Программа Профилактика и предупреждение правонарушений и вредных привычек
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24
г. Челябинск
Программа
Профилактика и предупреждение
правонарушений и вредных привычек
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы
Программа «Профилактика и предупреждение правонарушений и вредных привычек»
Основания для разработки программы
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребёнка.
Семейный кодекс РФ.
Федеральный Закон РФ «Об образовании».
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ президента РФ от 01.06.12 № 761).
Областная целевая программа профилактики преступлений и иных правонарушений в Челябинской области на 2012-2013 годы (утверждена 16.11.11 № 405-П).
Областная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Челябинской области на 2010-2012 годы (утверждена 18.02.10 № 33-П).
Областная целевая программа профилактики и противодействия проявлениям экстремизма в Челябинской области на 2011-2013 годы (утверждена 16.11.11 № 404-П).
Устав МАОУ СОШ № 24;
Комплексно-целевая программа по профилактике правонарушений, преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних детей и подростков МАОУ СОШ № 24 на 2012-2015 гг.
Заказчик программы
Администрация МАОУ СОШ № 24 Металлургического района г. Челябинска
Разработчик программы
Учитель начальных классов
Денисова Ирина Васильевна МАОУ СОШ № 24
Исполнители программы
Учителя начальных классов.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана 4 года
Цели
программы
Комплексное решение проблемы профилактики правонарушений и вредных привычек детей, их социальной реабилитации в современном обществе.
Формирование у обучающихся 1-4 классов правовой культуры, культуры здорового образа жизни, раскрытие личностного потенциала ребёнка:
ознакомление учащихся начальной школы с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся начальной школы;
формирование потребности вести здоровый образ жизни;
воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции.
Задачи программы
Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии алкоголя и ПАВ на организм человека.
Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя и ПАВ.
Научить учащихся начальной школы делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
Формировать морально-волевые качества младших школьников.
Система мероприятий по реализации программы
1. Организационные мероприятия.
2. Мероприятия по профилактике правонарушений и вредных привычек, укреплению взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ожидаемые конечные
результаты программы.
1. Создание системы профилактической работы в начальной школе.
2. Снижение факторов риска потребления алкоголя, ПАВ в детско-подростковой среде.
3. Уменьшение количества учащихся группы «риска» в начальной школе.
4. Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у младших школьников.
5. Создание здоровой и безопасной среды в школе.
6. Активное участие детей в общественной жизни класса и школы.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных программой, позволят: - повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
-создать стабильные условия для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
АНТИОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ВАНДАЛИЗМ - одна из форм деструктивного (разрушительного) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества и т. д.
ГРАЖДАНИН - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.
ГРАФФИТИ - изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.
ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ - это попытка заставить другого человека делать что-то, не объясняя истинных причин и против его воли разными способами.
ДОВЕРИЕ(между людьми) - это уверенность, что кто-то поведёт себя в определённых делах определённым образом (или не поведёт).
ЗАКОН - набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством/государствами.
ИГРОМАНИЕ - одержимость азартными играми, игромания признана эмоциональным заболеванием.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
ПРАВО - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
ПРАВОСУДИЕ_вид [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
ПРЕСТУПЛЕНИЕ (уголо
·вное преступле
·ние) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
ТЕРРОРИЗМ - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия.ЭКСТРЕМИЗМ - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма», презентация которого прошла 19 февраля 2009 г. в Москве в рамках Съезда педиатров России.
Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России – самый высокий в Европе и составляет более 13 000 детей в год или 35 в день. По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом (или 11 000 в год) можно предотвратить. По данным доклада, несчастные случаи являются основной причиной смерти детей старше 9 лет, 95% из них происходит в развивающихся странах. В последние годы в развитых странах наблюдается значительное повышение эффективности мер по профилактике детского травматизма. Но и там несчастные случаи составляют 40% от всех случаев смерти детей.
Безопасность детей, наряду с низкой успеваемостью, является одной из важнейших проблем для родителей (законных представителей) и учителей. Многие, не без оснований, опасаются вероятности наступления нежелательных последствий пребывания детей в школе. К этим последствиям относят не только прямую угрозу физическому здоровью, но и первый опыт приобщения детей к проявлениям молодежной субкультуры – овладение нецензурным лексиконом и его активное использование, курение, пробы наркотиков, употребление спиртных напитков, вандализма, первых проб криминального опыта и т.д.
