Профилактика наркомании в среде обучающихся СПО



Содержание
Введение
Основная часть
Что такое наркотики?
Причины употребления наркотиков.
Внешние признаки употребления наркотиков.
Влияние наркотиков на организм детей.
Антинаркотическое воспитание подростков
Разработка внеклассного мероприятия «Выбор за тобой».
Заключение
Литература
Введение
Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время приняли катастрофические размеры. Наркомания захватила подростков. Каждый четвертый российский подросток употребляет наркотики. Каждый десятый - гибнет, либо от передозировки, либо от СПИДа или других болезней, занесённых грязней иглой.
Безусловно, от наркотиков всех спасти и уберечь невозможно, но вооружить подростков важной информацией, научить их, как отказаться от первой пробы, выработать чувство уверенности в себе, развить в каждом из них адекватную самооценку.
Мода и стиль в жизни в огромной степени определяют характер поведения молодежи. Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от десяти до двадцати одного года удержать от курения, спиртного и наркотиков, то вероятность того, что он в будущем станет от них зависимым, существенно снижается. Воспитательная работа по профилактике наркомании должна способствовать формированию чувства ответственности за свою жизнь. Можно сколько угодно говорить о стадных инстинктах, о желании выделиться, но эти рассуждения не дают ответа на главный вопрос: «Как убедить подростка не начинать?» Поэтому вся детско-подростковая среда становится объектом ранней антинаркотической профилактики.
Данная разработка содержит информацию о вредном воздействии наркотиков на организм, знакомит со способами отказа от предлагаемых наркотиков, с 4-х шаговой техникой поведения в давящих ситуациях, с методикой «Сделай свой выбор».
Цель данной метод разработки:
- ознакомление педагогов с методами воспитательной работы по профилактике наркомании и подростков с правилами поведения в давящих ситуациях.
Задачи:
- повышение качества работы по профилактике употребления ПАВ;
- формирование у подростков антинаркотических установок;
-развитие умения противостоять вовлечению в наркотизацию.
Данное внеклассное мероприятие для подростков, которых ещё не коснулась беда по имени «наркомания».
Материалы методической разработки могут быть использованы классными руководителями для проведения воспитательной работы с подростками по профилактике наркомании.
Основная часть
Что такое наркотики?
Наркотики - это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущения, мысли, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость.
Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и запрещенные.
Легальные наркотики. К ним относится ряд лекарств, например транквилизаторы (реланиум. элениум); барбитураты (люминал) и ряд других препаратов, которые выписываются строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни. При строгом соблюдении правил их применения они не приносят ущерба здоровью.
Табак - также относится к легальным наркотикам. Вызывая психическую и физиологическую зависимость, табак сильно влияет на здоровье человека, способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, желудочных заболеваний.
Алкоголь - наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков. Алкоголь не только формирует психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет сознание человека, вплоть до клинических форм безумного и безрассудного поведения. Злоупотребление алкоголем неизбежно приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.
Запрещенные наркотики. Особенностью этих веществ является способность очень быстро формировать психическую и физиологическую зависимости от их применения. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик нужен как глоток воздуха, без которого человек не может жить.
К запрещенным наркотикам относятся, марихуана (конопля); производные опия -переработанное молочко мака, маковая соломка (растительные опиаты), героин, морфий (синтетические опиаты); кокаин; ЛСД (производное лизергиновой кислоты); амфетамины; эфедрин.
Среди подростков злоупотребление препаратами конопли встречается наиболее часто. Препараты из конопли бывают нескольких видов.
Высушенная или не высушенная зеленая травянистая часть конопли («марихуана») это похожие на табак, обычно светлые, зеленовато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Как правило, их курят, забивая в папиросы вместе с табаком.
Прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измельченных верхушек конопли (жаргонные названия «анаша», «гашиш», «план», «кэш») темно-коричневая плотная масса, по консистенции напоминающая пластилин (но менее пластичная). На бумаге она оставляет жирные пятна. Гашиш может быть рыхлым и твердым. Наркодельцы продают его в самых разных формах, на любой вкус - в виде таблеток, пилюль, прессованных плиток, палочек, паст. Цвет зеленовато-бурый, светло-зеленый, темно-коричневый до почти чёрного.
Гашишное масло наркотическое средство, полученное из конопли с помощью различных растворителей и жиров. В нем наркогенных веществ в 30-40 раз больше, чем в конопле. Наркоманами используется также первитин (метамфетамин) - кустарно приготовленная жидкость, прозрачная или слегка мутная, бесцветная, желтая или коричневая. Легко возгорается. Появился первитин в виде бесцветного кристаллического вещества, похожего на кусочки льда, пары которого вдыхают ртом, подогрев это вещество. Выпускается также в виде таблеток или порошка белого цвета. Первитин вводят в вены, глотают, пьют, курят пропитанные им табачные изделия.
«Маковая соломка», «солома», или «сено» - мелко размолотые (иногда до состояния пыли) коричневато-желтые сухие части растений: листья, стебли и коробочки.
