Конспект урока по математике Сложение и вычитание величин

Урок математике «Сложение и вычитание величин. 4 класс. Школа России.
Составил: Учитель начальных классов: Гордеева Светлана Юрьевна ГБОУ школа №407 Пушкинского района, Санкт-Петербурга
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с приёмом письменного сложения и вычитания величин, совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, умения преобразовывать величины, решать уравнения.
Коррекционно-развивающие: корректировать развитие математической речи учащихся, мышление, внимание, корректировать развитие и формирование способностей к учению.
Воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, познавательный интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент. Слайд №1
- Как вы думаете, зачем мы изучаем такой предмет, как математика? (ответы детей)
Математика – королева наук! Слайд №2
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,
Что почём, не узнаешь,
А, узнав, не поймёшь!
2. Устный счёт
М. Ю. Лермонтов был не только великим поэтом, но и большим любителем математики. Чтобы доставить удовольствие окружающему миру, он узнавал число, ничего не спрашивая у собеседника, а предлагал ему выполнить некоторые арифметические действия.
- Задумайте число, прибавьте к нему 25, прибавьте 125, вычти 36, вычти задуманное число, остаток умножьте на 5, полученное число разделите на 2; получиться 285.
3.Задание на логическое мышление Слайд №2
Олег подошёл к кассе кинотеатра «Луч» в 12 ч 30 мин., для того чтобы купить билеты на какой-нибудь фильм. У него есть только 300 рублей на билет. Пользуясь таблицей, определите, сколько рублей стоит билет на ближайший сеанс, на который может пойти Олег.
Название фильма Время сеанса Цена билета
Планета обезьян 11:55 250 руб.
Рапунцель 12:20 300 руб.
Черепашки-ниньзя 12:40 320 руб.
Человек-паук 13:15 280 руб.
Смешарики 16:00 200 руб.
4.Математический диктант.
Если вы согласны с моим утверждением поставьте знак «+», если не согласны –«-«
В 1ц 100кг
В 1 мин. 100с
В 1дм 100мм
10дм – это 1м
1000кг – это 1т
1кг = 100г
100ц – это 1т
В сутках 12ч
1ч = 60мин
Ответы: 1)+; 2)-; 3)+; 4)+; 5)+; 6)-; 7)-; 8)-; 9)+ Слайд №4
-Как называются числа, с которыми мы сейчас работали? (величины)
5. Актуализация знаний
а) Индивидуальная работа у доски.
Вырази в указанных единицах измерения Сравни
3 км 500 м = …м 3 т = …кг 9км ... 90м
12 км 450 м = …м 2 т 3 ц = …кг 9800дм² ... 980000 см²
5000 м = …км 4000 г = …кг 360с. ... 6ч
7км²=...м ² 6т=...ц 48ч .... 3ч
в) Индивидуальная работа по карточкам
4км 120м=...м 9км 350м=...м
16080м=...км..м 24060м=...км...м
3кг50г=...г 6кг 20г=...г
5т=...кг 8т=...кг
5м² 20дм²=...дм ² 6м ²50дм²=...дм²
4600 дм²=...м² 9800дм²=...м²
-Какие задания с величинами мы умеем выполнять? (сравнивать и преобразовывать)
6. Самоопределение к деятельности. Слайд №5
-Начертите отрезки длинной 3см и 5см.
-На сколько сантиметров первый отрезок короче второго?
-Как вычисляли? Запишите решение в тетради. (5-3=2(см))
-Ниже начертите отрезок длиной 3см5мм.
-Как узнать, на сколько сантиметров этот отрезок корче второго? (Из 5см вычесть 3см5мм)
-Умеем мы вычитать такие величины? (Нет)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сложение и вычитание величин) Слайд №6
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять сложение и вычитание величин, повторить соотношение единиц измерения)
-Какой способ вычисления вы предлагаете?
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы выполнить вычисление? (Перевести в одинаковые величины).
-Откройте учебник и прочитайте правило с.67
-Составьте алгоритм решения подобных примеров.
Алгоритм сложения и вычитания величин. Слайд №7
1.Заменяем крупные единицы мелкими.
2. Выполняем действие (сложение или вычитание).
3. Переводим мелкие единицы в более крупные.
Слайд №8
-В каких единицах мы будем выражать в нашем примере? (В миллиметрах)
-Выполните преобразование и вычислите. (5см=50мм, 3см5мм=35мм, 50мм-35мм=15мм=1см5мм).
7.Работа по теме урока
-Выполните действия.
638 мм + 152 мм
6 дм 3 см + 1 дм 5 см
486 кг + 29 г
124 м 75 см + 39 м 85 см
8. Физкультминутка Слайд №9
9.Работа по учебнику Слайд №10
№136 с. 67
-Прочитайте задачу.
-Составьте схематический чертёж. Что будет целым? (всё расчётное время -210 мин.)
-Из каких частей оно состоит? (Первый фильм, второй фильм и оставшееся время)
1ч 38мин 1ч 27мин ?
____________________________________
210 мин.
-Что нужно сделать, чтобы узнать, войдёт ли ещё один фильм на кассету?
-Что нужно сделать, прежде чем вы приступите к решению задачи? (Перевести все величины в единую наименьшую единицу)
-Решите задачу.
10. Закрепление изученного материала
а) Решить уравнение
х - 65 = 81: 9
в) Задача № 291
11. Рефлексия
-Самостоятельно выполнить задание "Проверь себя" с. 67
-Оцените свою работу на уроке. Слайд №11
12. Подведение итогов
Чему вы учились на уроке?
-Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин?
-Кто не понял эту тему?
-А как вы думаете, зачем мы учимся складывать и вычитать величины?
-Урок мне хотелось бы закончить высказыванием великого математика
Петера Ропсе «Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива».
Слайд №12
-Как вы понимате эти слова?
13. Домашнее задание Слайд №13
учебник № 315, 317
Индивидуальные карточки
4км 120м= … м 9км 350м= ... м
16080м= ... км.. м 24060м= ...км... м
3кг50г= ... г 6кг 20г= ... г
5т= ... кг 8т= ... кг
5м 20дм²= ... дм ² 6м ²50дм²= ... дм²
4600 дм²= ... м ² 9800дм²= ... м²
4км 120м= … м 9км 350м= ... м
16080м= ... км.. м 24060м= ...км... м
3кг50г= ... г 6кг 20г= ... г
5т= ... кг 8т= ... кг
5м 20дм²= ... дм ² 6м ²50дм²= ... дм²
4600 дм²= ... м ² 9800дм²= ... м²
4км 120м= … м 9км 350м= ... м
16080м= ... км.. м 24060м= ...км... м
3кг50г= ... г 6кг 20г= ... г
5т= ... кг 8т= ... кг
5м 20дм²= ... дм ² 6м ²50дм²= ... дм²
4600 дм²= ... м ² 9800дм²= ... м²