Научная работа на тему: Профилактика наркомании.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………… 3
Общие положения………………………………………………………... 3
Цель, задачи и основные принципы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности………………………………….... 4
Субъекты профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности……………………………………………………… 6
Объекты профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности……………………………………………………… 7
Совершенствование профилактики незаконногопотребления наркотиков и наркозависимости………………………………………………………...10
Совершенствование предупреждения наркопреступности………………………………………………………. 11
Лечение и реабилитация больных наркоманией………………………. 12
Международное сотрудничество в сфере профилактикинаркомании и предупреждения наркопреступности………………….. 14
Информационное обеспечение формированияантинаркотического общественного мнения…………………………... 15
Ресурсное обеспечение профилактики наркоманиии предупреждения наркопреступности…………………………………16
План мероприятия по профилактике наркомании и наркопреступности в учебных заведениях ………………………………………………….......18
Практическая часть – разработка мероприятия ………………………..33
Литература………………………………………………………………...37
ВВЕДЕНИЕ
В России проблема наркотиков давно переросла из медицинской в политическую, экономическую и правовую. Сейчас наша страна превратилась в одну из самых оживленных перевалочных баз наркотических средств, а россияне становятся наиболее ревностными их потребителями.
Отечественная наркомафия крепнет, продвигает «своих» представителей в самые верхние эшелоны власти, что способствует массовому отмыванию грязных «наркотических миллионов». Влияет она и на законодательство, которое в нашей стране по отношению к наркоторговцам и производителям наркотического зелья достаточно терпимо. Более того, средства массовой информации уже начинают кампанию по легализации некоторых наркотиков, ссылаясь на подобные тенденции в странах Европы.
На этом фоне результаты противодействия наркопреступности, несмотря на некоторые позитивные сдвиги на данном направлении, нельзя признать удовлетворительными. По-прежнему к уголовной ответственности привлекаются преимущественно потребители, в лучшем случае мелкие сбытчики наркотиков, тогда как изготовители и оптовые поставщики наркотических средств, организаторы наркобизнеса, как правило, остаются вне сферы правового воздействия.
В связи с этим, сегодня требуется системная работа правоохранительных органов по разоблачению и ликвидации организованных преступных групп и сообществ наркодельцов, по выявлению всей цепочки наркобизнеса – от изготовителей до сбытчиков.
Это обусловливает необходимость разработки эффективных приемов и методов профилактики, что становится в последнее время первоочередной задачей деятельности всех правоохранительных органов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в Российской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации исключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса Российской Федерации позволявшее применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение наркопреступлений.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных напредупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.
В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Целью профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни.
Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:
реализация мероприятий, направленных на антинаркотичекую пропаганду и рекламу;
организация и проведение мероприятий, направленных на снижение спроса на наркотики;
организация и проведение профилактических мероприятий с группой повышенного риска злоупотребления наркотиками;
формирование системы реабилитации наркозависимых.
Профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности должны проводиться в соответствии с основными принципами:
законности – недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничения конституционных прав граждан, кроме случаев установленных федеральными законами;
системности – разработка и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа развития наркоситуации в стране;
комплексности – организация межведомственного взаимодействия с участием общественных и религиозных объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и педагогов образовательных учреждений;
координации – достижения согласованности действий субъектов профилактической деятельности;
превентивности – организации мероприятий, прежде всего, в интересах профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, и их заблаговременного проведения в сочетании с адекватным увеличением объема и интенсивности;
непрерывности – обеспечения целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности;
универсальности – организации и проведения мероприятия с учетом возможности реализации различных видов и направлений профилактической деятельности.
К видам профилактики наркомании относятся:
первичная – организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у молодёжи знаний и навыков отказа от потребления наркотиков;
вторичная – комплекс профилактических мероприятий с группой повышенного риска;третичная – организация и проведение мероприятий медицинской и социально-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждение рецидивов наркотического поведения.
Основными направлениями профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются:
своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и наркопреступности, организация и реализация мер по их устранению или минимизации;
формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;
антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;
психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;
повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;
изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;
создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети
реабилитационных учреждений; снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;
организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;
укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб;
обучение и переподготовка педагогов образовательных учреждений, родителей (иных законных представителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и психологов) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;
популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;
формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического движения;
проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности;
совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности.
СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают меры, направленные на их устранение.
Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Взаимодействие между этими органами осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации, создания межведомственных антинаркотических комиссий и координационных советов, работа которых организуется по территориальному принципу.
Важнейшим условием формирования работоспособной системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является ее законодательное обеспечение.
Значительное влияние на профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности оказывает деятельность органов судебной власти, которые на практике реализуют принцип неотвратимости справедливого наказания за правонарушения и преступления в сфере незаконного потребления оборота наркотиков.
Для формирования системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности необходим эффективный механизм вовлечения государственных и негосударственных организаций, включая
общественные и религиозные объединения и средства массовой информации, в реализацию профилактических мероприятий, в соответствии с их учредительными документами, а также на основании договоров, заключаемых с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям профилактические мероприятия необходимо проводить с участием граждан, заявляющих на добровольной основе о готовности поддержать проведение этих мероприятий.
ОБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИК НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Мероприятия первичной профилактики должны быть направлены на:детей, подростков и молодежь в целом;
детей и подростков, склонных к потреблению наркотиков или находящихся в неблагоприятных семейных или социальных условиях;
граждан уже имеющих опыт первых проб наркотиков, либо имеющих друзей, употребляющих наркотики.
Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на детей и подростков, группы повышенного риска и граждан, употребляющих наркотики.
Мероприятия третичной профилактики должны быть направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.
При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам косвенного и опосредованного воздействия на лиц, склонных к наркомании, обучать детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков.
Основные усилия профилактической деятельности необходимо направлять на профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности в образовательных учреждениях, местах досуга молодёжи, летних лагерях отдыха детей и подростков.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И НАРКОЗАВИСИМОСТИ
Профилактика незаконного потребления наркотиков и наркозависимости как приоритетное направление в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных субъектов профилактической деятельности включает в себя комплекс мероприятий правового, политического, социально-психологического, экономического, медицинского, педагогического и иного характера, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих возникновению наркомании.Осуществление на федеральном, региональном и муниципальном уровне комплекса мероприятий по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности должно учитывать возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных и криминогенных явлений и опираться на постоянную оценку изменения наркоситуации, научный анализ данной проблемы, реалистичность и соответствие системе приоритетов, основанных на конкретных социально-экономических условиях региона.
Приоритетными задачами на федеральном уровне следует считать результативную работу Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту как межотраслевого органа управления; координацию выполнения действующей федеральной целевой программы, ее корректировку для решения возникающих
неотложных задач и обеспечения интересов наркопораженных регионов, а также межрегиональных проблем в федеральных округах.
При реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в субъектах Российской Федерации государственные органы и должностные лица должны обеспечивать уменьшение спроса на наркотики, опираться на общественные институты, квалифицированных специалистов в области профилактики, используя в повседневной деятельности и при решении стратегических задач программно-целевые методы, межведомственный подход, последние научные разработки в области управления, медицины, образования, психологии и других сферах, а также международный опыт.
Залогом успеха такого подхода должны стать своевременно принятые региональные и муниципальные целевые программы (планы), обязательность и контроль за их финансированием и исполнением, а также планомерная и целенаправленная работа региональных и муниципальных межведомственных антинаркотических комиссий и иных органов, деятельность которых включает профилактику незаконного потребления наркотиков.
Главной целью профилактической деятельности является раннее выявление потребителей наркотиков, снижение общего числа лиц, вовлеченных в наркотическую субкультуру, в том числе впервые попробовавших наркотики, эпизодически их потребляющих, заболевших наркоманией, а также состоящих на наркологическом учете, и проведение психосоциальной коррекции, направленной на изменение жизненных приоритетов и прекращение наркотизации.
Важнейшей задачей должно стать пресечение незаконного оборота наркотиков на территориях учебных заведений и разработка алгоритма профилактических действий руководителей и специалистов образовательных учреждений в ситуациях обоснованного подозрения учащегося в потреблении наркотиков, при получении достоверной информации об его причастности к незаконному обороту наркотиков или при обнаружении факта сбыта наркотиков иными лицами.
Кроме того, важно направить усилия на снижение доступности в местах досуга молодежи "клубных" наркотиков, на разъяснение опасности любых видов наркотических средств и психотропных веществ, при этом органам государственной власти и местного самоуправления, учреждениям культуры необходимо предусмотреть контролирующие меры, направленные на недопущение потребления наркотиков в развлекательных учреждениях.
Считать проведение общей специальной и индивидуальной профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности среди беспризорников, трудных подростков, воспитанников детских домов и трудовых колоний, учащихся спецшкол приоритетным направлением в деятельности органов внутренних дел, юстиции, образования, здравоохранения и молодежной политики.
При осуществлении мероприятий первичной профилактики отдавать предпочтение методам косвенного и опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотиков, добиваясь постепенного изменения социально-культурных стереотипов.
В этих целях следует:
при формировании федеральной целевой программы разработать регламент и механизм получения конкретных предложений по каждому субъекту Российской Федерации, федеральным округам, министерствам и ведомствам, обеспечив согласование и соблюдение сроков поступления финансовых средств в регионы для исполнения мероприятий программы;
этот же принцип и подход необходимо использовать при разработке региональных и муниципальных программ, ориентировав их на нужды муниципальных образований и ресурсы федеральной целевой программы;
на заседаниях межведомственных антинаркотических комиссий федеральных округов и субъектов Российской Федерации осуществлять оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере профилактики наркомании и пресечению наркопреступности;
на основе имеющегося передового опыта и научных разработок организовать в каждом регионе межведомственный мониторинг наркоситуации, включающий контроль тенденций развития наркотизации населения, смертности, в том числе групповой, количества выездов бригад скорой помощи на случаи отравления (передозировки), выработку прогнозов и оперативное информирование заинтересованных органов и организаций в целях эффективного и своевременного реагирования в рамках компетенции на ее существенное ухудшение;обеспечить слежение за видами изъятых наркотических средств и психотропных веществ, появлением новых видов наркотиков, а также веществ, добавляемых в героин и его смеси и послуживших причиной острого отравления или смерти потребителя, предприняв меры неотложной профилактики;
обеспечить проведение и эффективное использование полученных результатов социологических исследований среди подростков и учащейся молодежи для принятия эффективных управленческих решений;
организовать проведение ежегодной сверки лиц, состоящих на наркологическом учете, корректировку показателей государственной статистики на всех уровнях, характеризующих структуру видов наркотической зависимости;
создать во всех регионах и организовать работу подразделений по координации и межведомственному взаимодействию в сфере профилактики, региональной межведомственной информационно-аналитической службы при администрации субъектов Российской Федерации по разработке и ведению паспорта наркоситуации региона, обеспечению оперативного сбора по единой научно-обоснованной методике достоверной информации о масштабах незаконного распространения наркотиков и иных показателей, характеризующих оперативную обстановку;органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить перечень групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков, организовать психолого-медико-биологическое тестирование в виде комплекса мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков;
обеспечить единую систему подготовки специалистов в области профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности из числа педагогических, медицинских, социальных работников, сотрудников правоохранительных служб, а также представителей учреждений культуры и общественных организаций. Разработать систему финансового и ресурсного обеспечения
центров подготовки, переподготовки, повышения квалификации в рамках бюджетов Федеральной целевой программы и антинаркотических программ субъектов Российской Федерации;
обобщить накопленный в высших учебных заведениях положительный опыт профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в студенческой среде (внесение соответствующих изменений в Уставы ВУЗов, в контракты с абитуриентами; деятельность служб безопасности по пресечению на территории учебного заведения и в местах проживания студентов фактов незаконного оборота наркотиков; работа студенческих оперативных отрядов; внедрение здоровье сберегающих технологий; разработка и включение в учебные программы специализированного курса и т.д.) и обеспечить его внедрение в высшей школе;
разработать и принять образовательный государственный стандарт программ профилактики наркомании и наркопреступности;
на федеральном и региональном уровнях создать общественные Советы, обеспечивающие разработку предложений по совершенствованию государственной политики в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, а также по критериям оценки уровня взаимодействия правоохранительных органов с населением, результатов их оперативно-служебной деятельности и уровня поддержки гражданами государственной антинаркотической политики.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРКОПРИСТУПНОСТИ
Предупреждение наркопреступности в деятельности правоохранительных органов заключается в общей специальной и индивидуальной профилактике; в деятельности всех государственных органов – в проведении комплекса мероприятий по недопущению участия в незаконном обороте наркотиков лиц из группы риска, потребителей наркотиков, а также лиц, имеющих наркозависимость; в обеспечении неотвратимости административного наказания граждан, незаконно потребляющих наркотики и участвующих в административно-наказуемом незаконном обороте наркотиков.Правительствам (администрациям) субъектов Российской Федерации нацелить руководителей промышленных и автотранспортных предприятий к принятию неотложных мер по недопущению потребления наркотиков на рабочем месте и обеспечению техники безопасности на предприятиях с опасным производством и на всех видах транспорта.
Важнейшими условиями реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются повышение эффективности правосудия и усиление поддержки населением.