«Ханка» - это застывший темно-коричневый сок маковых коробочек (он же опий-сырец), сформированный в лепешки по 1-1.5 см в поперечнике.
«Бинты», или «марля». - пропитанная опием-сырцом хлопчатобумажная ткань. Она становится коричневой, если до пропитки имела светлый цвет, плотной и ломкой на ощупь.
В обработанном виде наркотики могут выглядеть как растворы. В случае кустарного изготовления из растительного сырья получают коричневый раствор, похожий на более или менее крепко заваренный чай. с отчетливым, иногда резким запахом уксуса. Когда отстоится, становится светлее и прозрачнее, дает осадок в виде мелких темных частиц. Это и есть имеющий дурную славу «черный раствор», или «черное». Этот раствор наркоманы вводят в вену, что имеет особенно тяжелые последствия.
К препаратам из мака относятся также морфин, героин, кодеин, метадон. Многие из них недоступны для подростков по причине дороговизны.

















Причины употребления наркотиков.
Причин для первого употребления можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.
1. Употребление из любопытства. Человек любопытен по своей природе.
Особенно любопытен подросток, познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков не только не пугают, но порой даже привлекают, «чем опаснее, тем заманчивее».
Употребление ради удовольствия.
Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ - принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получать удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой. Желания получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренних границ (запретов): «Я могу позволить себе все что угодно».
3. Употребление как протест против родителей. Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». «Вы больше не сможете управлять мной».
4. Употребление, чтобы снять напряжение. Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в собственных силах являются одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик становится средством защиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует тому, что ребенок может попасть под дурное влияние сверстников. «Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят (пьют) все».
Вызывать пагубное пристрастие могут различные причины. Иногда в этом повинно влияние группы ровесников такой, в которой одурманивание наркотиками считается хорошим тоном и как бы санкционирует принадлежность индивидума к группе. В других случаях наркотическое пристрастие результат царящей в данном молодежном кругу моды на употребление наркотиков или проявления интереса, любопытства подростка к ощущениям, которые вызывают запретные гашиш, героин или ЛСД.
Причинами пристрастия к наркотикам могут быть также различные затруднения молодого человека, связанные с семьей, школой или, например, с неудачной любовью. Наконец, таким фактором могут стать обыденные проблемы жизни, зачастую глубоко переживаемые человеком, особенно в подростковом возрасте. Многие молодые люди сталкиваются с приверженцами моды на наркотики. Все испытывают жизненные затруднения, а наркоманами становятся лишь некоторые. Почему же один человек поддается пристрастию, а другой – нет, хотя на обоих воздействуют одни и те же внешние факторы? Решающими здесь оказываются типологические особенности характера человека. Некоторые типы личности оказываются более восприимчивыми к влиянию неблагоприятных факторов. Этим и объясняется , например, то, что из двух братьев, живущих в одинаковых условиях, один может стать наркоманом, а второй - нет.
Важнейшей причиной пристрастия к наркотикам являются специфические черты психики человека. К возникновению наркотического влечения предрасполагают нервозность, эмоциональная незрелость, амбициозность, отсутствие контроля за своим поведением, неумение ставить цели и добиваться их, ложная система ценностей.
Подростки, у которых под влиянием семьи, школы или ровесников сформировался подобный тип личности, обычно выдвигают завышенные требования к жизни, ожидая немедленной их реализации. Для этих молодых людей характерно расхождение между желаниями и возможностями их удовлетворения. Они болезненно впечатлительны, как правило, боязливы и уступчивы, их отличает неустойчивость психических процессов. Эти свои качества они считают слабостью и стыдятся их, а потому стараются казаться сильными, навязывать другим свою волю, сами же проявляют недостаточную стойкость перед различными неудачами, хотя тщательно скрывают это. Они не умеют смиряться с поражениями, легко раздражаются и в случае жизненных неудач быстро впадают в уныние.
Эти черты мешают подросткам в осуществлении их стремлений. Они очень болезненно переживают постоянную неудовлетворенность своих потребностей, недостаток достижений и успехов. Чтобы как-то заглушить эти неприятные ощущения, они занимают вызывающую, агрессивную, бунтарскую и строптивую позицию или же. вместо того, чтобы преодолевать трудности, отступают, избегая их.
Особенно благоприятствует возникновению наркотического влечения резвившаяся у молодого человека привычка уклоняться от жизненных трудностей, уходя в свой внутренний мир. который легко может стать миром наркотических видений.
Так, чрезмерная заботливость матери о ребенке (особенно единственном), предоставление ему безграничной свободы, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение всех его прихотей являются одним из основных источников формирования черт личности, которые впоследствии могут стать причиной возникновения наркотического пристрастия у подростка. Такое неправильное воспитание называется гиперопекой. Гиперопека - чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывающих свое мнение по любому вопросу, диктующих каждый шаг. Ограждение от опасностей, культивирование осторожности. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). Ребенка восхваляют, культивируя в нем чувство исключительности: освобождают его от всех тягот, выполняют все его прихоти, снимая ответственность за поступки.
