие о чести;
- зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида);
- наличие планов, определяющих цель в жизни;
- внимание к собственному здоровью;
- представление о неиспользованных возможностях;
- наличие эстетических критериев мышления;
- экзистенциальное осмысление конфликта;
- духовные ценности.