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
Профилактика и предупреждение правонарушения и вредных привычек актуальна для МАОУ СОШ № 24, так как школа расположена рядом лицеем № 82 и МАОУ СОШ № 73, в которых имеется современное материальное оснащение, новый стадион, которые привлекают родителей, неравнодушных к будущему своих детей. Изучение соцпаспорта МАОУ СОШ №24 показывает, что большинство детей, которые поступают в нашу школу, проживают в общежитиях. Более трети учащихся из неполных или неблагополучных семей, родители которых склонны к употреблению спиртных напитков. Социальный состав учащихся неоднородный: дети рабочих, служащих, интеллигенции, предпринимателей. Большая часть родителей наших детей работает на ОАО «ЧМК».
Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% обучающихся, средовой адаптации учащихся начальной школы. Фактическое неумение и нежелание значительной части родителей заниматься воспитанием детей приводит к необходимости педагогическому коллективу в своей деятельности взять на себя решение этой проблемы, чтобы дать нашим детям равные стартовые возможности для их становления как личностей.
В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики правонарушений и вредных привычек детей, их социальной реабилитации в современном обществе, создание условий для формирования у учащихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
Программа направлена на решение следующих задач:
защиту прав и законных интересов детей и подростков;
снижение подростковой преступности;
обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков;
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних детей и подростков в совершение преступлений и антиобщественных действий.
V. НАУЧНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.
Данные технологии реализуются в системе мероприятий в различных формах: диспутах, беседах, тренингах, круглых столах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других формах работы.
VI. МЕРОПРИЯТИЯ ( КЛАССНЫЕ ЧАСЫ) , НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
1 класс
№
п/п
Тема
Форма
Содержание
Приглашенные
Законы школьной жизни
Беседа
Правила поведения в школе, на уроке, перемене.
Все мы разные, но мы одна семья
Беседа,
конкурс рисунков
Мои права и права людей, рисуем свои права.
Кто такой гражданин?
Беседа
Права человека и гражданина, Всемирный день прав ребенка, от чего зависят поступки людей.
Инспектор
ОДН ОП №2
Основы безопасности жизнедеятельности или как уберечь себя от несчастий.
Тренинг
Правила поведения в экстренных ситуациях, один дома, опасность на улице, кража, поджоги и мера ответственности, учебная эвакуация.
Нам не нужны вредные привычки!
Игра- путешествие
Как уберечь от вредных привычек, которые «сегодня» становятся нормой
Медработник
Детской поликлиники
Скверные слова не наши друзья!
Беседа
Культура поведения в общественных местах
Игромание
Беседа
Понятие «игромание», знакомство с признаками компьютерной зависимости.
Педагог- психолог
Урок безопасности в любимых детских сказках
Викторина
Формирование у учащихся основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок.
Дисциплина и порядок – наши верные друзья!
Игра- - соревнование
Профилактика правонарушений, ложные вызовы МЧС, скорой помощи, пожарной, мера ответственности.
Представитель правоохранительных органов
2 класс
№
п/п
Тема
Форма
Содержание
Приглашенные
1.
Традиции семьи, традиции школы
Беседа
Устав МАОУ СОШ №24, права и обязанности, обычаи, семейные традиции.
2.
«Баранкин, будь человеком!»
Игра - путешествие
Профилактика правонарушений, ложные вызовы МЧС, скорой помощи, пожарной, мера ответственности.
Представитель правоохранительных органов
3.
У ребенка тоже ест права!
Беседа
Всемирный день прав ребенка ООН, Конвенция о правах ребенка.
4.
Ответственность и безответственность Что прячем за этими словами?
Игра- путешествие
Как возникли Законы, Правосудие, цель Закона.
5.
От простых проступков до угроз. Ребенок и Закон.
Беседа
Права и ответственность по мере взросления
Соцработник
6.
Нет жестокости!
Беседа
Профилактика агрессивного поведения, самооборона и преступление.
Специалист МЦ
7.
Взгляд в будущее.