К неблагоприятному результату могут привести и слишком суровое отношение к ребенку, нетерпимость, эмоциональная холодность родителей. Гипоопека - воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания: ребенок, лишенный ласки и внимания со стороны старших, его постоянно третируют, унижают, противопоставляют другим детям, лишают всех удовольствий или систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, полное отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
В первом случае у ребенка не вырабатывается стремления преодолевать трудности, которые нередко встречаются в повседневной жизни, формируется недостаточно зрелая или же инертная, уступчивая психика.
У него закрепляются и переносятся на более поздний возраст сложившиеся в раннем детстве представления о собственном всесилии, что в столкновении с жизненными обстоятельствами приносит сплошные разочарования. Подросток начинает избегать сложных ситуаций, опасаясь поражений и невыносимой правды разоблачения, понимая, что он - не такая уж исключительная личность, какой считают его родители. Поскольку в жизни невозможно постоянно уклоняться от трудностей, подросток старается убежать от них в беспроблемный, как ему кажется, а вместе с тем неизведанный мир наркотического дурмана.
Во втором случае ребенок жаждет ласки, любви, которых не получает от суровых. отталкивающих его родителей. Он восстает против их требований и возлагаемых на него обязанностей, против всего мира взрослых. Он агрессивен по отношению к родителям из-за их эмоциональной черствости. Наркотик же, искажая действительность, создает ему иллюзию всеобщей любви.
Именно так образуется психическая склонность некоторых подростков к наркотическому пороку.
Склонность к наркотическому одурманиванию может быть также результатом различных психических травм, вызванных домашней обстановкой, неудачами в учении, а также плохим здоровьем и особенно физическими недостатками, порождающими комплекс неполноценности.
Психические травмы и обиды - одна из причин специфического состояния невроза, в котором доминируют чувства страха, напряженности и душевного страдания, а также представление о безнадежности своего положения. Все это приводит к депрессии, потере чувства собственной значимости и самоуважения. При усугублении этого состояния даже единичный, иногда совершенно случайный прием одурманивающего препарата может привести к пагубному пристрастию.
Эмоциональный диссонанс между тем, что подросток думает, и тем, что он делает и говорит, вытекает из внутреннего конфликта между его совестью и занимаемой им позицией. Подобное несоответствие порождает дискомфорт более значительный, чем отсутствие успехов в школе. И тут подросток открывает для себя, что наркотик как бы сглаживает тяжелое чувство напряженности, ибо притупляет сознание, отдаляет заботы, расцвечивает мир. позволяет забыть о неприятностях, дает психическую разрядку.
Молодой человек еще не отдает себе отчета в том, что это иллюзорный путь самообмана. Он считает, что нашел истинный смысл жизни. Тем временем в организме подростка шаг за шагом укореняется наркотическая зависимость (сначала психическая, а затем и физическая). Он не успеет оглянуться, как станет рабом наркотиков. Особый, весьма серьезный мотив обращения молодых людей к наркотикам - переживаемые ими личные жизненные трудности. Обычно они связаны либо с семейными конфликтами, либо с ситуацией в школе, либо с какими-то иными проблемами. Сложности такого рода вызывают необычайно сильное, болезненно переживаемое психическое напряжение, которое делает невозможной нормальную повседневную жизнь и непременно требует разрядки.
Молодому человеку необходим навык адекватного поведения в трудных ситуациях. Для этого должна быть правильно сформирована его психика. Если у молодого человека отмечаются дефекты психики и при этом он натолкнется на проблемы, с которыми не умеет или не хочет справиться, то он усиленно ищет какой-то иной способ разрядки терзающего его напряжения. Обнаруживается, что эту функцию выполняет наркотик, который, действуя одурманивающе, по крайней мере на я отодвигает все неприятности. В этом случае наркотиком, как и алкоголем,
многообразны. История Евгении подтверждает это. Началось все с амбиций родителей: она должна была реализовать их несбывшиеся мечты о получении высшего образования. Чтобы ничто не мешало реализации плана, девочке запрещалось встречаться с ровесницами, ходить на танцы, бывать на экскурсиях, ездить в летний лагерь. Она должна была все время сидеть дома и учить уроки.
В результате родительских запретов школьница была постепенно «изъята» из жизни класса.
«Никто из одноклассниц не хочет со мной разговаривать вне школы. Все они невысокого мнения обо мне. Я не могу с этим смириться, чувствую себя униженной. Это доводит до отчаяния» - писала девочка в своем дневнике. Чтобы полностью понять серьезность ситуации Жени, необходимо дать себе отчет в настоятельной, особенно для ее возраста, потребности иметь друзей, добиться у них признания, уважения. Девочка была лишена этого. Женя начала прогуливать уроки. Убегала из дому, ночевала с начала у подруг, а позже в притонах. Стала красть, чтобы иметь деньги на гашиш и «компот». Нашла, наконец, приятелей и добилась их признания. Пример Жени показывает, что нельзя игнорировать эмоциональные переживания подростков, ибо они могут стать причиной внезапного и глубокого изменения отношения к жизни, людям и миру и привести к увлечению наркотиками.
Внешние признаки употребления наркотиков.