При реализации государственной политики предупреждения наркопреступности необходимо:
обеспечить рассмотрение проблем повышения эффективности предупреждения наркопреступности, развития регионального законодательства в этой области на заседаниях межведомственных антинаркотических комиссий (окружных, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов
при соответствующих прокурорах в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, на заседаниях межведомственных комиссий по противодействию преступности, терроризму, по делам несовершеннолетних, по социальным вопросам;
при определении мер государственного принуждения в отношении сбытчиков наркотиков применять санкции, связанные с реальным наказанием; административные аресты в отношении потребителей (больных наркоманией) должны касаться правонарушителей, которые не в состоянии добровольно прекратить незаконное потребление наркотиков, вынуждая их этими мерами к прекращению наркотизации и обращению в учреждения, оказывающие наркологическую или реабилитационную помощь;
серьезное внимание уделять организации действенного таможенного и пограничного контроля, пресечению ввоза в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию, в том числе осуществляемого мигрантами, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, сильнодействующих, ядовитых и одурманивающих веществ, например, "насвая", получившего распространение в школах;
рекомендовать министерству образования и науки Российской Федерации выработать систему мер по недопущению студентов и специалистов, потребляющих наркотики, к учебному процессу, к проведению занятий в школах и стажировок в медицинских учреждениях путем включения в уставы учебных заведений и контракты со студентами пунктов об обязательном наркологическом тестировании на наличие наркотика в организме при поступлении в учебное заведение, при получении допуска для работы с детьми и молодежью;
осуществлять индивидуальную профилактическую работу с учащимися общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, пристрастившимся к курению табака, потреблению "насвая", пива, вина или крепких алкогольных напитков, направленную на недопущение насаждения наркотической субкультуры, незаконного потребления наркотиков и отказ от формирующих вредных привычек; использовать такие формы воспитательной работы с подростками из группы риска как организованное посещение ими исправительных колоний для несовершеннолетних и следственных изоляторов;реализовать меры по просвещению широких слоев населения по основам государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, по формам и методам профилактической работы с детьми, об опасности наркотиков и юридической ответственности за участие в их незаконном обороте;
рекомендовать министерству внутренних дел Российской Федерации при подведении итогов работы на местном, региональном и федеральном уровнях оценивать вклад горрайорганов в предупреждение наркопреступности по следующим базовым показателям:
коэффициент соотношения количества протоколов, составленных на лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, к количеству уголовных дел, возбужденных в отношении участников незаконного оборота наркотиков за отчетный период;
количество выявленных на ранней стадии формирования наркозависимости несовершеннолетних потребителей наркотиков (с передачей информации о них в комиссии по делам несовершеннолетних)
количество водительских удостоверений, изъятых у лиц, управляющих транспортным средством, при наличии наркотиков в организме.
ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ
Главной целью развития наркологической службы является повышение доступности и качества медицинской наркологической помощи, включающей профилактику наркомании, которая способствует полному, своевременному выявлению и привлечению к лечению и социально-медицинской реабилитации лиц, незаконно потребляющих наркотики.
Лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в учреждениях государственной системы здравоохранения, с обеспечением гарантии бесплатной медицинской помощи, применением средств и методов, определенных в стандартах медицинских услуг, и обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи, обязательными для исполнения в каждом населенном пункте Российской Федерации.
Осуществление системы лечебных и восстановительных мероприятий в отношении больных наркоманией и лиц, эпизодически потребляющих наркотиками, выделяется как важное самостоятельное направление государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, для реализации которой необходимо:
совершенствовать систему межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными организациями в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;
рекомендовать Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить целевоефинансирование и материально-техническое снабжение сети государственных наркологических учреждений для выполнения соответствующих стандартов качества, исходя из научного анализа эффективности существующих лечебных и реабилитационных подходов;
рекомендовать Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук укрепить кадровую, финансовую и материально-техническую базу исследований, проводимых в области наркологии, психического здоровья и смежных областей, обеспечению их многостороннего характера и координации;
обеспечить высокое качество профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала государственных лечебно-реабилитационных служб, в том числе психиатров-наркологов, психологов, социальных работников;
создать условия и организовать профилактическую работу с семьями и родственниками больных наркоманией с привлечением их к участию в реабилитационной работе с наркозависимыми;
обеспечить использование перспективных здоровьесберегающих методов и технологий профилактики незаконного потребления наркотиков; разработку, производство и внедрение новых лекарственных препаратов для лечения наркомании, с запретом использования аналогов наркотических средств и психотропных веществ и заместительной терапии;
организовать производство либо целевые закупки за рубежом необходимого современного медицинского оборудования для наркологических учреждений, включая лабораторное оборудование для анализа биологических сред организма на содержание наркотиков;
улучшить организацию и оснащение наркологической службы в местах лишения свободы, а также специализированных бригад скорой медицинской помощи, выезжающих на случаи острого отравления (передозировку) наркотиками;
ввести в судебную практику замену наказания альтернативным ему лечением наркоманов, совершивших преступления не представляющие большой общественной опасности, разработав и закрепив его порядок на законодательном уровне;
обеспечить возвращение к практике принудительного лечения наркоманов в лечебно-трудовых профилакториях на основании судебного решения в случае его отказа или уклонения от добровольного лечения.
Считать приоритетным показателем эффективности в сфере профилактики наркомании положительную динамику устойчивой ремиссии сроком от одного года до пяти лет у наркозависимых лиц, состоящих на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Для реализации этой цели обеспечить организационно-методическое содействие созданию и развитию в субъектах Российской Федерации сети центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, потребляющих наркотики.
Основными направлениями деятельности центров реабилитации считать:
проведение комплекса диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на формирование у
несовершеннолетних здорового образа жизни, ликвидацию последствий потребления наркотиков;
коррекционная и профилактическая работа с родителями (иными законными представителями) и родственниками несовершеннолетних, направленная на их вовлечение в реабилитационные программы, совместную деятельность по профилактике рецидивов потребления наркотиков у несовершеннолетних;
организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и программам начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями несовершеннолетних, состоянием их психического и соматического здоровья;
социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации, в целях профилактики рецидивов потребления наркотиков и оказания помощи в кризисных ситуациях.
С учетом специфики организации работы по реабилитации лиц, потребляющих наркотики, одним из условий эффективности деятельности центров реабилитации считать укрепление межведомственного взаимодействия в решении проблем их функционирования.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Российская Федерация предпринимает значительные шаги к единению усилий с другими государствами в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, трансграничная преступность и наркоторговля. Важнейшим элементом реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является осуществление Российской Федерации международного сотрудничества. В условиях обострения наркоугрозы исключительное значение приобретает сохранение и развития многостороннего сотрудничества с правоохранительными органами и соответствующими службами иностранных государств в профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности.
Необходимо наращивать сотрудничество со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами других государств, которое должно развиваться через конкретные совместные проекты в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности. При этом приоритетами являются подготовка высококвалифицированных специалистов в области межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, государственного антинаркотического управления, изучения и формирования общественного мнения, разработки и внедрения новых технологий в области связей с общественностью.
Рекомендовать органам государственной власти всех уровней приоритетно развивать международное сотрудничество в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности с теми иностранными
государствами, наркополитика которых по своей идеологии сходна с новой российской антинаркотической политикой, освещая международный опыт в средствах массовой информации.
