Урок-сюрприз по теме Правописание Н-НН в суффикасах причастий и отглагольных прилагательных


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа № 4»
г. Рославля Смоленской области
«правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Урок-сюрприз по русскому языку в 7 классе
Пудова О.П.,
учитель русского языка
и литературы
2012 г
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-сюрприз.
Технология: технология контекстуального обучения.
Цель: формирование навыка правильного написания причастий и отлагательных прилагательных.
Знать: орфограммы «н – нн в суффиксах прилагательных», «н – нн в суффиксах причастий».
Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами.
Оборудование: карточки, грамоты.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только приготовьтесь к неожиданностям.
Актуализация опорных знаний.
Цель: повторить правило написания н – нн в суффиксах причастий прилагательных на основе работы с текстом.
Ребята, давайте подумаем, что бы ещё придумать, чтобы запомнить сложное правило «н - нн»? вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ.
(Запись на доске, коллективная работа: дети объясняют написание н – нн).
Доска Смышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже негаданно – нежданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребрянные блюда. Причем все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.
Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?
Объяснительный диктант.
Цель: добиться осознанного написания слов с н – нн при воссоздании текста рисунка.
Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте. (Раздаю карточки).
Карточки:
№1
Купле…ый банан № 3
Реза…ый батон
№ 2
Лишё…ый шкурки баклажан №4
Варе…ый бульон
№ 5
На масле жаре…ый бекон № 6
Протуше…ый бифштекс
№ 7
Пропече…ый кекс № 9
В кастрюльку броше…ый чеснок
№9
Кури…ые ноги №10
Вяле…ый лещи
№ 11
Дробле…ый орех № 12
Маринова…ые огурцы
Теперь мы все вместе составили уникальный рецепт. (Объяснительный диктант). Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написанные н – нн. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт».
Уникальный рецепт
Возьмите ______________________________________,
Добавьте ______________________________________
и киньте в _____________________________________.
На____________________________________________
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов_________________________________________,
______________________________________________
В_____________________________________________ -
Приправа для __________________________________ .
А пара ________________________________________
Вкусней тарелки кислых щей.
Вы в свёклу_____________________________________
Бросайте быстро, без помех.
Ваш___________________________________________
Отведать каждый будет рад.
Самостоятельная работа.
«Моя будущая профессия – кулинар»
Цель: проверить уровень усвоения темы.
А теперь каждый из вас получает необыкновенный конверт, в котором вы найдёте всё, что вам необходимо для создания собственного рисунка. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее.
Наша работа состоит из двух этапов:
Выясняем содержимое холодильника (конверта).
Составим рецепт вместе с другом.
Задание: Вставьте пропущенные буквы на карточках. (8 вариантов)
Пример:
Вариант № 3
Картофель: чищен…ый, резан…ый, подсолен…ый, жарен…ый в масле;
Лук: пасерован…ый, ошпарен…ый, резан…ый ножом, посыпан…ый, рублен…ый;
Грибы: мелкорезан…ые, сушен…ые, туше…ные в масле, смешан…ые с луком.
Работа в группах (по два человека: 1-2 вариант, 3-4 вариант, 5-6 вариант, 7-8 вариант)
Цель: формирование умения создавать собственный текст повествовательного характера, используя ключевые слова.
Задание: Составьте рецепт, используя продукты, изображённые на ваших карточках.
Закрепление изученного.
Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполним упражнение: вставим пропущенные буквы в тексте. (Тексты распечатаны заранее).
Текст.
Теперь займёмся мы столом.
Он полирова…ый притом.
Крахмале…ая скатерть есть.
А вяза…ых салфеток шесть.
Покраше…ы ещё вчера
Все ножки кресла и стола.
Вилки олочё…ые,
Ножи посеребрё…ые.
И вот учё…ый попугай
Гостей зовёт на каравай.
Вот бьют стари…ые часы.
У дам припудре…ы носы.
Вот стёга…ых жилетов ряд.
И туфель чище…ых парад.
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зва…ых в гости удивлять.
Потраче…о немало сил.
Хвалё…ый суп уже остыл.
Капусты кваше…ой ведро,
Мочё…ых яблок три кило.
Свежемороже…ый сазан,
Копчё…ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокраше…ый банан.
Того, что съеде…о давно,
Пересчитать мне не дано.
Бывает много разных тесм,
Но я люблю «Одна – две Н»!
Подведение итогов. Награждение лучших учеников.
Настало время подвезти итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров. (Вручение грамот).
Домашнее задание.
Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нём используются полные и краткие причастия и прилагательные.
Замороже…ы продукты,
Законсервирова…ы фрукты
И конфеты.
Все прожаре…ы котлеты.
И расставле…ы столы.
Будет бал у детворы.
Для нашей Татьяны
Почище…ы бананы,
Для маленькой Аси
Пореза…ы ананасы.
А юн…я Лара любитСушё…ые кальмары…
Прошёл торжестве…ый обде.
Обрадова…ы все. Привет!
Поруза…ы все вяза…ые салфетки.
Испуга…ая кошка затаилась у соседки.
Клее…ые обои разорва…ы.
Парчовые шторы сорва…ы.
Полирова…ый столик поцарапа… .Рассерженно смотри папа.
Искусстве…ые цветы подстриже…ы.
Мама плачет обиженно.
Гости разошлись восторже…ые.
Хозяева остались встревоже…ые.