Авторская разработка урока внеурочной деятельности Сравнение отрезков. Единицы длины


Класс: 4
Предмет: внеурочная деятельность «Логика. Математика вокруг нас»
Продолжительность занятия: 45 мин
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоролик с физкультминуткой, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия № 14
Тема занятия: Сравнение отрезков. Единицы длины.
Цель для обучающегося:
- знакомство с единицами длины;
- понятием длины отрезка, как измеряют отрезки;
- рассмотреть сравнение отрезков;
- обучение решению задач по данной теме;
- практическое применение полученных знаний
Цель для учителя:
Познакомить с понятием длины отрезка, единицами длины; научить пошаговому измерению длины отрезка, учить работать с линейкой; развивать умение сравнивать отрезки, математическую речь, логическое мышление, пространственное воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать аккуратность, интерес к математике.Задачи:
Образовательные: (формирование познавательных УУД): выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; выделение общего и различного в изучаемых объектах, классификация объектов; применять модели для получения информации
Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД)
Развивающие (формирование регулятивных УУД ) умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям.
Тип занятия: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма занятия: лаборатория геометрических открытий
Опорные понятия, термины
Математика;
Геометрия; отрезок; обозначение отрезка, длина отрезка, единицы длины
Новые понятия:
Длина отрезка, единицы длины
Этап урока и его цели Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент Приветствует обучающихся Приветствуют присутствующих Коммуникативные УУД
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка целей и задач занятия. Проводит фронтальный опрос по понятиям: математика, геометрия; проверяет выполнение домашнего задания, организует постановку обучающимися целей и задач урока.
Первичная мотивация обучающихся.
Прозвенел звонок – начинаем наш урок.
На меня все посмотрели и тихонечко все сели.
- Ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду... (демонстрация слайда № 6).Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (демонстрация слайда № 7).Неоценимый вклад в развитие геометрии был внесен древнегреческими математиками (демонстрация слайда № 8). “Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь”. Такая надпись была сделана над дверью дома, в котором Платон занимался со своими учениками. Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений, был древнегреческий математик Фалес (VI век до н.э.). Наибольшее влияние на все последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III веке до н.э. (демонстрация слайда № 9). Сочинение Евклида "Начала" почти 2 тысячи лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. В настоящее время геометрия – это целая наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. В ней изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета, плотности, вкуса и т. п. (демонстрация слайда № 10).
Часть геометрии, в которой рассматриваются фигуры на плоскости, называется планиметрией, а та часть, в которой рассматриваются тела в пространстве, называется стереометрией. Сегодня мы продолжим изучение планиметрии. На уроках нам понадобятся: чертежные принадлежности, тетрадь. Строят речевые высказывания; формулируют цель и задачи урока Коммуникативные и регулятивные УУД
Основная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний Организует самостоятельно - групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для ознакомления с новым материалом:
Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока “Сравнение отрезков. Единицы длины”
Точка – основное геометрическое понятие. В переводе с латинского языка слово точка – результат мгновенного касания, укол.
Задание 1.
Отметить в тетради точку. Обозначить её. Обозначить – значит дать имя. Имя точки – большая буква латинского алфавита (демонстрация слайда № 11).
Задание 2.
С помощью линейки провести в тетради линию. В переводе с латинского языка слово линия – льняная нить. На линии отметьте точки A, B (демонстрация слайда № 12).
Часть линии, заключённая между двумя точками, называется отрезком. Обозначается отрезок двумя точками, которые являются его концами.
Задание 3.
Начертить в тетради отрезки AB, CD, NM, KL.
Каждый из этих отрезков имеет длину. Как сравнить длины отрезков? Нужно их измерить. Для этого можно воспользоваться измерителем (демонстрация слайда № 13).
С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка?
С помощью линейки. Как это сделать показано на слайде (демонстрация слайда № 14).
Задание 5.
Измерьте длину отрезков на карточке (приложение 1). Результат запишите в тетрадь. Сравните свой результат с тем, что получилось у вашего соседа по парте. При необходимости проведите дополнительные измерения.
Длину отрезка АВ называют также расстоянием между точками А и В.
Для измерения длин применяют различные единицы длины (демонстрация слайда № 15).
Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.
1 см = 10 мм.1 дм =10 см1 м = 10 дм = 100 см 1 км = 1000 м.
Задание 6 (демонстрация слайда № 16).
Выразите в сантиметрах
8 дм 6 см; 40 мм; 3 м 5 см
Выразите в метрах
3 км 300м; 7 км 90 м
Проверим получившиеся ответы.