Рекомендовать Федеральной службе исполнения наказания Минюста Российской Федерации изучить международный опыт преодоления наркозависимости и снижения спроса на наркотики у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и обеспечить его поэтапное внедрение в исправительных учреждениях на территории каждого субъекта Российской Федерации.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Главная цель информационного обеспечения деятельности в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности – недопущение распространения и разъяснения знаний, взглядов и аморальных и неэтичных принципов, направленных на разрушение и развращения личности, ухудшение психического здоровья, формирование в обществе, среди молодежи наркотического образа жизни и позитивного (нейтрального) отношения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.Осуществить государственный заказ на разработку, тиражирование, трансляцию и распространение прямой социальной антинаркотической рекламы, рассчитанной на различные возрастные группы; на разработку и размещение научно обоснованных рекомендаций по составлению просветительных программ по профилактике наркомании и предупреждению наркопреступности для средств массовой информации федерального, регионального и местного уровня.
Сформировать стратегию сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, организовать систематический анализ эффективности соответствующих программ и выступлений на национальном, региональном и местном уровне.
Осуществлять мониторинг общественного мнения о формах, содержании, методах и результатах профилактической деятельности и ее влияния на наркоситуацию в Российской Федерации.
Обобщить региональный опыт по разработке и принятию концепций информационной политики в сфере профилактики наркомании и разработать
научно обоснованную Концепцию государственной политики информационно-пропагандистского обеспечения деятельности в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности и типовую концепцию региона.
Усилить полномочия Общественной палаты в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением телеканалами исполнения требований государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, обеспечения права граждан на объективную информацию, с учетом соблюдения принципов свободы слова и справедливости.
В целях формирования антинаркотического общественного мнения обеспечить:
на национальном телевидении, в других федеральных средствах массовой информации с учетом актуальных потребностей российского гражданского общества осуществлять эффективное информационно-пропагандистское обеспечение реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, активную социальную рекламу и пропаганду здорового образа жизни;
пресечение любых форм пропаганды наркопотребления, недопущение маркетинга и рекламы наркотиков как потребительского товара и формирующих установки на наркоповедение, а также использование современных психотерапевтических и лингвистических приемов, способов, технологий, формирующих наркотическую субкультуру, негативные ценностные установки, образ жизни, личностные ориентиры;
контроль за соблюдением запрета на проведение в средствах массовой информации обсуждения вопросов легализации потребления наркотиков среди широких масс населения;
формирование государственными институтами в сотрудничестве со средствами массовой информации общественного мнения, правосознания, повышение уровня осведомленности среди родителей, всего населения об опасностях, связанных с потреблением наркотиков;
в рамках национального проекта в сфере образования, включающего в себя компьютеризацию каждой школы, формирование позитивного информационного пространства всех учебных заведений системы образования и доступ к информационным ресурсам, дистанционному обучению педагогов, родителей и учеников основам безопасной жизнедеятельности, специфике антинаркотического воспитания и поведения.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Деятельность специалистов, реализующих специальную и индивидуальную профилактическую работу с группами риска или участниками незаконного оборота наркотиков результативна только тогда, когда федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют политическое, экономическое, правовое, организационное, научно-методическое, кадровое, информационное обеспечение профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на федеральном, региональном и муниципальном уровне.В целях совершенствования политического руководства, направленного на устранение несогласованности в деятельности министерств и ведомств в сфере профилактики наркомании и наркопреступности и объединения их ресурсов в борьбе с наркоугрозой, повышения полномочий Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту необходимо повысить статус руководителя специального правоохранительного органа в Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков до уровня заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Государственным органам информировать аппараты президента Российской Федерации и его полномочных представителей в федеральных округах о состоянии наркоситуации, принимаемых мерах, общественном мнении, которые должны учитываться при назначении (переназначении)
Губернаторов субъектов Российской Федерации. Состояние антинаркотической работы в регионах рассматривать на заседаниях Государственного Совета и Совета безопасности Российской Федерации, Советах округа, на заседаниях коллегиальных органов в субъектах Российской Федерации.
На основе накопленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления опыта межведомственного взаимодействия и координации в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности разработать типовое положение, типовые должностные инструкции и создать структурные подразделения правительства (администрации) субъекта Российской Федерации, крупных муниципальных образований, для осуществления руководства профилактикой наркомании и координации предупреждения наркопреступности.В целях повышения эффективности участия отраслевых и территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в профилактике наркомании и предупреждении наркопреступности рекомендовать руководителям всех субъектов Российской Федерации дополнить нормативные правовые акты, утверждающие положения о правительствах (администрациях) разделом, определяющим полномочия в сфере реализации государственной антинаркотической политики как одной из функций государственного управления.
Рекомендовать министерству образования и науки Российской Федерации использовать возможности аттестационных комиссий для повышения требований к профессиональному образованию педагогических кадров в области государственной политики профилактики наркомании и
предупреждения преступности, обеспечить своевременную переподготовку и повышение квалификации специалистов.
Усилить влияние гражданского общества на деятельность государственных органов – исполнителей целевых антинаркотических программ, реализовав на практике принцип оценки деятельности территориальных правоохранительных органов по уровню доверия к ним населения и расширения полномочий Общественных советов по проблемам профилактики наркомании и предупреждению наркопреступности.
Создать Всероссийский научно-исследовательский институт ФСКН России и его филиалы в федеральных округах для осуществления стратегического, научного и методического обеспечения государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на федеральном и региональном уровнях.
Обеспечить осуществление финансовой и организационной поддержки разработки учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки специалистов в области государственного управления в сфере государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности.
Ориентировать действующий фонд при специальном федеральном правоохранительном органе по контролю за оборотом наркотиков на цели осуществления государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на федеральном уровне, создав аналогичные региональные фонды. Активы фондов формировать из целевых бюджетных ассигнований, денежных средств и имущества, конфискованных у
осужденных за преступления, связанные с наркотиками, добровольных пожертвований и средств других источников.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Мы рождены, “чтоб сказку сделать былью”Нам, на Планете, всё для этого дано.Должны творить, дерзать, И мы должны быть сильными,Не падать вниз, не оседать на “дно”.Есть в жизни много разного соблазна.Наркотик – вот тот самый страшный грех.Ты должен прокричать, что это грязно,Да так, чтобы твой крик дошёл до всех.А если кто-то, крик твой не услышит,То не поможет никакой запрет.Пусть закричит Вселенная как может:“Война наркотикам, и на Земле им места нет!”.
Лель
Еще со времен Аристотеля школа, призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни. Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от “пагубных привычек” берет на себя именно она.
