«Активизация познавательной активности через использование различных технологий на уроках географии».
Мураховская Марина Ильинична, учитель географии МБОУ Ангарская СОШ.
«Активизация познавательной активности через использование различных технологий на уроках географии».
Целью моей работы является: повышение качества образования и воспитания школьников, выведение учебно-воспитательного процесса на новый уровень, соответствующий требованию времени.
Для реализации этой цели ставлю перед собой следующие задачи:
Развивать познавательный интерес учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, способствовать повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных трудностей.
Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать).
Раскрывать индивидуальные способности каждого ребёнка, создавать условия для его самореализации в жизни.
Повышать качество работы: совершенствуя положительное, развивая достигнутое, преодолевая недостатки.
На моих уроках всегда царит дружественная, спокойная атмосфера. Всегда помню, что любой урок- это общение учителя и учеников. Для того чтобы оно было полезным, интересным и продуктивным, стараюсь правильно использовать каждый этап учебного занятия. Обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, его интересы и наклонности, личный опыт ребёнка который он приобрёл в конкретных условиях семьи.
Для развития познавательной деятельности учащихся на уроке я использую различные образовательные технологии:
1.Проблемное обучение.
2.Игровые технологии.
3.Коллективные способы обучения.
4.Информационно- коммуникационные.
Главной структурной единицей проблемного подхода является проблемная ситуация, которая создаётся посредством проблемных вопросов и задач. Особое внимание уделяю созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаю различные источники географических знаний - учебник, атлас, статистический материал, научно-популярную литературу, СМИ, ИНТЕРНЕТ. Например, перед изучением темы «Географические координаты», в начале урока даю такое задание: «Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: «420ш. и 1730д. У остр.. Нов. Как называются острова, около которых корабль потерпел крушение? (Новая Зеландия). Эта проблема сразу же заинтересовала ребят, каждый хочет помочь морякам, каждый предлагает свои способы помощи. После этого мы вместе с обучающимися приступаем к изучению новых знаний о географических координатах, и я направляю их на самостоятельные поиски ответа.
Проблемная ситуация может быть представлена по-разному:
1. Фронтальный эксперимент позволяет включить в поиски решения задачи одновременно весь класс, активизирует мыслительную деятельность. Например, при изучении те мы «Атмосферное давление» демонстрирую опыт «Берём стакан с водой, прикрываем его листом бумаги, и переворачиваем стакан. Вода из стакана не выливается? Задаю вопрос: почему так происходит? Этот опыт вызывает интерес у обучающихся, а главное - заставляет думать.
2.Практические и самостоятельные работы. Формирование практических умений и навыков обучающихся в процессе обучения географии происходит в основном при выполнении практических и самостоятельных работ. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т. д.). Практическая работа как бы подготавливает обучающихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Практические работы представляют собой усложняющуюся систему. В 6 классе используются физическая карта полушарий и физическая карта РФ. В 7-8 классах обучающиеся овладевают умением комплексного использования различных тематических карт атласа, их сопоставления, анализа. В процессе изучения курсов экономической и социальной географии у обучающихся формируются умения анализировать экономические карты, статистические таблицы, работать с дополнительным справочным материалом. Уровень самостоятельности обучающихся увеличивается от класса к классу по мере расширения и углубления основных умений и навыков.
Практическую работу так же, как и самостоятельную, использую и в качестве тренировки, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Выполняются работы традиционно, по описанию в инструктивной карточке или по описанию в учебнике. В конце - дополнительное задание поискового характера: оценить результат, сделать вывод. Например, при изучении темы «Природа регионов России» проводится практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека». Нужно дать оценку эффективности использования всех природных ресурсов.
Значение данной технологии: Углубляются знания и умения
Развивается речь, логическое мышление
Вызывается интеллектуальная заинтересованность
Вырабатывается активная позиция детей
Позволяет поверить в себя, повысить самооценку
Широко применяю игровую технологи. На мой взгляд, значение данной технологии трудно переоценить.
Игра дополняет традиционные формы обучения, способствует активизации процесса обучения. Наряду с другими методами и приёмами повышает эффективность преподавания географии, делает процесс обучения более интересным, способствует успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы
Известно, что в играх дети раскрепощаются, проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. Игру могу организовать и в начале урока для активизации внимания, и в конце - для закрепления изученного материала, для снятия напряжения после сложной классной работы.
В познавательной географической игре закрепляются умение пользоваться справочной и другой литературой. Играть нравится и младшим школьникам и старшеклассникам. Я согласна и с тем, что не везде и не всегда уместно и возможно введение игровой ситуации. Но постараться, как можно чаще использовать её особенно в младших классах.
Все виды игровой деятельности я разделила на три группы: ролевые, соревновательные (игры- состязания) и подвижные.
Ролевые игры обычно провожу на уроках обобщения знаний, на уроках изучения нового материала.
Например, в 7 классе провожу игру «Пресс- конференцию с участниками путешествия по Африке». Эта игра требует от обучающихся более высокого уровня самостоятельности. Заранее определяю группу «учёных- специалистов по природным зонам» в составе 3-4 человек, которые «побывали» в Африке. Специалистам предстоит отвечать на вопросы своих любознательных товарищей. Кроме обычных в этом случае целей повторения и обобщения знаний о природных зонах материка, игра формирует умение вести беседу на научную тему. Вопрос непременно начинается с вежливого обращения: «Скажите, пожалуйста,..», «Будьте любезны объяснить»; ребята обращаются к специалистам- одноклассникам по имени и отчеству. Свои вопросы ребята готовят заранее; они должны быть сложными, требующими размышления, а не просто носящими назывной характер.
