Статья по правоведению: ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА
ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
И. И. Спирина
Задача правового воспитания молодежи состоит в усвоении каждым молодым человеком основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон.
Правовое воспитание студентов средне–специальных учебных заведений осуществляется в различных формах: на лекциях, семинарских занятиях, при выполнении курсовых работ. При этом важная роль в процессе обучения отводится самостоятельной работе обучающихся с применением ситуационных задач. Ситуационная задача–это совокупность обстоятельств, которые требуют исполнения посредством умозаключения. Ситуационная задача представляет собой своеобразное конструирование процессов и механизмов принятия решений с использованием каких-либо моделей[1]. Использование ситуационных задач на теоретических занятиях и практике позволяет студентам получить глубокие знания и хорошие теоретические навыки в области права. А это, в свое время, позволит сформировать уже в процессе обучения не только квалифицированного специалиста, но и ответственного гражданина.
Использование ситуационных задач в процессе обучения позволяет приобретать навыки анализа возникающих в жизни ситуаций в соответствии с требованиями закона. Применение ситуационных задач необходимо не только и не столько, для того чтобы знать, как надо поступать в отдельной конкретной ситуации, а для того чтобы на основе правового анализа тех или иных обстоятельств усвоить определенные принципиальные положения, углубить знания теории и законодательства, научиться правильно и грамотно применять законы.
По моему мнению, технология задачного подхода является одной из наиболее продуктивных технологий личностно-ориентированного образовательного и воспитательного процесса.
Решать ситуационные задачи возможно двумя основными способами: неимитационными и имитационными.
Неимитационные способы решения ситуационных задач могут выражаться в следующем:
проблемная лекция, – в ходе которой преподаватель разъясняет новый для обучающихся материал, иллюстрируя его конкретными ситуациями, объясняя способы и пути их разрешения;
дискуссия, – в ходе которой студенты обсуждают решение той или иной проблемной ситуации, изыскивая пути ее правильного разрешения самостоятельно или с помощью преподавателя. В наиболее сложных случаях рекомендуется проводить дискуссию с использованием мозговой атаки.
Имитационные способы решения ситуационных задач подразделяются на игровые и неигровые способы. Наиболее эффективными для формирования правового воспитания являются именно игровые способы решения, так как в данном случае могут применяться различные тренинги, игровое проектирование, разыгрывание конкретных ролей обучающимися[2].
Решение ситуационных задач учащимися осуществляется несколькими этапами.
Во-первых, необходимо проанализировать предложенную ситуацию и выявить основные проблемные точки.
Во-вторых, необходимо определить ведущую стратегию действия, цели и планы деятельности.
В-третьих, должны быть выбраны способы и средства деятельности, которые приведут к реализации решения. В-четвертых, полученные результаты должны быть оценены по их эффективности, как самими учащимися, так и преподавателем[2].
Работа с ситуационными задачами предполагает соблюдение ряда методических правил. Приступая к решению задачи обучающимся необходимо усвоить теоретический и нормативный материал.
До начала решения ситуационной задачи она должна быть внимательно прочитана студентам, с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как в большинстве ситуационных задач именно детали содержат необходимые для верного решения данные. Кроме того, учащиеся должны точно усвоить, что требуется от них в ходе принятия решения по той или иной ситуации, и на какие конкретные вопросы они должны ответить. Часть ситуационных задач, используемых в практической деятельности, содержат прямо сформулированные условия и вопросы. При этом часть задач сконструирована так, чтобы учащиеся могли самостоятельно моделировать ту или иную ситуацию в рамках общей концепции задачи.
Важнейшим этапом решения ситуационной задачи является поиск правовых норм, в соответствии с которыми это решение принимается, их анализ и сопоставление. В основе этой деятельности лежит хорошее знание прав, умение свободно ориентироваться в нормативно-правовых документах, усвоение закона и теоретических положений права, поскольку решение ряда ситуационных задач требует знания не только теории, но и положений судебных решений по конкретным делам, а также знание иных подзаконных актов.
Решение каждой ситуационной задачи должно быть мотивированно, то есть содержать обоснование, аргументы и суждения, из которых оно следует.
Лишь тогда, когда в обоснование принятого решения приведены надлежащие правовые нормы, доказана его истинность ситуационная задача может считаться решенной.
Применение ситуационных задач позволяет обучающимся, без опасения совершить ошибку, побывать в роли того или иного участника процесса, взглянуть на этот процесс изнутри. Данная методика усиливает заинтересованность обучающихся в изучении достаточно сложных юридических дисциплин, а, следовательно, позволяет повышать их образовательный уровень, а также развивать у них навыки самостоятельной работы, внимательность.
Введение современных информационных технологий, в частности использование ситуационных задач, обеспечивает более эффективное закрепление теоретического материала, полученного на лекциях, и становится недостающим звеном в цепочке подготовки специалиста между теоретической частью и практической деятельностью.
Используя ситуационные задачи, преподаватель имеет возможность одновременно исследовать и контролировать различные направления, а именно:
Организовать самостоятельную работу обучающихся в процессе решения задач.
Формировать у обучающихся приемы познавательной деятельности.
Продемонстрировать обучающимся особенности трудных ситуаций в профессиональной деятельности, пути и способ их разрешения[3].
Решение ситуационных задач – это своеобразное конструирование процессов и механизмов принятия решений с использованием каких-либо моделей. В процессе решения задачи у студентов формируются практические умения и навыки, развивается логическое и творческое мышление.
Становление Российской Федерации как правового, демократического государства возможно только в случае повышения уровня правовой культуры населения, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к универсальной ценности общества. Очевидно, что добиться этих целей невозможно без продуманных и эффективных механизмов обучения и воспитания.
Список использованной литературыАндреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казнь. 1998. С.241.
Арефьева О.В. Технология активного обучения в среднем профессиональном образовании. // Среднее профессиональное образование. 2006. № 8. С.43- 45.
Бударин Е.А. К вопросу о применении задачного подхода при формировании личностно-профессионального опыта студентов. Челябинск. Образование. 2005. С.286.
Дементьева О.М. Дидактические возможности использования деловых игр в образовательном процессе. // Среднее профессиональное образование. 2006. № 8. С. 46-48.
Павлова Л.А. Компетентностный подход в системе СПО. // Среднее профессиональное образование № 8. 2006. С.58-61.