Конспект урока по математике на тему Рубль. Копейка
Тема урока: Копейка. Рубль. Закрепление.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель урока: продолжать знакомить с единицами стоимости – рублём и копейкой; учить проводить расчёт монетами разного достоинства; выполнять преобразования величин; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемый результат: учащиеся научатся соотносить копейку и рубль; выражать стоимость в рублях и копейках; рассуждать и делать выводы; выполнять задание творческого характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Содержание:
универсальные учебные действия:
Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: взаимодействие (формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и коррекция.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые
УУД
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Мы услышали звонок –
Начинается урок.
Встали прямо, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
На гостей все поглядели,
Поздоровались и сели. Приветствуют учителя и гостей кивком головы. Коммуникативные.
Личностные.
Актуализация знаний.
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания.
Устный счёт.
Игра «Какое число спряталось?»
(СЛАЙД 1)
83 = 80 + …
35 = … + 5
(СЛАЙД 2)
96 = … + 6
55 = 50 +…
63 = … + 3
27 = 20 + …
Математический диктант.
- Открываем тетради, записываем классная работа, на полях сегодняшнее число.
- Запишите числа: пятнадцать, пятьдесят, семнадцать, семьдесят, девятнадцать, девяносто.
- Запишите число, в котором 3 десятка и 8 единиц, 8десятков и 3 единицы.
- Запишите число 92. Запишите ещё 3 числа в порядке возрастания.
- Запишите сумму чисел: 40 и 5, 70 и 3, 30 и 8. Один учащийся пишет диктант на обратной стороне доски.
Проверка по образцу на доске. Самооценка. Познавательные.
Регулятивные.
Постановка цели урока (постановка проблемы).
Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока
Математика – королева наук!
Без неё не летят корабли.
Даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтёшь,
Что по чём не узнаешь,
А узнав, не поймёшь.
– Узнать, куда мы сегодня отправимся, сможем, если расшифруем слово. Для этого нужно разложить каждое число на разрядные слагаемые. Затем найти в крайнем правом столбце число, обозначающее количество десятков в данном числе, а в верхней строке – число, обозначающее количество единиц в данном числе, и назвать букву, находящуюся на пересечении этих чисел.
(ТАБЛИЦА НА СЛАЙДЕ 3)
1 2 4 6 8
2 А Р Т О Ж
3 Я Ы Щ Г К
4 Й И Ч Ю У
6 Д Ъ А З Э
7 Ф Е Н Б М
– Какое слово у нас получилось?
Закончилась наша тренировка,
Помогла математическая сноровка!
Теперь вопрос:
- Без чего не купишь конфет?
Не заплатишь за вкусный обед?
– Кто догадался, как называется тема сегодняшнего урока? (СЛАЙД 4)
– Что мы научимся считать? Магазин.
Без денег.
Рубль. Копейка.
Считать деньги. Познавательные.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения.
– Монеты какого достоинства вам знакомы?
(СЛАЙД 5)
– Что больше: 1руб. или 1 коп.?
– Сколько в 1 рубле копеек?
Работа по учебнику. Стр. 17, № 3.
– Как можно набрать монетами 16 коп.? 27 коп.? 51 коп.? 56 коп.? 65 коп.? 70 коп.? Ответы детей.
1руб. = 100 коп.
10+5+1 коп.; 10+10+5+1+1 коп.; 50+1 коп., 50+5+1 коп.; 50+10+5 коп.; 50+10+10 коп. Регулятивные.
Познавательные.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Звёздочка».
Цель: организовать правильность выполнения физических упражнений.
Листы прикрепляются к доске. Дети встают. Глазки находятся в точке нижнего левого лучика. Дети глазами «ведут» по лучикам звёздочки по команде учителя (голова при этом не поворачивается). Двигаемся глазками вверх по жёлтому лучику, влево по зелёному, вниз по чёрному, вверх по синему, вниз по красному. Можно делать несколько раз, меняя точку.
Закрепление изученного материала.
Цель: организовать усвоение понятий рубль, копейка; выполнение преобразования величин.
Работа по учебнику. Решение задачи.
с.17, №2
– Прочитайте задачу.
– Сколько денег у Саши? У Вани?
– Сколько у них всего денег, как узнать?
– Как составить вопрос, чтобы в задаче было действие вычитание?
Задание на СЛАЙДЕ 6.
- У кого из детей больше монет?
- У кого из детей больше денег?
Задание на СЛАЙДЕ 7.
Выберите только те суммы денег, которые можно набрать монетами и купюрами, которые вы видите на рисунке.
10руб., 20 руб.
К 10руб. прибавить 20 руб.
На сколько денег у Вани больше, чем у Саши?
У Лизы 5 монет, у Пети 3.
У Пети 65 коп., а у Лизы 36 копеек.
60 рублей, 15 рублей, 66 рублей, 20 копеек, 6 рублей. Коммуникативные.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: способствовать совершенствованию вычислительных навыков, организовать работу в паре.
- Я вижу, что вы прекрасно считаете. Предлагаю вам отправиться в магазин. (СЛАЙД 8)
- У вас на партах лежат конверты с деньгами. На прилавке вы видите продукты питания с указанными на них ценами. Ваша задача определить у кого из вас больше монет, сколько денег у каждого из вас, сколько денег у вас вместе, и какие продукты питания вы можете купить в нашем магазине. Работа в парах.
Ответы детей. Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Цель: способствовать формированию рефлексии.
Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения.
(СЛАЙД 9)
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- Я использую полученные знания…
- Сегодня я сумел…
- На этом уроке я похвалил бы себя за ...
- Я понял …
- Не совсем понял … Ответы детей. Личностные.
Домашнее задание.
Учебник с. 17, № 4. Запись д/з в дневниках.