Самые первые признаки болезни проявляются в изменении поведения ребенка. Вдруг снижается интерес к учебе и школьной жизни. Большую часть времени ребенок проводит вне дома, с новыми, неизвестными вам друзьями. Он начинает лгать и скрывать, где он бывает. Меняются отношения с родителями; вместо добрых, ровных взаимоотношений возникает злоба, раздражение, агрессия. Ребенок перестает выполнять домашние обязанности, стремится любыми путями уйти в свою компанию. Попытки удержать дома приводят к побегам и даже отсутствию дома в течение нескольких дней. Появляются странности психики: приступы неадекватной веселости, дурашливости, двигательная активность вдруг сменяется безразличием, сонливостью, заторможенностью и может переходить в состояние озлобленности, раздражительности, замкнутости. Такие колебания настроения могут отмечаться по несколько раз на
что волосы на голове растут, шевелятся, «становятся дыбом». Кожа бледная. Наркоманов мучает сухость во рту, они постоянно облизывают губы. Опьяневшему хочется всем окружающим сделать что-нибудь приятное, помочь всем нуждающимся. У них присутствует ощущение, что нет неразрешимых проблем, что всё можно сделать. Опьяневшему безразлично с кем говорить. Он навязчиво обращается с разговорами к окружающим, излишне откровенен, стремится поделиться своими необычными ощущениями. Этих людей тянет заниматься творческой деятельностью (писать стихи, рисовать и прочее), не свойственной им ранее. Стоит ли говорить, что позже даже им же самим написанное в состоянии наркотической эйфории кажется просто бредом.
Характерным признаком интоксикации препаратами конопли является повышенный аппетит. Если доза наркотика большая, лицо опьяненного может быть бледным, зрачки - узкими, губы - сухими. При этом он довольно вял, заторможен, погружен в себя, говорит заплетающимся языком. На вопросы отвечает с задержкой, иногда невпопад, односложно. От него может исходить отчетливый запах конопли. Движения неуклюжие и размашистые из-за того, что нарушена ориентация в пространстве.
Состояние наркотического опьянения может быть непродолжительным и повторяться в течение дня.
После опьянения наступает абстиненция (синдром отмены, «ломка»). Состояние это напоминает после алкогольное похмелье: те же сонливость, апатия, вялость, недомогание, иногда - головокружение. Все это сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, плаксивостью, капризностью. Чем большая доза была принята, тем хуже самочувствие после опьянения. Больного мучают озноб, холодный пот, ломота в костях.
Абстинентный синдром начинается обычно с нарастания неодолимой потребности в приёме наркотика. Возникают беспокойство, резкая зевота, обильное потоотделение, нарушение функции носоглотки, напоминающее сильный насморк. Зрачки расширяются и не реагируют на свет. Появляются «гусиная кожа» и озноб, как при высокой температуре, острые боли в желудке, пояснице и бедрах. Затем - головокружение, тошнота и рвота, мышечная дрожь вплоть до опасных для жизни судорог и нарушения кровообращения и дыхания.
Симптомы эти выступают в различных сочетаниях и последовательности, проявляются с разной интенсивностью.
Абстинентный синдром может сопровождаться бредом, различными зрительными и слуховыми галлюцинациями или проявлениями депрессии, полного безразличия к окружающему. Прием наркотика почти сразу устраняет эти недомогания, но это улучшение состояния временное, ибо через несколько часов действие наркотика прекратится, и снова появятся симптомы абстинентного синдрома.
Абстинентный синдром даже очень сильные и терпеливые люди переносят с трудом, настолько интенсивны боли. Эта зависимость настолько велика, что без наркотика в отдельных случаях наступает смерть.
В отличие от наркотического опьянения абстиненция тем ярче выражена, чем больше стаж приема наркотиков. Ее проявления связаны с расстройствами психики. У наркоманов преобладает тоскливое, подавленное, мрачное настроение. Они в это время злобны, раздражительны, конфликтны, безучастны к окружающим и близким. У них может возникать беспричинное чувство страха. Общим проявлением абстинентного синдрома для всех форм наркомании является возбуждение. Оно снижается по мере развития заболевания.
При гашишной наркомании возникают разнообразные, крайне неприятные, мучительные, тягостные ощущения стягивания, жжение, давление, раздражение, переворачивание, переливание, щекотание в различных областях тела или отдельных внутренних органах.
При эфедроновой наркомании головные боли чаще захватывают только одну половину головы. Отмечается светобоязнь. Язык малиновый, напоминает лакированный. Характерны подергивания языка, тик лица. Проявляются грубость, необоснованная подозрительность и недовольство окружающими. Сон наступает только после приема успокаивающих или снотворных препаратов.
Наиболее достоверный признак опьянения препаратами из мака - сужение зрачков, которые становятся размером со спичечную головку. Второй признак, не наблюдающийся при приеме других наркотических средств - это зуд кожи лица (особенно кончика носа) и верхней половины туловища. Наиболее ярко это проявляется при употреблении кодеина, когда зуд настолько силен, что у наркоманов имеются многочисленные расчесы кожи головы, шеи за ушами и верхней половины туловища. Третьим важным признаком является сухость кожи, в то время как при других видах наркотического опьянения выступает пот. Иногда проявляется горячее желание быть в обществе, даже если его и не просят об этом; становится навязчивым и назойливым.