Меры длины, которые мы используем сейчас, были не всегда. На Руси, в старину, длину измеряли с помощью частей тела (демонстрация слайда № 17).
Договариваются о совместной деятельности, проводят опыты, приходят к общему решению Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Физкультминутка Показывает ребятам видеоролик с физкультминуткой Выполняют упражнения за веселым человечком Личностные УУД
(формирование мотивации к самосовершенствованию);
Коммуникативные УУД
(умение управлять своим поведением).
Закрепление изученного. Организует групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для закрепления нового материала.
Задание 7
Постройте в тетради отрезок AB. Отметьте точки M, K и O лежащие на отрезке AB. Точки N, C и D не лежащие на отрезке AB. Обратите внимание на знак принадлежности (демонстрация слайда № 19).
Задание 8.
Постарайтесь выполнить следующие задания (демонстрация слайда № 20).
Запишите в тетрадь ответы на вопросы:
Какие точки лежат на отрезке AB?
Какие точки не лежат на отрезке AB?
Какие точки лежат между точками C и D?
Какие точки лежат между точками N и M?
Сколько отрезков на рисунке?
Игра на Математическом планшете «Сложи фигуру» Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямПовторение изученного материала Организует повторение изученного материала Систематизируют и закрепляют полученные ранее знания Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Домашнее задание Объявляет домашнее задание
В качестве домашнего задания предлагаю вам творческую работу. Сделайте сообщение или презентацию на одну из тем: “Старинные русские меры длины”, “Мера длины в различных странах” Формируют и высказывают свои предположения.
Оценивают себя Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Подведение итогов
Рефлексия Организует подведение итогов и самооценивание обучающихся.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Сегодня вы познакомились с понятием точка, отрезок –…(отвечают обучающиеся),
Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – …(отвечают обучающиеся),
Применили полученные знания на практике.
Приложение 1.
СКАЗКА ПРО ОТРЕЗКИ, И ЧТО БЕЗ НИХ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ.Жил-был мальчик Вова. Хоть он и был школьником, но не понимал, зачем нужны отрезки. Вова даже поспорил с учительницей из-за этого. После школы, Вова пошел домой. Его встретила мама. За обедом Вова спросил у нее: - Мама, ну зачем нужны отрезки? Ведь препятствия, которые мешают продолжатся прямой, можно сломать, и тогда отрезки исчезнут! Мама сказала: - Я правильно поняла – ты думаешь, что отрезки совершенно бесполезная идея? Так?- Да.- Отрезки очень нужны, - сказала мама.- Но зачем?- Сам поймешь, - строго сказала мама.Вова поужинал, умылся, и лег спать. Вдруг он увидел светящегося человечка. Человечек сказал: «Хочешь попасть в Страну Отрезков?» «Конечно, хочу!» - сказал Вова. Человечек сделал волшебный жест, и вдруг, открылась дверца. Вова так и не понял, откуда она взялась. Он зашел в дверцу, и она захлопнулась. Страна Отрезков была красивая, но маленькая. Вова подошел к одному из жителей и спросил: «Почему вы живете в отрезках? У вас ведь поэтому маленькая страна. Разбейте все препятствия и ваша страна будет бесконечна.» Житель сказал: «А что, хорошая мысль! Мы преподнесем нашим королям подарок! Ведь у них сегодня День Рождения и они будут рады расширению своей страны.» Они убедили всех остальных жителей в том, что отрезки совсем не нужны. И вот, жители стали ломать все препятствия, которые мешали двигаться во все стороны прямым. И началась катастрофа! Один молодой человек никак не мог догнать свою спальню. Пока он бежал к спальне, он с ужасом думал: «А как же я потом доберусь до кухни?» Первый король думал: «Как я доберусь до ванной?» Ведь именно в этот момент, он бежал к ванной. А второй король бежал к кухне. Он был очень голоден и, к сожалению, знал, что сегодня будет на завтрак. А на завтрак были его любимые жареные куропатки. От голода ему уже мерещился его убегающий завтрак. И другие неприятности. Жители этой страны ужасно рассердились на Вову (вернее жители половины страны, на которой остался Вова.) Дело в том, что граница, которая разделяла эту страну на две половины, разделилась. И одна половина страны отлетела от другой на километр.       Но люди в этой стране были быстрые и ловкие. И под руководством Вовы, они быстро сделали палочки, преграждавшие путь прямым. Жители все перегородили палочками. Поймали вторую половину страны. Молодой человек, наконец, догнал свою спальню. Первый король умылся. Второй король позавтракал. А Вова вернулся домой. И больше он никогда и не с кем не спорил насчет отрезков. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!