Игры- состязания: уроки-конкурсы. Это КВН, «Брэй- ринги». Подвижные игры использую для разрядки, для снятия усталости. Это такие как «север- юг», «раз, два, три-реку, город, остров назови.
Игра заканчивается подведением итогов с обязательным выставлением оценок.
Как показывает практика, такие уроки проходят очень интересно и увлекательно и надолго остаются в памяти детей. Значит поставленная мною цель - вызвать интерес к предмету достигнута.
Применяю и такую педагогическую технологию, как коллективный способ обучения. Нередко мы учителя недооцениваем учащихся, считаем, что только мы сможем доступно и верно объяснить сложное и непонятное. На практике я убедилась, что это с успехом могут делать и ученики. Некоторые функции учителя можно и нужно передать учащимся, обеспечивая необходимую помощь и контроль. Поэтому суть КСО можно сформулировать по-иному: учит не только учитель, но и ученики учат друг друга. Заранее класс делю на 2,3,4 группы. В каждой группе выбираю лидера, как правило, это ученики, проявившие склонность к предмету, умеющие работать с картой, схемами. Я считаю коллективную форму организации учебной деятельности актуальной. Она развивает умение сотрудничать, создает творческую соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности. В своей работе на уроках использую методики коллективного способа обучения: опрос мнений, взаимообмен заданиями. Но в то же время вижу, что в условиях разноуровневого контингента обучающихся использование этой технологии не всегда эффективно, потому что доминируют в работе группы, как правило, сильные ученики, слабые же остаются инертными. Поэтому здесь важно предусмотреть задания разного уровня сложности и в самой группе.
Преподавание географии представляет собой благоприятную среду для применения информационно- коммуникационных технологий. «Свежие» новости, различные образовательные, в том числе географические сайты, поджидают нас учителей на страницах Интернета. Интересен и насыщен разнообразной информацией в области географии Сайт компании Кирилл и Мефодий, содержащий разнообразную образовательную информацию для учителей и учеников. Привлекает сайт для учителя «Я иду на урок географии».
Компьютерные технологии обеспечивают:
- высокий уровень наглядности, что очень важно в изучении географии.
-активизацию познавательного процесса на уроке.
-развитие интереса к изучаемому предмету.
-дополнение и обогащение традиционных форм обучения.
Элементы этой технологии начала использовать недавно. Использую компьютерные презентации при объяснении нового материала, при повторении пройденного.
Чтобы уроки были запоминающимися, яркими, эмоциональными использую художественные образы из художественной литературы, поэзию.
Стихи способны задавать тон и ритм выбранной теме. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в тоже время помогают научить генерализации, отбору самого важного, характерного, учат формулировать собственные мысли. Поэтические образы будят фантазию школьников, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать и узнавать. У меня накопилось много таких стихотворений к разным курсам географии. Например, это стихотворение я читаю детям на вводном уроке в 6 классе при изучении темы «Здравствуй, география».
Представьте, ребята, картину вот эту
Наш дом - это шар – Голубая планета.
Какой он огромный!
Да нет – он малютка!
Вот звезды огромны. Становится жутко,
Как может такая пылинка родиться
И не затеряться, и не распылиться?
Мы в доме живем под единою крышей,
Мы воздухом общим с природою дышим
Мы солнечным светом единым согреты.
Земляне! Наш дом – голубая планета
Прочитав стихотворение, прошу ребят ответить на вопросы:
1. О чём это стихотворение?
2.О какой голубой планете идёт речь?
3.Если Земля-наш дом, нужно ли знать всё о своём доме? Особое внимание уделяю проблеме профессионального самоопределения. Профориентационные уроки в системе специализированной подготовки обучающихся к жизни помогают им сознательно выбрать будущую профессию. Например, при изучении темы «Картографическая съёмка местности» 6 классе мои ученики знакомятся с профессией топографа и геодезиста; а, изучая тему « Общая характеристика рельефа России» в 8 классе, ребята узнают о профессиях геолога, вулканолога, геоморфолога, эколога. В моей практике есть выпускники, поступившие в высшие учебные заведения на факультеты, связанные с географией.
Особое внимание в своей работе я уделяю вопросу здоровьесбережения школьников. Поэтому на каждом уроке применяю элементы здоровьесберегающей технологии: дозирование заданий на уроке и домашних заданий, частая смена видов деятельности, соблюдение осанки, провожу физкультминутки. С целью повышения познавательной активности обучающихся в системе веду внеклассную работу по предмету. Большое внимание уделяю работе с одарёнными детьми. Во внеурочное время ученики готовятся к олимпиадам и конкурсам. Ежегодно ученики нашей школы принимают активное участие в проведении недели географии. Обучающиеся проявляют своё творчество в оформлении газет, составлении кроссвордов и ребусов, показывают свои знания в изучении географии. В ходе недели провожу такие внеклассные мероприятия, как «Что? Где? Когда?» «КВН». « Гладиаторские бои по географии». «Географическая показуха», и др. Системная работа на уроках географии и во внеурочное время позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету. Количество успевающих на «4» и «5» составляет 63- 65 % .
Мои ученики на протяжении многих лет участвуют в муниципальных олимпиадах по географии. В 2009 -2010 учебном году, ученик 10 класса Митрофанов С. занял 1 место в муниципальной олимпиаде по географии и принял участие в областном туре олимпиады. Ежегодно ученики выбирают географию для сдачи ГИА, ЕГЭ. Так, в 2012 году ученик 11 класса Баранов С. набрал 65 баллов при сдаче Е Г Э. Это был лучший результат в Аларском районе,средний балл района-54.Самый высокий результат работы учителя – выбор учениками соответствующего профиля обучения. Мои ученики учатся в Иркутском государственном университете, Иркутском государственном педагогическом университете, Иркутской государственной сельскохозяйственной академии.
15