Зрачки у наркомана необычно узкие и совершенно не расширяются в темноте, поэтому при сумеречном освещении острота зрения заметно снижается. Кожа бледная, сухая и теплая.
Болевая чувствительность у принявшего наркотик снижена, он может обжечься о сигарету или горячую сковороду, не почувствовав боли.
Такое состояние держится более 8-12 часов, а иногда продолжается всего 4-5 часов. Когда оно постепенно проходит, начинается абстиненция.
В это время наркоман беспокоен. Он напряжен, раздражителен без причины, нервничает. Те подростки, которые еще не имеют тяжелой физической зависимости, способны переносить «ломку» «на ногах». В этом случае они могут сказаться больными. И действительно, картина абстиненции после отравления наркотиками из мака в легкой форме напоминает ОРЗ или расстройство желудка. Начинается она с резкого расширения зрачков, вялости, недомогания, озноба, сильной потливости и сниженного настроения. Наркоманы кутаются в теплые вещи, включают обогреватели, даже если дома не холодно. Их мучает насморк, а некоторые постоянно чихают. Их тошнит, может начаться и рвота.
Болит живот, у некоторых бывает частый жидкий стул. В это время наркоманы почти не спят по ночам. Лежать неподвижно не могут, хотя и стараются. Переносить такое состояние способны лишь те, кто либо недавно злоупотребляет наркотиками, либо те, кто пользуется поддержкой и заботой родных. Обычно же наркоман не выдерживает. На третьи сутки болезнь внезапно «проходит»: значит, он «подкололся» и почувствовал себя лучше.
Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Постепенно он становится их рабом.




Влияние наркотиков на организм детей.
Есть привычка и есть болезненное пристрастие к наркотикам. Вредную привычку победить легче.
Если сформирована привычка, то хотя подросток и ощущает сильное желание принять наркотик, он еще может силой воли сдержать себя. У него еще нет потребности в постоянном увеличении дозы принимаемого наркотического вещества, еще не бывает «ломки». Прием наркотиков хотя и отрицательно влияет на психику и общее состояние здоровья, не оказывает пока серьезного влияния на поведение в быту и в общественной жизни.
Но этот период продолжается недолго. Наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма. Вследствие этого они становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия организма в целом.
После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает абстинентный симптом. Подросток вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, утомляемость. Появляется сильное беспокойство. Постепенно страх не найти деньги на наркотик становится невыносимым. Нарастают отчаяние, чувство безнадежности. Некоторые подростки находят выход в самоубийстве.
Подросток не в состоянии чем-либо заняться, выполнять какую-либо работу. Его единственное желание - любой ценой раздобыть наркотик. На этом концентрируются все его мысли и поступки, зачастую наркотик для него становится важнее пищи. Такому состоянию сопутствуют телесные недомогания: сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги и др.
Употребление наркотиков всегда приводит к грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации наркомана.
Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к необратимым изменениям в нервной системе, распаду личности. В результате наркоман теряет некоторые высшие чувства, утрачивает сдержанность. Появляются наглость, нечестность, угасают жизненные устремления и цели, интересы и надежды. Человек теряет родственные чувства, привязанность к людям. Наркотическое одурманивание и серьезные недомогания делают невозможными учебу и работу, поэтому наркоманы обычно тунеядствуют.
Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и заметному упадку физических сил. Кожа становится бледной и сухой, лицо приобретает землистый оттенок, появляется нарушение равновесия и координации движений, что ошибочно можно принять за проявление алкогольного опьянения.
Отравление организма становится причиной болезни внутренних органов, особенно печени и почек.
Дополнительные осложнения происходят от внутренних инъекций наркотиков грязными иглами и шприцами. Последствием могут стать заражение крови, СПИД. Бывают несчастья не столь глобальные, но все-таки весьма опасные для здоровья. У наркоманов часто встречаются гнойные поражения кожи, тромбозы, воспаление вен, а также разные инфекционные заболевания, например гепатит.
Нередки случаи передозировки наркотика, особенно когда после абстинентного синдрома снижается иммунитет организма, о чем наркоман обычно не знает. В результате - тяжелое отравление, сопровождающееся бредом и комой. В последние годы возросло число лиц, которые систематически увеличивают дозы наркотиков. Участились случаи острых отравлений и смертей среди молодых наркоманов.
Одурманивают себя наркотиками иногда даже 10-12-летние дети, причем именно они используют опасные препараты, главным образом из мака, которые быстро вырабатывают в организме зависимость от наркотика. Эти вещества, вырабатываемые кустарным способом, содержат большую долю токсических загрязнений.
Отмечено также, что школьники часто употребляют медикаментозные препараты наркотического действия, быстро приводящие к устойчивым изменениям мозга.
Самые тяжелые последствия возникают при приеме препаратов из группы опия и индийской конопли. Происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. При абстиненции идет резкое нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.