Наркомания, алкоголизм, дети... За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, искалеченная жизнь, мучительная боль. Никто об это не мечтает и отказывается верить в то, что это может случиться с нами и нашими близкими. Попытаемся изобразить картину нашей современной жизни, используя всю палитру красок природы. Всё чаще мы замечаем подростков,
идущих навстречу с тоскливыми, потухшими, недобрыми глазами, в которых отражается пустота, мрачность и серость. Каждый раз при виде шприцев, которые валяются в наших подъездах, невольно ёжимся, и думаем про себя “Спаси и сохрани”, и подъезды наших жилищ приобретают заунывные оттенки. А уж историй, о которых так много говорят все вокруг, придают нашему жизненному холсту ещё более мрачные тона чёрных мазков и вот уже наша картина превращается в “Чёрный квадрат” Малевича.
Оберегая себя и своих близких, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: а ведь это случилось …
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как, ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить в сложные периоды кризиса. Зачастую они не желают вникать в детские проблемы, считая, что у детей их нет.
Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну непосильную ношу – профилактику наркомании.
Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, “при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников”.
Перед школой возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Возможно, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
информация СМИ о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения будет предоставлена объективная;
источники информации, будут строить ее с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с умением правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
результативность борьбы с наркоманией будет достигнута лишь тогда, когда школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Задачи:
1) выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
3) создание условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
4) разработка системы педагогических средств, направленных на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя и социального педагога;
5) привлечь круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Принципы.
Комплексности:
органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектораподразделений по делам несовершеннолетних и др.);
органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).
согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений);
профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.
Систематичности:
работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
Своевременности:
вряд ли удастся остановить волну наркомании силами одной педагогики. Для этого необходимы жесткая законодательная база, обширная сеть специальных медицинских учреждений, служба психологической поддержки, активная пропаганда в средствах массовой информации и многие, многие другие составляющие защитного барьера. На смену эпизодичной работе должна прийти целостная профилактическая система, квалифицированные специалисты, научный и, самое главное, своевременный подход.
Основных направления работы гимназии по профилактике наркомании.
1) Работа с детьми:
· общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
· работа с детьми “группы риска”;
· работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
· работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2) Работа с педагогическим коллективом:
· подготовка учителей к ведению профилактической работы;
· организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
· информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
· работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
· психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
· поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Этапы работы
I этап: Диагностирующий. (Время проведения: сентябрь - начало уч. года).
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
выделить факторы и причины, влияющие на употребление наркотиков;
сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
проведение мониторинга (анкетирования) учащихся (анонимное) с целью изучения состояния проблемы с наркоманией в гимназии.
Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет.
Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
· подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
· подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
· подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
II этап: Организационно-практический. (Время проведения: на протяжении уч.года).
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о средствах ПАВ;
2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с ПАВ;
3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и специализированными организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) мини-спектакль;
6) психотерапевтические занятия;
7) тренинг;
8) ролевая и деловая игра;
9) мозговой штурм;
10) круглый стол;
11) дискуссия;
12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
13) проектная деятельность;
14) социологический опрос;
15) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Возможная тематика мероприятий:
1. Спортивное ток-шоу “Наркомания – эпидемия века”.
2. Соревнования по массовым видам спорта:
· “Спорт против наркотиков”
· “Будущее за нами”
· “Я выбираю жизнь без наркотиков!”
3. Классные часы:
· “Школа без наркотиков”
· “Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании”
· “Умей сказать нет наркотикам”
· “Пивной алкоголизм”
· “Волшебная страна здоровья”
· “Мир без табачного дыма”
· “Мир без наркотиков”
· “Мир в наших руках”
4. Беседы со школьниками:
· “СПИД – чума ХХ века”
· “Курение и здоровье”
· “Алкоголь и здоровье”
· “В чем вред курения?”
· “Опасность “пассивного курения”
· “Эффективные методы отказа от курения”
· “Программа малых шагов”
· “Препараты, применяемые против курения”
· “Здоровый образ жизни – школа выживания”
· “Профилактика вредных привычек”
· “Войдем в мир здоровья”
· “Наркоманам скажем “НЕТ!”
· “От чего мы зависим”
5. Общешкольные мероприятия:
· “День без вредных привычек”
· “Молодежь против наркотиков”
· “День добрых дел”.
6. Научно-исследовательские работы:
· “Психология общения”,
· “Конфликт. Пути выхода из конфликта”
· “Стресс и способы борьбы с ним”
7. Подготовка стенгазет :· “Исправь свое настроение сам”
· “Как стать сильным и привлекательным”
· “Как стать красивой и привлекательной”
· “Мир увлечений”.
· “Как прекрасна жизнь”
Значение этапа:
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
III этап: Заключительный. (Время проведения: май - конец уч. года).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) мониторинг (анонимное анкетирование).
Примечание. Сравнение результатов первичного и заключительного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
Основные составляющие системы профилактики наркомании в гимназии и их взаимосвязь
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т.д.).
Медико-психолого-педагогическая служба
Школьный врач:
обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Школьный психолог:
обеспечивает организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог:
несет ответственность за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).
Органы ученического самоуправления:
создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольногомниторингаБиблиотека:
обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Система дополнительного образования:
обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для “ничегонеделания”.
Общественные организации,
такие как Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (“НАН”), “Матери (или родители) против наркотиков” и др. Филиалы этих организаций очень активно и плодотворно работают сегодня во многих регионах и городах (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Казань, Самара и т.д.), развивают широкую профилактическую деятельность, выходят в школы, на телевидение, проводят массовые антинаркотические акции.Районная и городская наркологическая служба:
организует информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;
консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.
Институты повышения квалификации работников образования:
организует обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по вопросам профилактики наркомании в детско-подростковой среде.
Правоохранительные органы:
работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;
осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;
обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;
организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.
СМИ и Интернет:
оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры в целом. В связи с этим сегодня необходимо:
увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи;обеспечить распространение антинаркотических материалов в сети “Интернет” путем создания тематических сайтов;
подключить к работе службу анонимного консультирования “Телефон доверия”.
Семья:
оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;
консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации.
психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;
организация родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;
организация родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для “трудных” семей данной школы;
работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;
семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации;
Значение системы работы школы по профилактике наркомании:
1) воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;
2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.
Памятка классному руководителю
Правило первое.
Прежде всего, приступая к работе по профилактике наркомании, постарайтесь получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы, в том числе:
· что такое наркотики и наркомания;
· ситуация в мире, стране, городе (данные статистики, актуальность проблемы);
· механизм и особенности воздействия наркотиков на организм человека и подростков в частности;
· характерные проявления и последствия употребления наркотических веществ;
· причины, толкающие на употребление наркотиков;
· мифы и неверные представления о наркотиках в молодежной среде; как они формируются и как их развеять;
· роль влияния группы на начало приема наркотиков среди подростков, стратегии противодействия давлению сверстников;
· наркомания и закон, как государство пытается бороться с распространением наркомании, результативность подобных методов борьбы;
· современные методы лечения и реабилитации наркоманов, специальные учреждения города, их адреса;
· первичная и вторичная профилактика наркомании (суть, различия).