Беседа
Профилактика вредных привычек
Специалист кабинета профилактики
8.
Терроризм – угроза общества
Тренинг
Понятие «терроризм», последствие, правила поведения во время теракта.
9.
Школа безопасного поведения
Игра - соревнование
Правила поведения в экстренных ситуациях, один дома, опасность на улице, кража, поджоги и мера ответственности, учебная эвакуация.
3 класс
№
п/п
Тема
Форма
Содержание
Приглашенные
1.
Трудно ли быть хорошим?
Беседа
Устав МАОУ СОШ №24, права и обязанности.
2.
В жизни всякое бывает
Беседа
Один дома, опасность на улице, кража
Представитель правоохранитель
ных органов
3.
Добро и Зло. Причины наших поступков.
Беседа
Профилактика агрессивного поведения, самооборона и преступление.
Специалист МЦ
4.
Конституция-Закон страны
Конкурс кроссвордов
«Я в правовом государстве»
Знакомство с Конституцией РФ
5.
Сегодня поступок-завтра характер
Тренинг
Как не растеряться в мире опасностей
Специалист Отдела семьи
6.
Безвредного табака не бывает, а алкоголя вкусного
Беседа
Профилактика вредных привычек
Медработник
Детской поликлиники
7.
Умей сказать - НЕТ!
Тренинг
Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я, формирование умения говорить - нет.
Педагог- психолог
8.
Мы за ЗОЖ!
Круглый стол
Необходимость ЗОЖ для благополучия будущего
Специалист кабинета профилактики
9.
Доверие. Что такое и легко ли разрушить доверие.
Тренинг
Что такое «доверие», какие поступки его могут разрушить, можно ли доверять каждому.
Педагог-психолог
4 класс
№
п/п
Тема
Форма
Содержание
Приглашенные
1.
Имею право знать!
Беседа
Устав МАОУ СОШ №24, права и обязанности.
2.
Закон есть Закон!
Беседа
Пропаганда правовых знаний, формирование того, что совершая поступок. Не только нарушают закон, но и причиняют боль близким
Представитель правоохранитель
ных органов
3.
Поступки, которые ведут к правонарушениям
Беседа
Нецензурные выражения- наказуемое деяние
Инспектор
ОДН ОП №2
4.
Преступление и наказание
Беседа
Почему совершают преступления, виды наказаний несовершеннолетних.
Соцработник
5.
Граффити и вандализм
Беседа
Понятие «граффити», «вандализм», где можно использовать граффити, какое наказание за вандализм.
6.
«Заблудившиеся » в сети
тренинг
Компьютерная зависимость, знакомство с ее признаками, отработка механизма избавления от такого рода зависимости.
Специалист МЦ
7.
Быть здоровым - это стильно!
Игра - путешествие
Необходимость ЗОЖ для благополучия будущего
Специалист кабинета профилактики
8.
Я выбираю жизнь
Круглый стол
Как не растеряться в мире опасностей, понятие «экстремизм», группировки.
Специалист УСЗН
9.
Я и общественное мнение
беседа
Самооценка, общественное мнение, о социальном явлении «группового давления»
Педагог- психолог
VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация выше изложенных целей, задач и принципов предполагает достижения следующих результатов:
- создание системы профилактической работы в начальной школе;
- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;
- снижение факторов риска потребления алкоголя и ПАВ в детско-подростковой среде;
- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей, толерантного отношения к окружающему;
- создание здоровой и безопасной среды в школе.
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
-основные нормативные документы, отражающие права ребенка и юношества;
-статьи Конституции РФ, определяющие основные моменты жизнедеятельности и совместного проживания граждан РФ;
- основные положения Устава МАОУ СОШ №24;
- основные проблемы молодежи, а также способы их решения на различных уровнях;
- основные понятия, термины изучаемых дисциплин;
- гражданский кодекс, особые статьи и правила;
-правила безопасности жизнедеятельности человека в мирное время;
-правила оказания первой медицинской помощи;
-основы общения и этикета;
-правила личной гигиены.