Наркотик глубоко вмешивается во все обменные процессы, практически не остается ни одного не пораженного органа.
Выпадают зубы, волосы, полностью подавляется эндокринная система, затормаживается рост, истощается половая функция, изменяется состав крови, быстро выходит из строя печень (цирроз и рак печени), возникают незаживающие язвы, гибнут нервные клетки, расстраивается высшая нервная деятельность, изменяется психическая сфера.
У подростков болезнь протекает более злокачественно.
Быстрее возникает тяжелое органическое поражение мозга, прогрессирует оскуднение интеллекта, нарушение внимания, памяти, замедление психомоторных реакций, снижается общительность, нарастает слабоумие и социальная деградация.
Статистика показывает, что 30% наркоманов умирают от инфекционных заболеваний вследствие снижения иммунитета, другие 30%о - кончают жизнь самоубийством, остальные - от передозировки или из-за невозможности принять мед. помощь.
Антинаркотическое воспитание подростков
Одной из главных причин взрывного роста заболеваемости является неосведомленность потенциальных наркоманов-подростков и лиц с невысоким социальным статусом. Нередки случаи, когда молодой наркоман сообщает, что даже не представлял себе механизма действия наркотика, не говоря уже о формировании зависимости.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в стране требует срочного развития системы контрпропаганды и разъяснительной работы об опасности наркотиков среди населения.
По мнению наркологов, психологов, валеологов, социологов, система контрпропаганды наркотиков должна строиться на трех принципах:
Широкий выбор средств пропаганды.
Разумный выбор объектов профилактики.
Компетентность разработчиков программ и занятий. Воспитательная работа по профилактике наркотизма должна начинаться с первого класса .
В начальном звене - включение игровых программ воспитания трезвости и отрицательного отношения к наркогенным факторам. У подростков - формирование навыков анализа критической информации, получаемой о наркотиках, алкоголе, табакокурении и умения правильно принимать решение.
Данная работа должна быть направлена на формирование ЗОЖ и трезвеннических установок у подрастающего поколения.
Формы работы:
- групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие социальной адаптации, психофизиологической саморегуляции, повышение устойчивости к стрессам, уверенности в себе, формирование жизненных целей для достижения ЗОЖ, отказ от вредных привычек и т.д.;
- беседы, лекции, диспуты с объяснением общественных, психологических, медицинских и юридических последствий злоупотребления наркогенных факторов (медики, педагоги, юристы, психологи, психотерапевты);
-выступления популярных личностей, спортивных тренеров, психотерапевтов на темы: «Формирования жизненных целей для достижения ЗОЖ», «Формирование характера (или силы воли, физического совершенства и др.)»;
вечера вопросов и ответов с демонстрацией слайдов, плакатов, диаграмм;
беседы с родителями о вреде наркотиков для подрастающего поколения, акцентируя внимание на совместное проведение досуга в семейном кругу.
При рассказе школьникам о наркотиках следует избегать излишней информации, нельзя давать подробные сведения о наркотиках (внешний вид, способ приема, действие, вызываемые ощущения). Это часто играет роль негативной рекламы
Изложение материала должно проходить без лишней драматизации, без многих сообщений об ужасах, т.к. для большей части молодежи свойственно стремление к риску и убежденность, что со мной ничего не случится.
Современные мировые социальные технологии, основанные на высокоразвитых социальных науках, являются весьма эффективными, доказавшими свою полезность на практике.
Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.
Прием наркотиков превращает человека в автомат, робота, действиями которого управляет принимаемое вещество. В наркотиках нет особой сверхъестественной силы, порабощающей человека, наоборот, человек собственной рукой накладывает на себя гнетущее его впоследствии ярмо наркомании
Болезнь легче предупредить, чем лечить. Неуклонный рост числа подростков, употребляющих алкоголь и наркотики, делает эту работу актуальной и необходимой. Ее эффективность может быть значительно повышена в результате объединения усилий работников педагогических, медицинских, правовых, социальных учреждений, конфессиональных и общественных организаций.
От того, насколько методически правильно будет организована профилактическая работа, зависит результат, цена которого здоровье и жизнь детей - будущего России.




















Внеклассное мероприятие: «Выбор за тобой»
Цель: формирование жизненно важных навыков:
- умение решать проблемы
- умение противостоять давлению сверстников
- умение сказать «нет»
Оборудование: видеофильм «Право на жизнь», телевизор, карандаши, альбомные листы, буклеты: «Приёмы отказа от предлагаемых наркотиков».
На доске: 1) «Самое лёгкое в жизни - умереть, самое трудное - жить». (А.Азад)
2) плакаты: «Всегда есть выбор» и «Не дроби жизнь на дозы!» Вводное слово учителя:
Наркотики вышли на улицы наших городов. Те самые улицы, на которых играют дети. Россия безвозвратно теряет поколение граждан, которым сегодня от 13 до 25 лет. 2.Возраст и наркомания
1. До 1960-х г.г. наркоманией заболевали люди в основном молодого и среднего
возраста.