Правило второе.
Не начинайте вашу работу с угроз и запретов. Подумайте, ведь Адам и Ева ослушались самого Бога, ради того чтобы вкусить “запретный плод”. Так почему современные “Адам и Ева” не станут нарушать запреты родителей и учителей, священников и милиционеров? Кроме того, риск оказаться “белой вороной”, стать изгоем в кругу сверстников для ребенка, и особенно для подростка, согласитесь, куда более веский довод, чем угроза рака легких через двадцать лет. Прежде чем читать нотации, задайте себе вопрос:
· Откуда я знаю, что это правильно?
· Имею ли я право так глубоко вторгаться в человеческую жизнь?
· Кто дал мне право решать судьбу людей, находящихся под моей опекой?
Не делайте из информации о наркотиках сенсацию. Само слово “наркотик”, к сожалению, сегодня прочно вошло в нашу жизнь, стало привычным и обыденным. Дети уже не раз слышали и о вреде курения, и о риске заражения СПИДом. Слышали настолько часто, что невольно перестали слушать.
Будьте готовы к тому, что вам предстоит ответить на самые разнообразные вопросы: начиная с истории появления наркотиков, их качества и стоимости, и заканчивая рассказом об эффективности существующих сегодня методов лечения наркомании.
Не преувеличивайте опасность, говоря, что любой наркотик вызывает мгновенное привыкание. На практике скорость формирования зависимости определяется целым рядом факторов. Среди них: степень устойчивости организма, тип наркотика, способ его введения и т. д. В частности, при курении “крэка” (курительная смесь кокаина) привыкание, действительно, возникает практически мгновенно. Достаточно покурить 1–2 сигареты. С другой стороны, при эпизодическом (1–2 раза в неделю) употреблении наркотиков,
приготовленных из различных частей конопли (марихуана, гашиш, анаша), привыкание может развиться только через год.Среди ваших подопечных, скорее всего, уже есть те, кто неоднократно пробовал коноплю и на деле испытал ее относительную “безвредность”. Такие знатоки обязательно постараются “блеснуть” своим опытом, опровергнув миф о “мгновенном привыкании” и тем самым обрекая на провал все ваши дальнейшие попытки информирования.
Чтобы избежать подобной ситуации, постарайтесь, во-первых, получить как можно больше научной информации по теме. Это придаст уверенность. Во-вторых, если вы не знаете ответа, лучше откровенно в этом признаться. Дайте ребенку высказать свое мнение и уточните информацию к следующему занятию.
Не выходить за рамки представлений, которые уже есть у учащихся. Для этого перед началом работы желательно провести анкетирование, результаты которого помогут определить дальнейшее направление работы и отобрать необходимые материалы.
Не следует упоминать названия неизвестных ранее наркотиков и разъяснять их опасность. Кроме того, в предлагаемом учащимся материале не должно быть конкретных руководств и правил по выращиванию соответствующих растений, указаний по способам получения и употребления наркотических средств.
Избегайте информации о положительных моментах, которые могут возникать на первых этапах употребления наркотических препаратов, и таких терминов как “непередаваемые ощущения”, “состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу”, “состояние особенной одухотворенности, блаженства и покоя”, “удовольствие” и т. п.
Не стоит ссылаться на примеры выдающихся исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, журналистов и прочих “кумиров” молодежи, страдавших наркоманией или употреблявших наркотики, даже если приводятся негативные последствия от их приема. Не приводите на встречу бывших наркоманов.
Как говорится, “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Если перед тобой внешне вполне нормальный, хорошо одетый, преуспевающий человек, разве можно поверить в то, что “наркомания приводит к деградации личности”, или в то, что “мало кому удается избавиться от этой зависимости”, или, наконец, в то, что “эффективных путей лечения от наркомании не существует”?
Сделайте акцент на том, что:
· даже разовое употребление наркотика может существенно отразиться на здоровье, привести к ухудшению внешнего вида (бледность, ломкость ногтей, выпадение волос, ослабление половых функций);
· употребление наркотиков требует огромных денег: на героин в сутки уходит не меньше 50 долларов, на кокаин – более ста;
· ни один из существующих сегодня методов лечения наркомании не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости;
· лечение наркомании стоит очень дорого. Цена проведения дезинтоксикации в частных клиниках Москвы не опускается ниже полутора тысяч долларов. Не говоря уже о последующих этапах лечения. Стоимость лечения в государственных клиниках в два-три раза дешевле, но и это, согласитесь, немалые деньги.
Правило третье.
При организации работы с родителями, помните:
· родители считают, что их дети слишком малы для того, чтобы пробовать курить, употреблять алкогольные напитки или экспериментировать с наркотиками. В результате проводимая вами работа может быть расценена, как преждевременная;
· родители не верят в то, что их дети вообще могут начать курить, пить или принимать наркотики и, тем более, отрицают всякую возможность того, что у ребенка уже есть одна из этих вредных привычек. Отсюда точка зрения, что профилактическая работа вообще не должна затрагивать их ребенка;
· родители считают, что единственный способ защитить ребенка: ни на минуту не выпускать его из поля зрения, осуществлять непрерывный и жесткий контроль. Все остальные меры – бездейственны, а значит, на них не стоит тратить время;
· родители не всегда представляют опасность приобщения ребенка, например, к алкоголю, подталкивая сделать первый шаг;
· родители в большинстве случаев ничего не знают о внешних признаках наркотического опьянения, что затрудняет своевременное обнаружение проблемы.
Памятка для родителей
Дорогие родители! Вы нередко заблуждаетесь, когда думаете, что все в порядке. Наша практика и сведения, полученные при опросах самих наркоманов, показали, что значительная часть родителей ничего не ведала о проблемах своих детей, а правда открывалась часто лишь спустя несколько лет, когда их сын или дочь попадали в больницу. Не тешьте себя надеждой, присмотритесь к своим детям внимательнее.