Должны уметь:
- соблюдать установленный внутренний порядок учебного заведения и прекращать нарушения общественного порядка;
- в общении со сверстниками проявлять корректность и выдержку;
-оказывать помощь, в том числе и первую медицинскую помощь, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев;
-владеть приемами самозащиты без применения оружия;
-самостоятельно развивать свой кругозор, анализировать полученные знания, делать выводы, наблюдать;
-воспринимать информацию изучаемых областей с помощью популярной и специализированной литературы, СМИ;
-правильно формулировать свою точку зрения и защищать её;
-применять полученные знания на практике.
Школа имеет достаточную материально-техническую базу, кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешной реализации данной профилактической программы.
Литература
Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. М.: АПК и ПРО, 2003.
Н. Щербакова, М.А. Александрова. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки. – Вып.4., М.: ТЦ Сфера, 2004. – с. 160;
Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы. М.:ВАКО, 2008. – с. 368 – (Мастерская учителя);
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 4-й класс. – 2-е изд., М.: ВАКО, 2005. – с.192 – (Мозаика детского отдыха.);
Мальцев А.И. Сценарии спортивных праздников в школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – с. 219 – (Здравствуй, школа!);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сеть творческих учителей.
Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1998.
Будыхо В.П. Преодоление отклонений от норм нравственного поведения у младших школьник. – М., 2000.
Воспитание трудного ребенка./Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001.
Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. – М., 1999.
Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков, ж. Классный руководитель, 2003 № 4.
Северов А.П. Психологические особенности асоциального поведения несовершеннолетних. – Киев, 1999.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2002.
Баженов В.А. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Москва. 1994.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 400 с.
1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. СПб.:Издательство «Союз», 2002.
4. Лебедев О.Е, Золотухина В.И., Кошкина И.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоева Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад. М.: Интеллектцентр, 2003.
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Класс: ______, классный руководитель: ____________________________
1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:
По уважительным причинам
По неуважительным причинам
2. Учащиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения
Проблемы в общении
Другие проблемы
в) в социальной сфере:
Кризисная ситуация в семье
Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низким достатком.и др.)
“Поздние дети”
Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям физич. наказаний и др.)
Недостаток внимания ребенку со стороны родителей
Семьи, не поддерживающие контакт со школой:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
“ ___” ______200 __г. Классный руководитель:__________
подпись Ф,И,О,
Карта наблюдений
Ф.И. учащегося Класс
#
Критерии наблюдения
Не наблюда-
ется
Иногда
Часто
1
2
3
4
5
1
Учебная деятельность:
- равнодушие;
- нежелание учиться;
- низкая успеваемость;
- затруднения в освоении учебных программ;
- систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам
2
Взаимоотношения со сверстниками.
Положение в классе:
- изоляция;
- противопоставление себя коллективу;
- положение дезорганизатора;
- положение вожака микрогруппы, состоящей их «трудных» учащихся.
Взаимоотношения со сверстниками:
- жестокое обращение со слабыми и младшими;
- пренебрежительное отношение к сверстникам;
- принадлежность к той или иной молодежной группе
3
Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими
учителями;
- грубость, хамство;
- бестактность;
-ложь.
С родителями:
- конфликтный характер;
-ложь;
- грубость, хамство
4
Проведение свободного времени:
- бросил заниматься в кружке, секции, студии;
- в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);
- употребляет спиртные напитки;
- курит;
- зарабатывает себе на жизнь
5
Отношение к труду, профессиональная ориентация.
Выбор профессии (для старшеклассников):
- незнание своих возможностей и способностей;
- профессиональная неопределенность;
- неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избран-
ной профессии.
Отношение к труду:
- отрицательное отношение к работе;
- невыполнение трудовых обязанностей в школе;
- неисполнение трудовых обязанностей дома;
6
Поведение и поступки.
В школе:
- прогулы;
- нарушение школьной дисциплины;
- нецензурная брань;
- жаргонная речь;
- порча школьного имущества;
- срыв уроков;
-драки.
В семье:
- побеги из дома;
- невыполнение домашних обязанностей;
- непослушание;
-ложь.
Противоправные поступки:
- бродяжничество;
- попрошайничество;
- азартные игры;
- употребление наркотиков;
- проституция;
-кража;
- вымогательство;
- порча имущества;
- нанесение телесных повреждений (в результате драки)
- недобросовестное отношение к труду
13PAGE 141115
13PAGE 142015
Заголовок 115