2. В 1960-х г.г. употреблять марихуану стали не только взрослые и обучающиеся всех возрастов, включая и младших школьников.
3. Сегодня всё чаще встречается употребление наркотиков с 12-15 лет.
4. Наркозависимыми являются 185 млн. человек. Это около 3% всего населения планеты.
Наркотики приносят ощутимый вред не только тем. кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом.
Наркомания - социально заразное заболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп. Поэтому невозможно изолированное существование наркомана в среде - рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков.
Сегодня на занятии мы поговорим о способах отказа от предлагаемых наркотиков и познакомимся с 4-х шаговой техникой в «давящих» ситуациях:
Работа в подгруппах по 4-5 человек
Задание: Развенчание мифов о наркотиках.
Наркотик очень коварен, он создаёт вокруг себя множество мифов. Миф 1: «Не от всех наркотиков возникает зависимость...»
Факт: Нет «легких» или «тяжелых» наркотиков. Все эти вещества влияют на психику, вызывая зависимость и необратимые явления в мозге. Все наркотики вызывают привыкание. Никто из начинающих употреблять наркотики не хочет быть наркоманом, но становится им.
Миф 2: «Употребление наркотиков не болезнь, а баловство, дурная привычка» Факт: Употребление наркотиков очень скоро приводит к возникновению болезни, название которой - наркомания. Основным симптомом страшной болезни является зависимость от употребления наркотика, который начинает играть в обмене веществ человека такую же роль, как воздух, вода и пища. Если эту болезнь вовремя не остановить, то она приводит к ранней и мучительной смерти, так как изменения ч организме становятся необратимыми.
Миф 3: «Наркотики помогают решить жизненные проблемы...»
Факт: Когда болит зуб, можно принять анальгин и боль уменьшится. Но это не решит проблемы. Со временем зуба не будет. У людей, употребляющих наркотики жизненных проблем становится больше.
Миф 4: «Наркотиком могут поделиться просто так по доброте душевной» Факт: Есть такая поговорка: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Наркотики сначала предлагают бесплатно, человек привыкает и тогда с него начинают требовать деньги. Расчёт на то, что пойманный на наркотический крючок будет платить всю оставшуюся жизнь.
Миф 5: «Наркотики делают человека свободным...»
Факт: Интересно, почему тогда тех. кто принимает наркотики называют «зависимыми»? Наркомания, как любая болезнь ограничивает человека во всех сферах жизни. И как смертельна болезнь может вообще освободить его от жизни! Начавший употреблять «дурь» становится её рабом.
Миф 6: « Наркотики придают силу, смелость... »
Факт: Сильным и смелым не нужны наркотики, чтобы решать свои проблемы. По-настоящему сильные люди не только не нуждаются в наркотиках, но и помогают другим отказаться от них.
Миф 7: « Наркомания излечима»
Факт: Нельзя избавиться от наркомании просто «попросив у нее прощения», как у родителей за плохой поступок. Наркомания не прощает ничего, никогда и никому! Каждый наркоман в этом убедился.
Наркомания неизлечима, иногда болезнь переходит в скрытую форму и стоит после долгого лечения хоть раз попробовать наркотик, как болезнь вспыхнет, снова приобретая ещё более тяжёлую форму.
Просмотр фрагмента «Давление сверстников» (видеофильм). После просмотра видеозаписи проводится обсуждение увиденных способов оказания давления.
Проведение теста.
Чтобы проверить, как хорошо Вы можете противостоять давлению сверстников, используйте этот тест. На вопросы отвечайте как можно откровенно.
1.Вы нравитесь себе и уважаете себя?
2.Вы знаете свои сильные и слабые стороны?
3. Вы доверяете себе?
4.Вы знаете» какие ценности для вас действительно важны?
5 . Вы знаете, как самостоятельно принять решение?
6. Вы общаетесь с друзьями, которые принимают вас таким, какой вы есть?
7. Вы знаете, как сказать «нет» в ответ на давление сверстников?
8. Вы знаете, как вести себе в различных «давящих» ситуациях?
9. Вы несете ответственность за свои поступки?
10. Вы раздумываете, прежде чем что-то сделать?
Если вы ответили «Нет» на какой-нибудь вопрос, ваша способность противостоять давлению сверстников может быть преодолена.

Упражнение «Рука»
Обучающиеся берут альбомные листы и карандаши и, положив на лист свою ладонь. обводят её. Затем на каждом пальце записывают черты своего характера, которые, по их мнению, помогут отказаться от предлагаемых наркотиков. По окончании работы желающие озвучивают свои работы.
4 шаговая техника в «давящих» ситуациях:
1. Разберитесь, что происходит на самом деле. Разберитесь в ситуации:
Где вы?
С кем вы?
Что они делают?
Как они ведут себя?
Как вы относитесь к тому, что происходит?
Нервничать в стрессовой ситуации - нормально. Сильно нервничать или бояться – это реакция вашего организма на то, что может случиться беда.