Если:
· ваш ребенок становится скрытным, часто задерживается допоздна на прогулках, не отвечает на вопросы о том, где был, лжет без видимых на то причин, например, говорит, что был у приятеля, который давно живет в другом городе;
· увеличиваются финансовые запросы, которые он пытается удовлетворить любым способом, включая очистку родительских кошельков и вынос из дома вещей, не принадлежащих ему. Иногда, напротив, вы замечаете у ребенка наличие значительных сумм денег без постоянного источника;
· без очевидной причины резко меняется его настроение: то не в меру болтлив и весел, то выглядит измученным, апатичным, бледным. Наблюдаются нарушения памяти, неспособность логически мыслить, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы уколов, расширенный или суженный и не реагирующий на свет зрачок, не по возрасту испорченные зубы, бледность, дряблость, землистый цвет кожи;
· вы замечаете резкие перепады аппетита у ребенка: то он целый день ничего не ест, а на ночь съедает все, что лежит в холодильнике, или если подросток отказывается от еды несколько дней подряд, а потом неожиданно начинает нормально питаться, хотя вроде бы не был болен;· у ребенка, не отличавшегося раньше никакими дарованиями, периодически развивается неожиданная жажда творчества. Его вдруг начинает захватывать процесс рисования, писания или музицирования при очевидном отсутствии интереса к плодам своей деятельности (“плоды” обычно больше похожи на мазню, графоманию и невнятный набор звуков);
· на одежде ребенка появляются необычные пятна, в том числе пятна крови; от вещей исходит странный запах;
· в доме появляются незнакомые предметы: шприцы, дешевые папиросы, марки, не похожие на почтовые, различного вида трубочки, скатанные в трубочку денежные купюры, аккуратной формы стеклянные пластинки, скатанные из фольги шарики, таблетки с рисунками непонятного назначения, различного вида порошки, измельченные растения, растворители, тюбики с клеем, неизвестные пузырьки бытовой химии (например жидкости для чистки труб “Крот”, растворитель, ацетон и т.п.);
· резко снижается успеваемость, теряется интерес к спортивным и другим внеклассным мероприятиям, ребенок часто говорит о бессмысленности жизни;
· ребенок часто похож на пьяного (говорит, растягивая слова, качается при ходьбе, избегает встреч со старшими), но при этом от него не пахнет спиртным...
то настало время поинтересоваться его состоянием более серьезно. Если вы нашли в перечисленном списке основание для констатации более чем 10 признаков, существует необходимость обращения за консультацией.
Конечно, признаки употребления различных наркотиков отличаются друг от друга. Более того, признаки употребления одного и того же наркотика на разных стадиях зависимости и в период абстинентного синдрома (состояние “ломки”) различны. Они описаны в специальной литературе. Но, на наш взгляд, родителям нелишне будет в общих чертах узнать о том, какие бывают наркотики, чтобы не выглядеть совершенно не просвещенными перед собственным ребенком, и знать, к каким опасностям надо подготовиться, если ребенок стал употреблять наркотики или сильно интересуется этой темой. Может быть, грамотное описание симптомов, последствий и осложнений убережет его от этой беды.
Что делать, если Вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики?
Независимо от ситуации ведите себя достойно. Вы – взрослый человек, и при возникновении беды не имеете права на панику или истерику. Вы не имеете права кричать, бить молодого человека по щекам, каждые две минуты пить валокордин или успокоительные таблетки и звонить во все спасательные службы подряд. Разберитесь в ситуации, ведь бывают случаи, когда ребенок начинает принимать наркотики под давлением, ему могут угрожать, бить, “подлавливать” на улице.
Сохраните доверие: если ребенок признался вам, значит, ищет поддержки. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к крикам, угрозам, запугиванию. Это, скорее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Найдите в себе силы и постарайтесь в дальнейшем стать своему ребенку союзником, а не врагом.
Перестаньте винить во всем себя. Поймите, ваш ребенок – взрослый человек. Он сам, по своей собственной глупости и самонадеянности, начал принимать наркотики, прекрасно зная, что это опасно. Значит, ответственность за принятое решение он тоже должен нести сам. День, когда вы узнали, что он принимает наркотики, должен стать последним днем вашего безграничного доверия и опеки.
Ограничьте финансовую поддержку. Очень многие молодые люди привыкли, что ваши деньги – это их деньги. Немедленно дайте понять, что это не так. С этого момента ваш сын или дочь не должны получать ничего из того, что они привычно получают от вас: никаких денег на расходы, никакой одежды и денег на нее, никакой оплаты отдыха, никакого финансирования ухаживания за девушкой и, если у молодого человека уже есть своя семья, никакой материальной помощи его семье.Никогда не поддавайтесь на шантаж. А шантажа в вашей жизни возникнет много: “Если вы купите мне машину, то мне будет чем заняться и я брошу колоться”, “Если ты не дашь мне денег и я не отдам долги, то меня убьют”, “Если вы не дадите мне денег, то я покончу с собой – прямо сию секунду в ванной”.
На все эти “если... то” может следовать один спокойный ответ: “Нет”.
“Через год, после того как врач скажет мне, что ты больше не употребляешь героин, мы с отцом рассмотрим вопрос о покупке тебе машины”.
“Пусть тот человек, которому ты должен, придет ко мне с паспортом, напишет расписку, и я отдам твой долг ему, а не тебе”.
“Иди в ванную и кончай там с собой. Лучше не иметь никакой дочери, чем иметь истеричку, которая не в состоянии справиться с собой”.
Не бойтесь шантажа самоубийством. Человек, который способен на такой шантаж, крайне редко бывает способен на самоубийство. Вдумайтесь, он слишком себя для этого любит. Если даже он что-то сделает с собой, то только на ваших глазах, чтобы вы вовремя могли его спасти, а он добился бы от вас желаемого результата.
Не занудствуйте. Бесконечные многочасовые разговоры о наркотиках, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны и могут дать только обратный эффект. Любое, даже отрицательное упоминание о наркотике, вызывает воспоминание о нем. Как только ребенок начал лечение, все разговоры о наркотиках в вашей семье должны быть прекращены (исключая случаи, когда ребенок сам хочет с вами что-то обсудить).
Не злоупотребляйте угрозами. Молодой человек давно привык, что вы грозите, обещаете “сдать” его в больницу принудительно, “засадить всех его друзей за решетку”, “лишить его денежного довольствия”. Он заранее уверен,
что вы этого не сделаете, а потому спокойно пропускает все сказанное мимо ушей. А потому после каждого вашего возмущенного монолога он радостно дает обещания. Причем обещает все, что угодно, но при этом даже и не собирается эти обещания выполнять. Наркоман никогда не будет верить вашим угрозам, пока вы не найдете в себе силы и не исполните то, чем грозили. Только после этого он сразу станет гораздо более управляемым.
Разрешите вашему ребенку прекратить прием наркотиков самостоятельно. Если ваш ребенок впервые признался вам, что употребляет наркотики, но категорически отказывается идти к врачу, то разрешите ему попробовать бороться с зависимостью самому. Не надейтесь на чудо. Без квалифицированной медицинской помощи это невозможно, но пусть ваш ребенок поймет это сам.
Помогите ребенку найти лечащего врача.
Это единственное одолжение, которое вы должны ему сделать. Самому идти в больницу “сдаваться” бывает страшно и стыдно. Вам следует поддержать решение обратиться к врачу, присутствовать в качестве моральной поддержки на первом приеме, консультироваться с врачом в дальнейшем. Пройдет несколько лет, прежде чем вы перестанете нуждаться в его советах.
Сохраняйте постоянную систему родительского контроля на всем протяжении лечения и еще как минимум год после его окончания. Но контроль не должен быть абсолютным. Примерно через 2–3 месяца после прекращения приема наркотиков у вашего ребенка должна появиться некоторая степень свободы. Вы должны разрешить ему находиться в течение хотя бы 1–2 часов вне вашего контроля.
Не набрасывайтесь на ребенка сразу, если вам показалось, что он после перерыва вновь начал употреблять наркотики. С самого начала лечения вы
должны быть готовы, что он может “сорваться”. При первых подозрениях посоветуйтесь с врачом. Понаблюдайте за ребенком несколько дней. Ваши обвинения должны иметь под собой очень серьезные основания. Если вы и врач считаете, что пациент возобновил прием наркотиков, вместо длительного выяснения отношений предложите ему сдать кровь на экспертизу.
Будьте осторожны с наркологическими препаратами и с советами друзей. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у собственного ребенка и покупать ему лекарства, которые помогают Васе и Пете избавиться от “ломок”. Прежде чем использовать какой-либо препарат, посоветуйтесь с лечащим врачом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Мы разработали сценарий мероприятия,
« Мы против наркотиков!»
Звучит спокойная музыка
1-й вед. Добрый день!
2-й вед. Пришли мы сегодня к вам, чтобы вас немного просветить.
1-й вед. А может, и озадачить.
2-й вед. Поразмышлять вместе с вами над сутью бытия и о здоровье поговорить.
1-й вед. Известно всем давно, что вредны пьянство и курение.
2-й вед. А еще наркотики вредны.
1-й вед. Откуда информация? И с чего бы это так? Это все опасно, но доказать-то как?
Учитель: Слово “наркотик” прочно существует в словаре ХХI века как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, было интересно узнать, как реагируют люди на это слово чисто внешне. Улыбаются , морщатся, машут руками, крестятся и т.д.Дети: Мы разбились на три группы, и задали вопрос людям пожилого возраста, среднего возраста, молодежи и школьникам. Опрос на улицах города и в школе дал следующую статистику: из 30 опрошенных:
1) Люди пожилого возраста - 12 человек.Их реакция:испуг - 4 человека,недоумение, непонимание - 3 человека,безразличие - 3 человека,озлобленность и агрессия - 2 человека.2) Люди среднего возраста - 10 человекИх реакция:страдание - 1 человек,испуг - 4 человека,агрессия - 5 человек.3) Молодежь - 8 человек:интерес к теме разговора - 5 человек,испуг - 3 человека.1-й вед. Открываем наш устный журнал « Спорт против наркотиков»
2-й вед. Первая страничка нашего журнала « Сделай свой выбор»
Звучит тревожная музыка
1-й вед. Внимание – опасность!
2-й вед. Осторожно – наркотики!
3-й вед. Время пошло – выбирай!
4-й вед. Медики утверждают:….
1-й вед. …Продолжительность жизни человека, попавшего в наркотическую зависимость, 10-15 лет.
2-й вед. Срок жизни наркомана – 30-40 лет.
Перестроение в группе.
2-й вед. Основные причины смерти наркоманов:
4-й вед. Передозировка.
1-й вед. Сердечно-сосудистая недостаточность.
2-й вед. Почечная недостаточность.
3-й вед. Гибель в драках и дорожно-транспортных происшествиях.
4-й вед. Самоубийство.
Перестроение группы
1-й вед. Статистика утверждает:
Смертность среди наркоманов за 5 лет увеличилась в России в 5 раз.
90% ВИЧ-инфицированных – наркоманы.
2 –й вед. Мы зло похороним во чреве Земли.
Всю гадость наркотиков в гроб положи.
Вот грязного зелья дозы смертельные.
Документы на ввоз их поддельные
А это пробы первое желание,
Вызывающее у сверстников страдание.
И адские муки ломки как следствие.
Врачи говорят – настоящее бедствие.
А это ДНК наркомана с мутацией,
Что ведет к слабоумию нации.
1-й вед. А вот обманные кайфа грезы
И матерей наших слезы.
А это все то, о чем не успели сказать.
Пора гроб смертельный друзья закрывать.
Объявляем бой наркомании всей!
Мы хотим видеть счастье планеты детей.
Если враг угрожает здоровью людей
Значит, зло пресеки и навечно убей!
2-й вед. Нет наркотикам! Нет! Будь здоровой, земля!
Пусть очищены будут от зелья поля!
Дети в мире и счастье живут среди нас.
Нет наркотикам! Нет! Призываем мы вас!
Учитель: Сегодня мы пригласили к нам на встречу медицинского работника. Несколько слов о наркомании с научной точки зрения.( выступление медсестры)
Учитель: Ребята, может быть вы хотите задать вопросы Зинаиде Александровне?(дети задают вопросы)Учитель: Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей - сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и неизменного порока. Но некоторые губят свою жизнь наркотиками. Её губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты.( Звучит песня (отрывок) В. Высоцкого)Великий поэт, актёр В. Высоцкий употреблял наркотики. Это была его самая большая проблема. Он предпринимал отчаянные попытки излечиться отнаркомании, но было поздно25 июля 1980 г. В. Высоцкого не стало.Смерть его была неожиданной для его поклонников.- Ребята, а каких ещё известных людей вы знаете, в чьей жизни большую роль сыграли наркотики?( Ответы:И.Сорин. Солист группы ” Иванушки”, группа “Биттлз”, французская певица Эдит Пиаф, Михаил Горшенёв, солист группы «Король и Шут»)- Как вы думаете, какие качества человека способствуют его приобщению к наркотикам?(ответы учащихся)- Какие причины могут подтолкнуть людей к принятию наркотиков?- Если вам когда-нибудь предложат попробовать наркотик “за компанию”.- Что сделаете вы?(ответы учащихся)
1-й вед.- Благодаря разработанному проекту, проведенным мероприятиям¸ акциям, посвященным профилактике наркотизации и пропаганде здорового образа жизни, мы уверенны, что уровень наркомании снизится.
2-й вед. - Мы считаем, что каждый из нас может способствовать снижению наркотизации и пропагандировать здоровый образ жизни, организуя подобные мероприятия, конкурсы, акции, занимаясь волонтерской деятельностью, рассказывать о вреде таких препаратов и об ужасных последствиях.
Все. Скажи наркотикам « нет» сейчас, сегодня! Завтра может быть поздно!
ЛИТЕРАТУРА
Бабаян Э.А. Гонопольских М.Х. Наркология Учеб.пособие-2-е изд.- Медицина, Москва, 1990
Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. «Комплект», Санкт-Петербург,1997
Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании.- Л.: Медицина, 1990.
Наркомании у подростков/ В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, В.А. Глушков.- К.: Здоровье, 1989.
http://www.narkotiki.ru/5_6383.htmhttp://davaiknam.ru/text/osnovi-profilaktiki-narkomanii-i-narkoprestupnosti-kurs-lekcijhttp://xreferat.com/22/9854-1-mezhdunarodno-pravovoe-sotrudnichestvo-po-profilaktike-narkomanii-i-narkoprestupnosti.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/619311/