Доверяйте своим органом чувств (верьте тому, что видите и слышите). Ваши глаза и уши обычно могут сказать вам, что происходит. Верьте им. Определив, что происходит, спросите себя: «Будут ли меня побуждать делать что-то, чего я не хочу делать?»
2. Подумайте о последствиях:
Какие могут быть отрицательные последствия?
Может ли это нанести вред вашему здоровью?
Может ли это привести к проблемам с друзьями? Родителями? Учителями? Милицией?
Какие могут быть положительные последствия?
Как вы будете относиться к себе завтра? Будете ли вы считать, что приняли правильное решение?
Будут ли люди, которые заботятся о вас. разочарованы вашим решением?
3. Примите свое решение Это означает решить, что хорошо для вас...
Обоснуйте свое решение: Возможными последствиями.
Перевешивают ли положительные последствия отрицательные?
Не надейтесь на то, что с вами ничего не случится!
Что бы вы ни решили, вы должны быть готовы к любым последствиям. Влиянием ваших поступков на ваше отношение к себе.
Ваше решение может повлиять на других людей - ваших родителей, братьев и сестер, друзей и т.д.
Но ваше решение обязательно повлияет на вас и ваше отношение к себе!
4. Сообщите другим о вашем решении
Это может быть трудно, но вы можете облегчить это себе.
Выглядите и действуйте уверенно - даже если вы нервничаете или напуганы.
Стойте или идите, выпрямившись.
Смотрите людям прямо в глаза.
Говорите ясно и по делу, обычным голосом.
Вот что вы можете произнести, когда решите сказать «нет»:
«Нет, спасибо».
«Мне это неинтересно».
«У меня другие планы».
«Мне это не нравится»
«Меня от этого тошнит».
Если на вас продолжают оказывать давление, вы можете сказать:
1) «Нет, больше меня не уговаривайте».
2) «Я уже сказал «нет», почему вы продолжаете уговаривать меня?»
3) «Мне нужно уйти».
ПОТОМ ПРОСТО УЙДИТЕ.
Заполнение таблицы
Мой выбор: «Нет наркотикам»
Аргументы «за» Аргументы «против»
Девять причин сказать «нет» наркотикам (на отдельном листе)
Подведение итогов
1.Методика «Сделай свой выбор»
У каждого студента по 4 карточки разного цвета:
красная – Я против
жёлтая – Мне всё равно
синяя – От судьбы не уйдёшь
зеленая - Я – личность, всё зависит от меня.
Обсуждение наиболее эффективных способов отказа от предлагаемых наркотиков.
Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами
это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
«Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
Смените тему: придумайте что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы...)
«Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз.
«Задавить интеллектом»: если употребляющие наркотики убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий.
Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что.
Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходите её стороной.
Подумайте, почему люди не употребляют наркотики?
Они ценят свою жизнь
Они не хотят конфликтов в обществе
Они знают, что первый раз сказать «нет» проще, чем потом пытаться делать это всю жизнь
Просто они хотят быть свободными
Они знают, что лучше зависеть от любви, работы.... а ещё лучше быть совершенно свободным в своём выборе.
Они имеют собственное мнение и способны сказать: «НЕТ!»

ПОМНИ!
1) Наркотик может уничтожить твою душу
2) Разрушить твоё тело
3) Лишить тебя свободы
4) Сделать тебя зависимым
Проще отказаться один раз, чем пытаться делать это всю жизнь.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Заключение
Морфин, героин, гашиш, синтетические наркотики - все это вещества, которые в малых дозах вызывают эйфорию, радостное состояние, душевную и телесную легкость, а в больших погружают человека в глубокий бесчувственный комфортный сон.
Сначала нарушаются социальные связи, затем происходит индивидуальная деградация, снижение интеллекта и, наконец, полное физическое нарушение. Худые, бледные, ненужные ни обществу, ни самим себе, разбившие сердца родителей, искалечившие судьбу детей, наркоманы погибают от истощения или от СПИДа.
Проблема наркомании является одной из основных и важных проблем XXI века, требующая незамедлительного решения.
Уберечь подростков от приема наркотических средств - задача семьи и школы. Тем более, что у подростков это заболевание протекает тяжелее, чем у взрослых; быстрее наступают свойственные наркоманам изменения личности.
Сегодня, как никогда, требуется большая разъяснительная работа о вреде самолечения, злоупотребления транквилизаторами и снотворными средствами. Занятия спортом, участие в клубах по интересам - вот те ориентиры, которые надо иметь на пути к здоровому образу жизни.











Литература:
1. Березина СВ. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании М. 2000 г.
2. Колесов Д.В. Учителю о наркомании. М. 1999 г.
3. Защитим наших детей от наркотиком. Союз правых сил.
4. Газета Здоровье детей. № 20.2008; №16.2008; №19,2008.







































Внеклассное мероприятие: «Выбор за тобой»
Министерство образования и науки Удмуртской Республики Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»


Методическая разработка
по профилактике наркомании
в среде обучающихся СПО


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

2017

Килина Е.А., преподаватель естественных дисциплин



15